Тема № 10. «Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации»

(форма проведения – тематическая дискуссия)

1. Валютное право: понятие, источники.

2. Валютное регулирование: понятие, виды, принципы.

3. Правовое положение резидентов и нерезидентов.

4. Правовой режим валютных операций.

5. Правовые основы валютного контроля в Российской Федерации.

6. Ответственность за нарушение валютного законодательства.

Стратегическая цель проведения практического занятия в активной форме - развитие общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности бакалавров права.

Тактическая цель занятия – уяснение правовых основ валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.

Этапы подготовки и проведения тематической дискуссии:

1. Выбор темы дискуссии (на обсуждение выносятся вопросы, имеющие проблемный характер, неоднозначно решаемые в науке и практике бюджетного права).

2. Установление регламента проведения дискуссии.

3. Самостоятельная подготовка студентов к дискуссии (изучение нормативной и специальной литературы, анализ материалов судебной практики с целью определение собственной точки зрения).

4. Проведение тематической дискуссии.

5. Выработка согласованного мнения по спорным вопросам.

6. Совместная оценка эффективности проведенной дискуссии.

Технология проведения занятия.

Тематическую дискуссию открывает преподаватель, определяющий цели и задачи его проведения. С учетом регламента предоставляется слово участникам дискуссии, представляющим свои доклады. Затем проводится их обсуждение. В обсуждении принимают участие все студенты. Они могут задавать уточняющие вопросы (преподавателем мотивируются студенты, развивающие навыки публичных выступлений).

Во время проведения тематической дискуссии планируется обсудить:

1. Место и роль валютного права в системе российского права.

2. Значение основных терминов валютного права.

3. Роль и значение валютного регулирования в процессе обеспечения финансовой безопасности государства.

4. Виды валютных режимов.

5. Правила осуществления валютных операций в Российской Федерации.

6. Валютный контроль как разновидность финансового контроля.

7. Полномочия органов и агентов валютного контроля.

В процессе подготовки к круглому столу студенты готовят рефераты, разрабатываются презентации по рассматриваемым вопросам, представляют схему взаимодействия органов и агентов валютного контроля.

Рассмотрение вопроса о содержании валютного регулирования производится в интерактивной форме в виде тренинга публичных выступлений.

В целях организации интерактивного занятия преподаватель назначает двух докладчиков, которые самостоятельно и заранее готовят выступления по заданным темам.

Первый докладчик готовит выступление по теме «Валютное регулирование в период СССР», в выступлении докладчик рассматривает историю валютного регулирования в советское время, продолжительность доклада – 12-15 мин.

Второй докладчик готовит выступление по теме «Валютное регулирование в современной России», в выступлении докладчик рассказывает об этапах валютного регулирования в постсоветский период, продолжительность доклада – 12-15 мин.

Перед началом серии выступлений преподаватель из числа оставшихся студентов, присутствующих на занятии, назначает отдельных рецензентов каждого из выступлений - «Стратега», «Психолога», «Искусствоведа».

«Стратег» оценивает структуру выступления, последовательность и логичность изложения материала, полноту рассмотрения темы выступления, доступность материала аудитории, актуальность, достоверность, спорность материала.

«Психолог» оценивает поведение докладчика во время выступления: поза, манера изложения, установление психологического контакта с аудиторией, использование психологических приемов для повышения интереса аудитории, в том числе – инициирование дискуссий по вопросам, рассмотренным в выступлении.

«Искусствовед» оценивает речь докладчика, ее «красоту», научность, профессиональность, рецензент должен указать на использование докладчиком слов-паразитов. Продолжительность выступления каждого рецензента не более 2 мин. Также преподаватель назначает из числа студентов «Референта», который контролирует соблюдение регламента докладчиками и рецензентами, а по окончании выступлений докладчиков и рецензентов выбирает лучшего докладчика и лучшего рецензента.

После назначения рецензентов и «Референта» преподаватель предлагает выступить докладчикам. По окончании выступления обоих докладчиков проводится дискуссия по вопросам, рассмотренным в выступлении (продолжительность дискуссии – 10 мин.). По окончании дискуссии предоставляется слово рецензентам выступления. В заключении слово предоставляется «Референту» (продолжительность выступления – 3 мин.).

По итогам дискуссии преподавателем подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.

Форма представления студентами конечного результата: в конспектах студенты записывают правовые основы валютного регулирования и валютного контроля, правильные решения задач.

[1] правильные ответы отмечены знаком +

Наши рекомендации