Тема 19. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля

Понятие валюты как экономической категории. Валюта Российской Федерации: понятие и содержание. Понятие иностранной валюты. Валютный курс. Валютный рынок. Валютные ценности как экономическая категория. Классификация валютных ценностей. Понятие и виды валютных операций, их содержание. Валютное регулирование как деятельность государственных органов. Содержание валютного регулирования. Уровни валютного регулирования: нормативный и индивидуальный. Понятие и содержание нормативно-правового регулирования. Понятие и содержание индивидуально-правового регулирования. Правовые основы организации и осуществления валютного регулирования. Органы валютного регулирования и их функции. Резиденты и нерезиденты: понятие и классификация. Понятие и классификация текущих валютных операций, их содержание и правила осуществления. Валютные операции, связанные с движением капитала: понятие, содержание и правила их проведения. Расчеты между резидентами. Покупка и продажа иностранной валюты. Обязательная продажа валютной выручки, ее правовые основы. Порядок освобождения от обязательной продажи валютной выручки. Правовые основы осуществления валютных операций. Порядок осуществления текущих валютных операций резидентами. Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций. Порядок осуществления текущих валютных операций нерезидентами. Права и обязанности нерезидентов при осуществлении валютных операций. Порядок реализации гражданами товаров, работ, услуг за наличную иностранную валюту. Правовые основы осуществления сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Драгоценные металлы и изделия из них. Субъекты сделок с драгоценными металлами. Порядок приобретения драгоценных металлов у пользователей недр. Хранение драгоценных металлов и драгоценных камней. Порядок отпуска драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного Фонда. Другие операции с драгоценными металлами и камнями. Правовые основы осуществления валютного контроля. Понятие и содержание валютного контроля. Цели и задачи валютного контроля. Основные направления валютного контроля. Органы валютного контроля: их права и обязанности Агенты валютного контроля. Содержание валютного контроля. Валютный контроль как часть финансового контроля.

5.3. Планы семинарских занятий:

Семинарское занятие № 1

Цель:закрепление понятий «финансы РФ», «финансовая система», ознакомление с основными методами и принципами финансово-правового регулирования, характеристика Общей и Особенной части финансового права, знакомство с финансово-правовыми актами и их видами.

Основные вопросы:

1. Понятие и содержание предмета «Финансовое право», его система и источники

2. Понятие финансов РФ и их функции.

3. Методы финансовой деятельности и их особенности

4. Финансово-правовые акты, их особенности и виды

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме семинарского занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 2

Цель: закрепление понятий финансово-правовой нормы, видов и содержания ФПН. Структура ФПН: гипотеза, диспозиция и санкция. Понятие и классификация финансовых правоотношений, субъектов финансового права, порядка защиты прав субъектов: административный и судебный.

Основные вопросы:

• Понятие, содержание и виды финансово-правовых норм. Ответственность за нарушение ФПН.

• Понятие и классификация финансовых правоотношений.

• Понятие субъекта финансового права и субъекта финансового правоотношения, их классификация

• Защита прав субъектов финансовых правоотношений: административный и судебный порядок.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме семинарского занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 3

Цель: ознакомление с основными принципами финансовой деятельности, определение правового положения и функций финансовых органов, государства и органов местной власти. Понятие финансово-правового и финансово-планового акта, сметы и финансового плана, классификация финансово-правовых актов.

Основные вопросы:

• Основные принципы и формы финансовой деятельности: понятие и содержание.

• Правовое положение органов, осуществляющих финансовую деятельность, и их функции

• Финансово-правовые акты: понятие и содержание.

• Финансово-плановые акты: понятие и содержание.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме;

• Дискуссия на тему «Организационно-технические и правовые аспекты информационной безопасности».

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами.

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы.

Семинарское занятие № 4

Цель: ознакомление с институтом финансового контроля как составной частью осуществляемого в стране контроля. Изучение методов финансового контроля, его отдельных видов и способов его проведения. Ознакомление с видами ревизий, актом ревизии и порядком его оформления.

Основные вопросы:

• Понятие и содержание финансового контроля, его значение

• Виды и органы финансового контроля РФ.

• Понятие ревизии, виды ревизий и их содержание.

• Акт ревизии и порядок его оформления. Ответственность по результатам ревизии.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 5

Цель: закрепление понятия бюджета и бюджетного права, классификация бюджетов. Определение бюджетного права как совокупности финансово-правовых норм и роли бюджетов. Изучение субъектов бюджетного права, бюджетного устройства, принципов построения бюджетной системы, ознакомление с составом доходов и расходов бюджета, принципами их распределения.

Основные вопросы:

• Понятие бюджета и организации бюджетного устройства

• Понятие бюджетного права и бюджетного правоотношения

• Субъекты бюджетных правоотношений, их права и обязанности

• Понятие и виды доходов и расходов бюджетов РФ, их классификация.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 6

Цель: ознакомление с понятием и общей характеристикой бюджетных прав, бюджетных полномочий и распределением бюджетных прав. Классификация бюджетных прав, в том числе право на получение закрепленных и регулирующих доходов и их использование.

Основные вопросы:

• Бюджетное право как элемент правового статуса субъекта бюджетного права

• Юридическое содержание бюджетного права. Бюджетные обязанности

• Классификация бюджетных прав. Права субъектов по отношению к собственному, вышестоящему и нижестоящим бюджетам.

• Бюджетные полномочия. Распределение бюджетных прав.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 7

Цель: определение понятия и принципов бюджетного процесса, изучение стадий бюджетного процесса: составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета. Рассмотрение этапов, порядка и сроков разработки проекта бюджета, механизма его принятия, порядка и обеспечения исполнения бюджета, органов исполнения бюджета и их функций.

Основные вопросы:

• Понятие и принципы бюджетного процесса

• Бюджетные показатели. Структура бюджетной классификации

• Этапы, порядок и стадии рассмотрения и утверждения бюджета.

• Органы исполнения бюджета, в том числе контрольные органы.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме семинарского занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 8

Цель: понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных денежных фондов, ознакомление с целями создания и источниками бюджетных фондов, их классификацией и значением, в том числе с целевыми фондами Правительства РФ, внебюджетными фондами и их ролью в формировании финансовой системы РФ.

Основные вопросы:

• Классификация и правовой режим бюджетных фондов

• Правовой режим внебюджетных фондов Российской Федерации.

• Классификация внебюджетных фондов РФ, их источники, роль и нормативы отчислений

• Правовой режим целевых фондов Правительства РФ и их классификация.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 9

Цель: ознакомление с правовым режимом финансовых ресурсов предприятий, структурой выручки от реализации продукции, правовым режимом определения себестоимости. Понятие амортизационных отчислений. Нормы амортизации, кредитного договора, правовых основ планирования и использования финансовых ресурсов, методов составления финансового плана предприятия и финансовых расчетов.

Основные вопросы:

• Понятие и правовые основы создания финансовых ресурсов предприятий

• Выручка и валовая прибыль предприятия

• Амортизация основных фондов и ее правовой режим

• Кредиты как источники формирования финансовых ресурсов предприятия

• Правовой режим бюджетных ассигнований

• Финансовое планирование как правовая форма деятельности предприятия

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами.

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы.

Семинарское занятие № 10

Цель: ознакомление с целями создания государственных финансовых ресурсов, понятием государственных доходов, их правовыми основами. Изучение полномочий РФ, субъектов РФ и местных органов по формированию финансовых ресурсов, в том числе правовых основ. Классификация государственных и негосударственных доходов, личных доходов. Понятие централизованных и децентрализованных доходов и их правовой режим.

Основные вопросы:

• Государственные и муниципальные доходы, их правовой режим.

• Полномочия РФ, ее субъектов и местных органов по формированию финансовых ресурсов, их правовые основы.

• Классификация государственных доходов.

• Доходы предприятий негосударственной формы собственности, личные доходы.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 11

Цель:знакомство с вопросами налогового законодательства с субъектами и объектами налогообложения. Изучение прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов порядка защиты прав субъектов налоговых правоотношений. Классификация налогов, определение налогооблагаемой базы, налоговых льгот, налоговых ставок и налогового кредита.

Основные вопросы:

• Налогообложение: предмет и метод

• Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов. Ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

• Порядок защиты прав субъектов налоговых правоотношений

• Виды налогов и порядок их уплаты

• Налоговые льготы и налоговые ставки. Инвестиционный налоговый кредит.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 12

Цель: ознакомление с понятие и особенностями неналоговых доходов государства, системой данной группы доходов, основаниями их уплаты и методами привлечения дополнительных денежных средств. Изучение видов неналоговых платежей и их плательщиков, принципов, порядка и правовых основ их аккумуляции, в том числе системы ставок и льгот.

Основные вопросы:

• Понятие, система и особенности неналоговых доходов государства, их правовые основы.

• Методы привлечения и классификация неналоговых доходов.

• Ставки, тарифы, льготы государственных и таможенных пошлин

• Порядок и правовые основы проведения государственных лотерей.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме семинарского занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 13

Цель: ознакомление с понятием и организацией страхования, видами страхования, его конституционными основами. Изучение функций страхования, классификация страхования в зависимости от объекта, понятия страхового случая и страховых выплат, форм страхования.

Основные вопросы:

• Понятие страхования и его формы и виды. Правовые основы страхования в Российской Федерации.

• Характерные черты и функции страхования.

• Понятие страхового случая и страховых выплат.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 14

Цель: ознакомление с понятием государственного кредита как экономической категории, его экономической сущностью. Изучение правовых основ государственного внутреннего долга, его форм, правового регулирования внутренних государственных займов, сберегательного дела, ознакомление с видами вкладов Сбербанка РФ, действий Банка России по обеспечению надежности хранения вкладов.

Основные вопросы:

• Понятие и значение государственного кредита в РФ как экономической категории.

• Правовые основы государственного внутреннего долга, его формы

• Правовые основы государственных займов. Способы привлечения денежных средств

• Правовое регулирование сберегательного дела.

• Сбербанк РФ. Виды вкладов Сбербанка РФ.

• Правовые основы обеспечения надежности хранения вкладов.

• Обязательные страховые фонды банков.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 15

Цель:ознакомление с правовыми основами государственных расходов, их классификацией. Участниками правоотношений в области государственного финансирования. Изучение принципов финансирования, в том числе коммерческих организаций, порядка предоставления ссуды из федерального бюджета, финансирования капитальных вложений и функции банков при государственном финансировании.

Основные вопросы:

• Государственные расходы – понятие, содержание, правовые основы

• Понятие и принципы финансирования, его виды

• Финансирование капитальных вложений – понятие и содержание

• Функции банков при государственном финансировании, в том числе при финансировании капитальных вложений.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 16

Цель: ознакомление с порядком и принципами сметно-бюджетного финансирования, его объектами. Изучение правовых основ сметно-бюджетного финансирования, нормативов СБФ, понятие и правового значения сметы, состава статей при сметно-бюджетном финансировании, классификации смет и правового регулирования внебюджетных средств бюджетных учреждений.

Основные вопросы:

• Сущность и принципы сметно-бюджетного финансирования, его объекты

• Финансирование образовательных учреждений.

• Понятие сметы, ее содержание и правовое значение.

• Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 17

Цель: ознакомление с банковским кредитованием как экономической категорией, условиями банковского кредитования и его правовыми основами. Изучение основных принципов банковского кредитования, видов кредита, правовых основ взаимоотношения Банка России с коммерческими банками, банковским регулированием и надзором, банковскими нормативами и их экономическим содержанием, правового значения банковской лицензии и конкурсного производства.

Основные вопросы:

• Понятие, значение и виды банковского кредита

• Основные принципы банковского кредитования

• Правовые основы взаимоотношения Банка России с коммерческими банками

• Правовые основы банковского регулирования и надзора.

• Банковские нормативы, их экономическое содержание

• Банковская лицензия. Отзыв банковской лицензии: порядок и условия.

• Конкурсное производство: понятие и содержание.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 18

Цель: ознакомление с понятием денежной системы и ее элементами, денежным обращением и типами денежных систем. Изучение правовых основ денежной системы РФ, ее конституционного статуса, вопросов регулирования в сфере денежного обращения правовых основ наличного денежного обращения, правил и порядка ведения кассовых операций, знакомство с основными денежными документами.

Основные вопросы:

• Денежная система как объект правового регулирования

• Правовые основы обращения наличных и безналичных денег

• Центральный банк как орган регулирования кассовых операций

• Порядок ведения кассовых операций, его правовые основы

• Контрольно-кассовые машины Кассовый чек. Квитанции, путевые листы. Приходный и расходный кассовый ордер.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

Семинарское занятие № 19

Цель:изучение правовых основ валютного регулирования и валютного контроля, ознакомление с понятием валюты РФ, иностранной валюты, валютными ценностями и валютными операциями, содержанием валютного регулирования, органами валютного контроля, их функциями, с порядком осуществления валютных операций, резидентами и нерезидентами, их правами и обязанностями, а также с порядком совершения сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Основные вопросы:

• Правовые основы валютного регулирования и его содержание.

• Понятие и классификация валютных операций, их правовые основы

• Понятие валюты и валютных ценностей

• Права и обязанности резидентов и нерезидентов

• Правовые основы осуществления сделок с драгоценными металлами и камнями

• Правовое основы осуществления валютного контроля. Понятие и содержание валютного контроля, его органы, цели и задачи.

Список рекомендуемой литературы:

Согласно списку основной и дополнительной литературы, а также перечня информационных ресурсов разделов 8 и 9 данной программы.

Интерактивные технологии:

• Выяснение позиции слушателей по теме

• Дискуссия по теме занятия

• Формирование сегментированных групп имеющих полярные позиции и установление коммуникации между группами

• Интерактивное позиционирование - выявление разнородных позиций, установление общих для них утверждений, переосмысление и формирование новых смысловых позиций с целью усвоения материала темы

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Самостоятельная работа, наряду с лекционным курсом и семинарскими занятиями, является неотъемлемой частью изучения курса финансового права.

В настоящее время актуальным становятся требования к личным качествам современного студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов учения. Появляется новая цель образовательного процесса – воспитание компетентной личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи, исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Вопросы правового регулирования финансовых отношений относятся к числу наиболее важных в социально-экономической жизни России, что обусловлено новыми явлениями в экономике страны, развитием рыночных отношений. Преобразования, происходящие в Российской Федерации, способствуют процессу обновления финансового законодательства. Формирующееся финансовое право Российской Федерации призвано сыграть важную роль в экономических и социальных преобразованиях, в укреплении и развитии финансовой системы государства. Знания в области финансового законодательства являются, на сегодняшний день, объективной необходимостью для каждого юридически грамотного гражданина. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Профессиональный рост специалиста, его социальная востребованность как никогда зависят от умения проявить инициативу, решить нестандартную задачу, от способности к планированию и прогнозированию результатов своих самостоятельных действий. В связи с этим необходимо переориентировать самостоятельную работу студента с традиционной – простого усвоения знаний, приобретения умений и навыков, опыта, творческой и научно-информационной деятельности – на развитие внутренней и внешней самоорганизации будущего специалиста, активно преобразующего отношения к получаемой информации, способности выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Внедрение в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы активно способствует модернизации учебного процесса.

Методические указания разработаны для студентов Уральского государственного экономического университета всех форм обучения в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавров, специалистов и магистров.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов – основной путь выработки навыков самообразования, формирования высокого творческого потенциала будущих специалистов. В настоящее время самостоятельная работа студентов охватывает все аспекты учебного процесса: она выступает как средство интенсификации аудиторной работы, реализуемой различными активными методами обучения, а также осуществляется в рамках расписания занятий в виде индивидуальной работа со студентами и их собственной работы.

Новая технология обучения, ориентированная на увеличение объема самостоятельной работы студентов за счет сокращения времени аудиторных занятий, предусматривает, прежде всего, внеаудиторную работу. Организация этой формы работы принципиально едина для всех форм обучения: очной, заочной, сокращенной, второго высшего образования и т.д. Специфика обучения влияет на объем самостоятельной работы и выбор наиболее целесообразных форм работы и контроля.

Эффективность самостоятельной работы студента определяется следующими факторами:

использованием оптимальных форм работы;

наличием высококачественного информационно-методического обеспечения;

регулярностью взаимодействия с преподавателем, оптимизацией контрольно-зачетных процедур;

наличием и доступностью современной компьютерной базы и другими условиями.

Возможные формы самостоятельной работы студентов можно разделить на основные и вспомогательные (дополнительные).

Основные формы самостоятельной работы:

1. Проработка темы или вопроса по рекомендованной литературе

2. Проработка темы или вопроса по компьютерным материалам

3. Написание рефератов

4. Выполнение контрольных работ

Дополнительные формы самостоятельной работы студентов:

1. Решение индивидуальных задач

2. Разработка тестовых заданий

3. Участие в научных исследованиях

4. Подготовка научных докладов и другие

Организация преподавателем самостоятельной работы студента включает в себя:

- разработку тематики контрольных заданий и методики их выполнения;

- разработку информационно-методического обеспечения, в том числе, электронной версии;

- руководство выполнением задания; разработку системы и средств контроля.

ПОДГОТОВКА ДОМАШНИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Изучение учебной дисциплины «Финансовое право» необходимо для формирования у будущих специалистов творческого, комплексного подхода к финансовому законодательству РФ, к процессу осуществления финансовой деятельности, к возникающим отношениям между соответствующими субъектами. Выполнение домашней самостоятельной работы поможет студентам более образно представить сущность, цели, задачи и функции процесса осуществления финансовой деятельности, выявить её основные проблемы и пути их решения. Студент выполняет задание в соответствии с требованиями оформления контрольных работ, рефератов, курсовых и дипломных работ, принятых в УрГЭУ. При написании работы необходимы ссылки не только на теоретические источники, но и на использованные нормативные акты. Список использованных источников прилагается студентом в обязательном порядке.

Критериями для оценки работы являются: аккуратность оформления; наглядность и понятность графических материалов; полнота, грамотность и правильность представленных пояснений; выполнение иных, указанных выше требований. Выполненная и оцененная положительно самостоятельная работа является необходимым условием для допуска студента к сдаче зачета (экзамена). В процессе подготовки и написания работы рекомендуется использовать Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы, нормативные акты Банка России, региональные и муниципальные нормативные акты в области регулирования финансовой деятельности, рекомендованные теоретические источники (с обязательным учетом последних изменений финансового законодательства). Тематика самостоятельных домашних работ определяется студентом совместно с преподавателем, исходя из перечня тем лекционных и семинарских занятий, вопросов для подготовки к сдаче отчетности, размещенных на портале электронных образовательных ресурсов (раздел «Ресурсы»). В этом же разделе студент имеет возможность ознакомиться с тестовыми заданиями для проверки текущих и остаточных знаний по изучаемой дисциплине. Тестовые задания сформулированы в соответствии с содержанием образовательного стандарта <

Наши рекомендации