Тема 13. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в России

Понятие валюты и валютных ценностей. Понятие валютного регулирования. Понятие и правила осуществления валютных операций. Понятие и основные направления валютного контроля. Органы валютного контроля. Агенты валютного контроля.

Самостоятельная работа студентов - изучение темы «Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в России» с использованием учебно-методического пособия.

Нормативно-правовые акты:

1.Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Заключительная ролевая игра по дисциплине «Финансовое право».

Ролевая игра проводится по завершении изучения дисциплины «Финансовое право» на базе темы «Межбюджетные отношения».

Время ролевой игры –2 часа.

Цель ролевой игры -отработка навыков практического применения знаний, полученных при изучении курса «Финансовое право» на примере разрешения конкретной ситуации.

Задачи:

1. правильное выявление бюджетно-правовой проблемы, заложенной в спорной ситуации;

2. формирование навыков отграничения бюджетных правоотношений от смежных с ними правовых отношений;

3. уяснение практической значимости вопросов организации бюджетной системы РФ и разграничения бюджетных полномочий между публично-правовыми образованиями;

4. формирование позиций сторон на основе толкования бюджетного законодательства в условиях отсутствия прямой нормы для разрешения спора;

5. выработка обоснованного решения спорного вопроса.

Участники ролевой игры:

1. представители организации, предоставляющей населению льготные услуги за счет бюджетных средств - два студента;

2. представители Министерства финансов РФ – три студента;

3. представители Комитета финансов субъекта РФ – три студента;

4. судьи Арбитражного апелляционного суда – три студента.

На занятии, предшествующем проведению ролевой игры, преподаватель знакомит студентов с фабулой дела, распределяет роли и разъясняет задачи каждой группы участников ролевой игры.

Ролевая игра проводится в четыреэтапа.

I этап – подготовка к ведению спора, формирование позиций сторон.

II этап – проведение разбирательства по делу.

III этап – выработка решения по делу.

IV этап – обсуждение выработанного решения.

Организация и проведение ролевой игры осуществляется преподавателем. Преподаватель определяет время, отводимое на различные этапы игры, и контролирует его соблюдение, наблюдает за ходом работы участников игры, не вмешиваясь в нее. В случае отклонения участников игры от фабулы дела, от последовательности этапов ее проведения и в иных случаях нарушения хода игры преподаватель останавливает ее для корректировки поведения участников.

Фабула дела.

Организация – поставщик жилищно-коммунальных услуг предоставляла пятидесятипроцентную скидку по оплате коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления) инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, а также иным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 12 января 2005 года №5-ФЗ «О ветеранах». Учитывая, что полномочия по предоставлению ветеранам мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг переданы органам государственной власти субъектов РФ, организация обратилась к финансовому органу субъекта РФ с требованием компенсации ей затрат, обусловленных предоставлением соответствующих льгот. Однако финансовый орган субъекта РФ пояснил, что им распределены все средства субвенций, перечисленные на эти цели в бюджет субъекта РФ из сформированного в составе федерального бюджета Фонда компенсаций.

В свою очередь, Министерство финансов РФ настаивало на том, что требование возмещения организации затрат, связанных с предоставлением льготных услуг, может быть адресовано только субъекту РФ. Осуществив нормативно-правовое регулирование форм предоставления мер социальной поддержки ветеранам в рамках переданных Российской Федерацией полномочий, субъект РФ принял на себя соответствующие расходные обязательства по финансированию льгот. В случае удовлетворения адресованных организацией субъекту РФ требований тот может обратиться с требованием к российской Федерации о возмещении ему понесенных расходов.

Не получив компенсации затрат на предоставление ветеранам льгот, организация обратилась в Арбитражный суд с иском о возмещении причиненных ей убытков к Министерству финансов РФ и финансовому органу субъекта РФ. Представители ответчиков настаивали на том, в данном случае не может быть поставлен вопрос о возмещении организации убытков, поскольку организация, по их мнению, выступает субъектом бюджетных отношений, финансирование которой в соответствии с Бюджетным кодексом РФ должно осуществляться в форме субсидий. Арбитражный суд первой инстанции взыскал убытки с финансового органа субъекта РФ и Министерства финансов РФ солидарно.

Ответчики обжаловали решение в Арбитражный апелляционный суд.

Описание этапов ролевой игры:

I этап – подготовка к ведению спора.

Представители сторон формируют правовые позиции на основе выявления природы отношений, связывающих организацию с публичным субъектом, анализа бюджетного законодательства, регламентирующего вопросы финансирования предусмотренных законодательством социальных льгот и компенсаций, а также разграничения расходных обязательств и ответственности за их исполнение между бюджетами бюджетной системы РФ.

Судьи Арбитражного апелляционного суда готовятся к рассмотрению спора на основе анализа природы возникающего между сторонами спора материального правоотношения, изучают нормы подлежащего применению при рассмотрении спора бюджетного законодательства и практику его применения судами.

II этап – проведение разбирательства по делу.

Стороны поочередно представляют выработанные ими позиции, высказывают аргументы в их защиту, оценивают обоснованность аргументов другой стороны, задают друг другу уточняющие вопросы. Суд руководит процессом диалога и задает вопросы, позволяющие выработать законное и обоснованное решение по делу.

III этап – выработка решения по делу.

Суд с учетом приведенных в ходе разбирательства доводов сторон вырабатывает и оглашает решение по делу.

IY этап – обсуждение выработанного решения.

Участники игры и зрители (студенты группы, не принимавшие непосредственного участия в игре) обсуждают обоснованность предложенного решения спорной ситуации, оценивают прозвучавшие в ходе игры аргументы с позиций их соответствия бюджетному законодательству и выработанной на базе его применения судебной практике.

Очная форма обучения: самостоятельная работа студентов без участия преподавателя (подготовка к ролевой игре): 3 часа.

Очно-заочная форма обучения: самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (подготовка и проведение ролевой игры): 30 часов.

Очно-заочная форма обучения ускоренная программа: самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя (подготовка и проведение ролевой игры): 30 часов.

Наши рекомендации