Краткие теоретические сведения. Бюджет движения денежных средств (БДДС) является кассовым планом
Бюджет движения денежных средств (БДДС) является кассовым планом, определяет денежные потоки (выплаты и поступления) для поддержания необходимого уровня «платежеспособности» предприятия, чтобы избегать как избытка временно свободных денежных средств, так и их дефицита (кассового разрыва). Бюджет показывает, откуда и сколько поступает денежных средств, и куда и в каком количестве они расходуются.
Приступая к разработке проекта бюджета в рамках системы бюджетирования, следует решить некоторые ключевые вопросы.
1. Необходимо определить, насколько часто требуется составлять новый плановый документ. Временной горизонт и периодичность планирования должны соответствовать общему регламенту бюджетирования организации. Практически у всех организаций платежная активность имеет недельный цикл, причем этот цикл можно начинать в любой день в соответствии с особенностями деятельности.
2. Поступления и выплаты организаций складываются из множества статей. По этой причине необходимо выделить группы платежей в отдельную статью плана движения денежных средств с учетом организационной структуры организации. Для целей полного контроля целесообразно учитывать и структуру самой организации, выделив денежные поступления и выплаты по видам деятельности, структурным подразделениям, видам продукции.
Сведения для составления бюджета движения денежных средств поступают из разных источников: данные о выручке – из бюджета продаж; данные о закупках материалов – из бюджета закупок и накладных производственных расходов.
При разработке бюджета движения денежных средств важно различать момент возникновения плана на получение денежных средств и момент фактического их поступления.
Бюджеты движения денежных средств позволяют выявить периоды, когда свободные денежные средства могут быть направлены на приобретение активов или подготовить к выплате крупных кредитов.
Составление бюджетного баланса (бюджета по балансовому листу) – завершающий этап бюджета. Бюджет по балансовому листу (ББЛ) или Управленческий баланс определяет экономический потенциал и финансовое состояние предприятия. Этот бюджет является прогнозным балансом, формирует будущую структуру активов и пассивов предприятия и является контрольным инструментом всех остальных бюджетов.
4. Методика выполнения лабораторной работы
В лабораторной работе необходимо провести следующие шаги
– исходные данные для составления БДДС основываются на БДР, полученном в лабораторной работе №1;
– сроки и условия поступления денежных средств, необходимые для составления БДДС, представлены в табл. 1;
– необходимо составить БДДС заполнив табл. 1 в программе MS Exсel, период планирования установлен квартал;
– провести анализ полученного БДДС.
Порядок выполнения работы
Для выполнения работы необходимо:
а) повторить правила техники безопасности при работе с вычислительной техникой;
б) повторить лекционный материал, изучить теоретическую часть настоящего методического указания;
в) провести практическую работу по составлению БДДС.
г) в соответствии с требованиями , приведенными в разделе 7, оформить отчет по лабораторной работе.
д) защитить лабораторную работу.
Задание
Необходимо составить БДДС в соответствии с методикой изложенной в пункте 4.
Таблица 1
Бюджет движения денежных средств
№ пп | Наименование | Сроки и условия выплат ден. средств | кв | кв | кв | кв |
ВСЕГО ДОХОДЫ | 30 % от дохода поступает по предоплате, 60 % – в момент выполнения работ, 10 % – рассрочка платежа 1 месяц | |||||
ВСЕГО РАСХОДЫ, | 1 452 441 | |||||
в том числе | ||||||
1.1 | Затраты на персонал (основные рабочие) | |||||
1.1.1 | Заработная плата основных рабочих (тарифная часть) | Срок выплаты зарплаты: 10-го числа отчетного периода – аванс, 15-го числа после отчетного периода – расчет | ||||
1.1.2 | Заработная плата основных рабочих (премиальная часть) | |||||
1.1.3 | ЕСН (рабочие) | Срок выплаты ЕСН – 15-го числа после отчетного периода | ||||
1.2 | Материальные затраты | |||||
1.2.1 | Основные материалы (строительные материалы) | Предоплата от суммы материальных затрат 30 %, полный расчет – 10-го числа после отчетного периода | ||||
1.2.2 | Вспомогательные материалы | |||||
1.2.3 | Топливо | |||||
1.2.4 | Водоснабжение | |||||
1.2.5 | Электроэнергия |
Продолжение табл. 1
2.1 | Расходы, связанные с содержанием оборудования | |||||
2.1.1 | Амортизация технологического оборудования | Начисляется в бухгалтерском учете, не оплачивается | ||||
2.1.2 | Аренда технологического оборудования | Оплачивается 10-го числа после отчетного периода | ||||
2.1.3 | Вспомогательные материалы для ремонтов | Предоплата от суммы материальных затрат 30 %, полный расчет – 10-го числа после отчетного периода | ||||
2.1.4 | Запчасти | |||||
2.1.5 | Технологические жидкости и смазывающие материалы | |||||
2.1.6 | Шины | |||||
2.1.7 | Аккумуляторы | |||||
2.1.8 | Услуги за проведение техосмотра | |||||
2.1.9 | Лизинговые платежи | |||||
2.1.10 | Ремонт технологического оборудования сторонними силами | |||||
2.1.11 | Прочие затраты | |||||
2.2 | Затраты на персонал | |||||
2.2.1 | Зарплата РСС (тарифная часть) | |||||
2.2.2 | Зарплата РСС (премиальная часть) | |||||
2.2.3 | ЕСН (РСС) | |||||
2.2.4 | Командировочные расходы | |||||
2.3 | Расходы на использование личного автотранспорта в служебных целях |
Продолжение табл. 1
2.3.1 | Аренда легковых автомобилей | |||||
2.3.2 | Доплата за экипаж | |||||
2.3.3 | ЕСН (доплата за экипаж) | |||||
2.4 | Расходы по содержанию автотранспортных средств | |||||
2.4.1 | Страхование ОСАГО | |||||
2.4.2 | Транспортный налог | |||||
2.4.3 | Пропуска на период закрытия дорог | |||||
2.5 | Расходы по охране труда и технике безопасности | |||||
2.5.1 | Затраты на спецодежду | Предоплата от суммы затрат 100 % на год | ||||
2.5.2 | Прочие затраты по охране труда | |||||
2.6 | Расходы по содержанию грузоподъемных механизмов | |||||
2.6.1 | Обследование грузоподъемных механизмов | |||||
2.6.2 | Приборы безопасности | |||||
2.7 | Расходы по подготовке кадров | |||||
2.7.1 | Расходы на подготовку кадров(рабочие) | |||||
2.7.2 | Расходы на подготовку кадров(РСС) | |||||
2.8 | Услуги медучреждений | |||||
2.8.1 | Флюорография | |||||
2.8.2 | Медосмотр | |||||
2.9 | Затраты по пожарной безопасности | |||||
2.9.1 | Материальные затраты по пожарной безопасности |
Окончание табл. 1
2.9.2 | Услуги сторонних организаций по пожарной безопасности | |||||
2.10 | Прочие постоянные затраты | |||||
2.10.1 | Услуги охраны на объектах строительства | |||||
2.10.2 | Услуги вспомогательных производств | |||||
2.10.3 | Страхование имущества | |||||
2.10.4 | Расходы по утилизации отходов | |||||
5. | Бюджет управленческих расходов | |||||
5.1. | Затраты на управленческий персонал | Срок выплаты зарплаты: 10-го числа отчетного периода – аванс, 15-го числа после отчетного периода – расчет. Срок выплаты ЕСН – 15-го числа после отчетного периода | ||||
5.2. | Расходы, связанные с содержанием зданий, сооружений, коммуникаций | Оплачивается 10-го числа после отчетного периода | ||||
5.3. | Расходы на использование личного автотранспорта в служебных целях | Оплачивается 10-го числа после отчетного периода | ||||
5.4. | Затраты на ИТ и связь | Предоплата от суммы затрат 100 % в месяц | ||||
Итого |
Требования к отчёту
Отчёт о лабораторной работе должен содержать:
– титульный лист: название лабораторной работы; шифр группы, Ф.И.О. студентов;
– сформированный БДДС;
– выводы.