Бюджет движения денежных средств

Бюджет движения денежных средств отражает прогнозируемое поступление и выбытие денежных средств и других платежных инструментов в результате хозяйственной деятельности в предстоящем бюджетном периоде.

По сути это план движения денежных средств по расчетному счету и кассе.

Бюджет движения денежных средств должен обеспечить безусловную сбалансированность поступлений и использования денежных средств.

Если в бюджете доходов и расходов в некоторые промежутки времени расходы могут превышать доходы, то в бюджете движения денежных средств в каждом периоде конечное сальдо должно быть положительным.

При подготовке бюджета денежных средств используется информация из рассмотренных выше бюджетов. Например, из бюджета продаж берется информация о суммах поступления денежных средств от реализации продукции. Из бюджета прямых материальных затрат – информация о суммах выплат, связанных с заготовлением материалов. Из бюджета прямых затрат на оплату труда – информация о сумме выплат по заработной плате и ЕСН.

Таблица 22

Бюджет движения денежных средств

Источники поступления и направления выплат Сумма
1. сальдо на начало периода 2. Поступления, в том числе: выручка от продажи по обычным видам деятельности, погашение дебиторской задолженности, по текущей реализации, полученные авансы, бюджетное и целевое финансирование, кредиты и займы, дивиденды и проценты к получению, штрафы и пени к получению, 3. Выплаты, в том числе: по обычным видам деятельности: – оплата материалов и энергии, – оплата услуг со стороны, – оплата труда, по инвестиционной деятельности: – оплата за машины и оборудование, – оплата услуг со стороны, – выплата по кредитам и займам, расчеты с бюджетом. 4. Конечное сальдо.  

Бюджет движения денежных средств должен согласовываться с отчетом о движении денежных средств.

Отчет (форма №4) входит в состав годовой бухгалтерской отчетности организации. Его содержание и форма регламентируется правовыми актами по бухгалтерскому учету (ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»; приказом Минфина РФ от 22.07.2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»).

Виды бюджетов

В системе бюджетирования различают основные и вспомогательные бюджеты.

Вспомогательные бюджеты призваны обеспечить составление основных бюджетов. Например, для составления бюджета движения денежных средств могут составляться вспомогательные бюджеты: график поступления денежных средств от продаж и график налоговых выплат.

Совокупность основных бюджетов, составленных для организации в целом называют генеральным бюджетом (или мастер-бюджетом).

В организациях разрабатывают бюджеты отдельных структурных единиц организации (центров ответственности) и консолидированные бюджеты (для организации в целом).

Среди основных бюджетов выделяют также:

1. Операционные бюджеты или бюджеты текущей деятельности:

– бюджет продаж,

– бюджет производства,

– бюджет прямых материальных затрат,

– бюджет потребности в мощностях,

– бюджет общепроизводственных затрат,

– бюджет производственной себестоимости,

– бюджет коммерческих расходов,

– бюджет общехозяйственных расходов.

2. Финансовые бюджеты:

– бюджет доходов и расходов,

– бюджет инвестиций,

– бюджет движения денежных средств,

– прогнозный баланс.

Выделяют также непрерывные (скользящие) бюджеты. Их особенность заключается в том, что по окончании очередного бюджетного периода к бюджету прибавляется новый. Например, по окончании января месяца пересматривается бюджет на февраль и составляется бюджет на январь следующего года. Таким образом, обеспечивается неизменность планового горизонта, в любой момент существует бюджет на год вперед.

На практике принято выделять статические и гибкие бюджеты.

Статический бюджет – бюджет, составленный для определенного уровня деловой активности.

Понятие гибкого бюджета можно трактовать двояко. Гибкий бюджет – совокупность бюджетов, рассчитанных для нескольких уровней деловой активности (диапазона). В этом смысле гибкий бюджет является совокупностью статических бюджетов. В этой трактовке гибкий бюджет используется до начала отчетного периода, когда менеджеры рассматривают и оценивают несколько вариантов развития событий. Согласно второй трактовке, гибкий бюджет – бюджет, рассчитанный для фактического уровня деловой активности, но с использованием плановых показателей. Например, с использованием плановых цен реализации продукции, плановой стоимости приобретенных ресурсов и т.д.

Во второй трактовке гибкий бюджет используется после окончания отчетного периода для анализа отклонений между фактическими и бюджетными показателями.

Так как бюджеты могут создаваться для организации в целом (консолидированные бюджеты) и для отдельных структурных единиц, называемых центрами финансовой ответственности, уровень финансовой отчетности – те же самые уровни, то есть организация в целом и центры финансовой ответственности.

Закрепление основных и вспомогательных бюджетов за центрами финансовой ответственности определяется в первую очередь статусом уровня финансовой отчетности.

Под статусом понимается совокупность показателей, отражающих характер ответственности структурной единицы. В зависимости от статуса принято выделять:

– уровень расходов (ответственность за понесенные расходы);

– уровень доходов (ответственность за понесенные доходы);

– уровень прибыли (ответственность, как за понесенные расходы, так и доходы);

– уровень инвестиций (ответственность за отдачу от инвестиций).

Например,если уровень финансовой отчетности несет статус уровня расходов, потенциально возможными для него будут:

– план или бюджет производства;

– бюджет прямых материальных затрат;

– бюджет затрат на оплату труда;

– план потребности в мощностях;

– бюджет производственной себестоимости.

Для уровня финансовой отчетности со статусом уровня прибыли к перечисленным видам планов может добавиться:

– план продаж;

– план общехозяйственных затрат;

– план коммерческих затрат;

– бюджет доходов и расходов.

Наши рекомендации