Показатели инвестиционной привлекательности
С.С. Суверов выделяет следующие этапы расчета показателей финансовой привлекательности предприятия:
1. Первый этап предполагает работу с такими отчетными документами, как бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. На их основе осуществляется расчет показателей, характеризующих различные стороны финансовой привлекательности.
2. Второй этап - методологический. Он заключается в группировке показателей по обобщающим критериям. Предлагаются пять основных направлений анализа финансового положения предприятия: структура имущества; показатели ликвидности; показатели долгосрочной финансовой устойчивости; показатели деловой активности; показатели рентабельности.
3. Третий этап оценки состоит из двух частей:
· расчета суммарных коэффициентов отклонений значений каждого сравниваемого показателя от эталонной величины;
· рейтинга предприятий по суммарным коэффициентам, рассчитанным по каждой группе показателей.
Для оценки финансового состояния предприятия можно использовать такие обобщающие показатели, как ликвидность, привлечение заемных средств, оборачиваемость капитала, прибыльность, показатели финансовой устойчивости, для характеристики которых можно использовать известные финансовые коэффициенты.
Б.А. Колтынюк отмечает, что единых нормативных критериев для приведенных выше показателей инвестиционной привлекательности не существует, так как они зависят от многих факторов отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и т.д. Поэтому приемлемость тех или иных значений этих показателей, оценка их динамики и направленность изменений могут быть установлены только в результате пространственно-временных сопоставлений по группам родственных предприятий.
При оценке инвестиционной привлекательности предприятия на краткосрочную перспективу, как правило, приводятся показатели оценки удовлетворительности структуры баланса (текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности). При оценке инвестиционной привлекательности на долгосрочную перспективу приводится характеристика структуры источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов и пр. Таким образом, приведенные выше показатели могут помочь потенциальному инвестору правильно выбрать предприятие для его инвестиционной деятельности.
Количественная оценка инвестиционной привлекательности предприятия приведена в таблице 2:
Таблица 2.1 Параметры инвестиционной привлекательности предприятия
№ | Параметр | Обобщающий коэффициент | Предпочтительные значения | Область риска | |
Привлекательность продукции для потребителя | |||||
Кадровая привлекательность | |||||
Территориальная привлекательность | |||||
Финансовая привлекательность | |||||
Инновационная привлекательность | |||||
Экологическая привлекательность | |||||
Социальная привлекательность | |||||
Перед расчетом показателей инвестиционной привлекательности отдельного предприятия часто осуществляется расчет показателей привлекательности целой отрасли, в которую входит предприятие. Инвестиционная привлекательность отрасли представляет собой совокупность различных объективных признаков, свойств, средств и возможностей отрасли, обусловливающих платежеспособный спрос на капиталообразующие инвестиции конкретной области.
В настоящее время не существует единой методики определения инвестиционной привлекательности отдельной отрасли. Для этих целей может использоваться ряд альтернативных методик. Согласно первой из них инвестиционная привлекательность отрасли оценивается на основе комплекса разнообразных факторов: отношения собственности и монополизм отрасли, спрос на продукцию, финансовое состояние отрасли, воздействие на природную среду, социально-политический климат на предприятиях отрасли. Согласно этой методике наиболее высокой инвестиционной привлекательностью отличаются отрасли топливно-энергетического комплекса, за исключением угольной промышленности из-за значительного вреда окружающей среде.
В соответствии со второй методикой оценка привлекательности отрасли проводится исходя из ее финансового состояния: оцениваются показатели доходности продаж, активов, собственных средств и инвестированного капитала. В третьей методике инвестиционная привлекательность определяется на основе макроэкономического мультипликатора. Он показывает, насколько увеличится ВВП, если инвестиции в данную отрасль возрастут на единицу. Известно, что макроэкономический мультипликатор для нефтегазового комплекса составляет больше двух.
Пути повышения инвестиционной привлекательности предприятия