Коэффициенты инвестиционной привлекательности

Фундаментальный анализ включает использование набора индикаторов, с помощью которых можно выявить ключевые финансовые характеристики компаний в каждом секторе. У каждой отрасли или сектора экономики свои индикаторы. Например, при сравнительном анализе нефтедобывающих компаний используются такие показатели как капитализация/запасы и капитализация/добыча. Для компаний энергетики важнейшими показателями являются капитализация/установленная мощность и капитализация/производство электроэнергии, а для компаний связи – отношение капитализации к количеству установленных телефонных линий.

1. Для сравнения компаний одной отрасли широко используется показатель P/E – результат деления рыночной цены акции на чистую прибыль на одну акцию. Держатель акции является владельцем части компании, и величина P/E показывает, сколько он готов платить за причитающуюся ему долю в будущей прибыли. Конечно же, при прочих равных условиях предпочтительным является приобретение акций компании с меньшей величиной P/E. Однако часто более высокое значение P/E для одной из двух сходных компаний может быть обусловлено, например, лучшими перспективами роста ее объема продаж и прибыли.

Рынок ценных бумаг – это рынок ожиданий, участники которого ориентируются не только на текущие показатели, но и на будущее. Большая величина P/E говорит о том, что инвесторы ожидают значительный рост прибыли в будущем. Если же по какой-либо причине будущая прибыль компании связана с большой неопределенностью, величина P/E для этой компании, вероятно, будет ниже. Величину P/E компании можно сравнивать со среднеотраслевыми значениями и показателями предприятий-аналогов.

Приобретая акции, инвестор становится владельцем доли в собственном капитале компании и рассчитывает на его увеличение. Реальное увеличение собственного капитала компании осуществляется за счет чистой прибыли, остающейся после выплаты дивидендов. Российские же предприятия, по принятым нормам бухгалтерского учета, помимо дивидендных выплат отчисляют средства из чистой прибыли в фонд потребления. Таким образом, понятие чистой прибыли в российской бухгалтерской отчетности является несколько условным.

2. Также для сравнительной оценки используется отношение капитализации к объемам продаж (P/S). Объем продаж является важной величиной, так как без роста продаж компания не может в течение продолжительного времени обеспечивать рост прибыли. Высокое значение P/S предполагает оптимистические ожидания инвесторов относительно будущего роста выручки и, соответственно, прибыли компании. Во многих случаях объемы продаж российских компаний искажены из-за широкого распространения неденежных форм расчетов.

3. Для сравнения рыночной стоимости компании с ее балансовой стоимости используется отношение капитализации к собственному капиталу (P/BV). Собственный капитал равен разности между величиной активов компании и ее обязательств. Необходимо иметь в виду, что размер собственного капитала, указанный в балансе, представляет собой историческую величину, определенную посредством оценки при приватизации и возможных последующих переоценках. Эту величину нельзя считать точно отражающей стоимость компании.

Применение метода

Следует подчеркнуть, что использование этих коэффициентов имеет смысл только при сравнении их с показателями других компаний, а также при анализе их динамики. Лишь на основе расчета коэффициентов невозможно сказать, что та или иная компания недооценена или переоценена рынком. При оценке компаний с помощью сравнительного анализа коэффициентов рыночной стоимости необходимо учитывать такие факторы как финансовая устойчивость, рентабельность, перспективы роста и другие.

Наши рекомендации