Виды и методы финансового анализа
Анализ финансового состояния делится на внутренний и внешний. Они существенно отличаются по своим целям и содержанию.
Внутренний финансовый анализ – это процесс исследования механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления финансового состояния, повышения доходности и наращивания собственного капитала корпорации.
Внешний финансовый анализ представляет собой процесс исследования финансового состояния субъекта хозяйствования с целью определения степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности.
По содержанию процесса управления выделяют:
- оперативный (ситуационный) анализ,
- текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период.
- перспективный (прогнозный, предварительный) анализ.
Оперативный (ситуационный) анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс финансово-хозяйственной деятельности корпорации. Он проводится перед совершением или сразу после совершенствования хозяйственных операций или изменения ситуации за короткий период.
Цель оперативного анализа заключается в оперативном выявлении недостатков и своевременном воздействии на хозяйственные процессы по улучшению экономической ситуации.
Оперативный анализ приближен во времени к моменту совершения хозяйственных операций: за смену, за сутки, за декаду, за неделю и т.д. Он основывается на данных первичного учета (оперативно-технического, бухгалтерского), непосредственного наблюдения за процессом производства, показаний приборов, механизмов, производственного или иного опыта.
Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей: производство, отгрузка и реализация продукции; использование рабочей силы, производственного оборудования и материальных ресурсов; себестоимость; прибыль и рентабельность; платежеспособность.
Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской, управленческой и статистической отчетности и позволяет оценить работу корпорации и ее подразделений за месяц, квартал и год с нарастающим итогом.
Основными задачами текущего анализа является объективная оценка результатов коммерческой деятельности: выявление неиспользованных резервов, мобилизация их в будущем с целью повышения эффективности производства. Особенностью данного анализа является то, что выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, т.к. относятся к прошлому периоду.
В целом по хозяйствующему субъекту составляется аналитическая записка к годовому отчету по итогам работы за год. В ней дается оценка хозяйственно-финансовой деятельности и определяются пути улучшения работы.
Текущий анализ – наиболее полный анализ финансовой деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.
Перспективным (прогнозным, предварительным) анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.
Особенностью перспективного анализа является то, что все явления и процессы хозяйственной деятельности рассматриваются с позиций будущего. Этот анализ обеспечивает управляющую систему информацией о будущем с целью решения задач стратегического управления. Это дает возможность управления факторами развития корпорации и получения в перспективе желаемого результата хозяйственной деятельности.
Таким образом, оперативный, текущий и перспективный анализы тесно взаимосвязаны между собой. Текущий анализ является основой перспективного анализа, в то же время он вбирает в себя результаты оперативного анализа.
Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить шесть основных методов:
- горизонтальный анализ,
- вертикальный анализ,
- трендовый анализ,
- метод финансовых коэффициентов,
- сравнительный анализ,
- факторный анализ.
Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. Такой анализ позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения состава активов и их источников покрытия.
Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют друг друга, поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной формы, так и динамику ее отдельных показателей.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно ведется перспективный, прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Сравнительный (пространственный) анализ – анализ отдельных финансовых показателей дочерних фирм, подразделений, цехов, а также сравнение финансовых показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью различных приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. дробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), т.е. соединение его отдельных элементов в общий результативный показатель.
6.3.
6.4.