Методы и виды финансового анализа

В финансовом анализе страховой компании используются различные методы, позволяющие структурировать и идентифицировать взаимосвязи между показателями ее деятельности. Выделяютнеформализован­ные (логические) и формализованные методы анализа.

К неформализованным относятся методы сравнения, построе­ния аналитических таблиц, экспертных оценок, чтения и анализа финансовой отчетности и др. Все они носят импровизационный характер, их применение требует творческого подхода.

1. Метод сравнения состоит в проведении процедур для установ­ления сходства и различий явлений объективной действительности. К таким процедурам относятся выбор объектов, шкал сравнения, количества сравниваемых признаков, определение критериев суще­ственности и несущественности. Сравнение проводится по одному или нескольким критериям. В первом случае видится сравнение план — факт, сравнение с эталоном, ранжирование на основе отно­сительных и специальных статистических показателей. Во втором случае используются несоизмеримые и действующие разнонаправ­ленно показатели, а также процедуры ранжирования.

2. Построение аналитических таблиц может применяться на всех этапах анализа. В таблицах проводится систематизация исходных данных, выполняются расчеты, оформляются результаты анализа. Аналитические таблицы дополняются выводами, постро­енными по принципу от общего к частному.

3. Метод группировки — это расчленение совокупности данных на группы с целью изучения структуры, взаимосвязей между со­ставляющими компонентами. Группировки начинаются с определе­ния оптимального количества групп и границ интервалов. Исполь­зуются два вида группировок: структурные или аналитические. Пер­вые — для изучения состава и структуры совокупности, вторые — для изучения взаимосвязей между двумя и более показателями, один из которых результативный, остальные — факторные. Аналитические группировки позволяют рассчитать факторные связи.

4. Элементарные методы обработки рядов динамики — расчеты количественных характеристик рядов динамики, выявление тенден­ций. При анализе рядов динамики рассчитываются базисное и цеп­ное абсолютные измерения уровня, темпы их роста и прироста (снижения), среднее значение уровня ряда, среднее абсолютное из­менение. Тенденция временного ряда представляется суммой трен-довых, конъюнктурных и разовых составляющих. Определение тренда — наиболее часто применяемая к динамическому ряду про­цедура. Для ее выявления применяются такие разновидности мето­да, как интуитивный, скользящей средней, наименьших квадратов и др.

5. Методы экспертных оценок: дельфийский метод, морфологи­ческий и метод сценариев. Дельфийский метод включает проведе­ние многоэтапного индивидуального опроса экспертов с последую­щим обобщением их оценок. Морфологический метод — это сис­тематизированный обзор возможных вариантов развития исследуе­мой системы для получения прогноза. Метод сценариев — качест­венное описание вариантов развития объекта анализа при сочета­нии определенных параметров.

6. Методы чтения и анализа бухгалтерской отчетности. Обяза­тельные требования — знание принципов бухгалтерского учета, формирования основных статей отчетности, построения системы показателей, понимание логики проведения вертикального и гори­зонтального анализа, знание нормативных документов в области учета и отчетности и др.

7. Метод балансовой увязки — изучение соотношения двух групп показателей, связанных между собой равными итоговыми суммами.

Используется при анализе правильности размещения и использова­ния средств и источников их формирования; проверяется коррект­ность расчетов при проведении факторного анализа.

8.Метод средних величин используется в случае, когда необхо-
димы обобщение, замена множества индивидуальных значений
анализируемого признака средней величиной, характеризующей
всю совокупность явлений. Наиболее часто в финансовом анализе
применяются такие величины, как средняя арифметическая, сред-
няя геометрическая и средняя хронологическая. Выбор той или
иной средней величины зависит от исследуемого явления. Проводя
сравнение достигнутых показателей, следует помнить о различной
экономической базе, исторических традициях и других факторах. В
связи с этим средние величины надо использовать в финансовом
анализе страховой деятельности осторожно, так как они могут
сглаживать существенные различия.

9.Простым, но эффективным методом изучения страховых
бизнес-процессов является индексный, позволяющий выявить темпы
и тенденции развития. Индексный метод — сравнение различных значений показате­ля, характеризующего одно и то же явление. Индексы бывают про­стыми и сводными. В финансовом анализе используются сводные индексы, так как большинство финансовых явлений многоаспект­но. Индексный метод решает задачи оценки уровня, анализа влия­ния отдельных факторов на результативный показатель, оценки за­висимости динамики среднего уровня от изменения структуры со­вокупности и т.д. Однако, показывая темпы развития страховой деятельности, индексы не характеризуют ее объем. Так, один процент прироста страховых платежей при различной исходной базе
подразумевает разную сумму платежей и соответственно разные
трудовые затраты персонала на обеспечение такого темпа прироста.
Об этом следует помнить, используя индексы в ходе анализа оце-
ночных показателей.

В страховом бизнесе используются такие виды финансового анализа: предварительный, последующий, оперативный, вертикаль­ный, горизонтальный, трендовый, сравнительный, внешний, фак­торный, внутренний.

Предварительный анализ используют при планировании страхо­вой деятельности, введении новых видов страхования (или измене­нии условий действующих видов страхования). Задача предвари­тельного анализа — изучить информацию за временной период, выявить взаимосвязи показателей, определить тенденции развития. В ходе его рассчитываются различные варианты решения постав­ленных задач и выбирается оптимальный вариант.

Последующий анализ проводится по итогам работы за месяц, квартал, год или тарифный период. Его достоинство в системности, комплексности используемой информации, недостаток — неопера­тивность. Однако при использовании средств автоматизации после­дующий анализ может быть мобильным.

Оперативный анализ приближен ко времени проведения опера­ций. Его основой служат данные оперативного учета. Направлен на решение частных задач. Система показателей оперативного анализа не должна отличаться от показателей последующего анализа, так как оба вида анализа используются в управлении страховым бизне­сом с целью достижения единых конечных результатов — обеспече­ния страховой защиты.

Вертикальный анализ позволяет получить наиболее общее пред­ставление о качественных изменениях в структуре средств и их ис­точников, а также динамике этих изменений. Цель вертикального анализа — расчет доли отдельных статей в итоге баланса и оценка их изменений. Обязательным элементом анализа служат динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.

Горизонтальный анализ предполагает построение одной или не­скольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополнены относительными темпами роста (снижения). Цель анализа — выявление абсолютных и относительных измене­ний величин статей баланса за определенный период, оценка этих изменений. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста балансовых статей и статей отчета о прибылях и убытках.

Вертикальный и горизонтальный анализ взаимно дополняют друг друга, часто объединяются в рамках сравнительного аналити­ческого баланса. Чтобы использовать баланс для расчета аналитиче­ских коэффициентов, он предварительно очищается от регулирую­щих статей, выполняется несколько процедур по приведению ба­ланса в форму, пригодную для анализа.

Трендовый анализ основан на расчете относительных показате­лей отчетности за ряд периодов (квартал, лет) от уровня базисного периода. С помощью тренда формируют возможные задачи показа­телей в будущем, т.е. осуществляется прогнозный анализ.

Сравнительный (пространственный) анализ проводится на ос­нове внутрихозяйственного сравнения как отдельных показателей страховой компании, так и мелкохозяйственных показателей страховщиков-конкурентов.

Факторный анализ — это процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью де­терминированных или стохастических приемов исследования. Мо­жет быть прямым (собственно анализ) и косвенным (синтез). При прямом — результативный показатель разделяется на составное час­ти, при косвенном — отдельные элементы соединяются в общий результативный показатель.

В состав аналитических процессов входит автоматизированная структура:

• экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности страховщика;

• углубленный финансовый анализ.

Цель экспресс-анализа — в получении оперативной, наглядной и достоверной информации о финансовом благополучии страхов­щика. Экспресс-анализ выполняется в три этапа:

• предварительный этап;

• предварительный обзор бухгалтерской отчетности;

• экономическое чтение и анализ отчетности.

Цель углубленного анализа — детальная характеристика имуще­ственного и финансового положения страховщика, оценка текущих финансовых результатов и прогноз на будущий период. Он допол­няет и раскрывает процедуру экспресс-анализа.

Внешний анализ проводится аналитиками, не имеющими досту­па к детализированным бухгалтерским записям. В этом случае ана­лизируются финансовые отчеты. Финансовая устойчивость является предметом интереса страхователей, акционеров, кредиторов, кон­тролирующих органов — все они принимают различные решения, играют индивидуальные роли в деятельности страховых организа­ций. Степень значимости различных показателей для каждой кате­гории потребителей неодинакова. Например, для органов страхово­го надзора главными являются показатели платежеспособности, ликвидности. Налоговая инспекция заинтересована в показателях объема дохода и прибыли. Акционеры, приобретающие акции дан­ной страховой организации, интересуются ожидаемыми дивиденда­ми.

Внутренний анализ проводится аналитиками, имеющими доступ к внутренней отчетности, компьютерным системам и способными провести детализированный анализ. Полученные результаты ис­пользуются руководством и финансовыми менеджерами для приня­тия дальнейших управленческих решений.

Таким образом, в основе финансового анализа страхового биз­неса лежит общая теория и методика финансового анализа, единая для любой сферы его приложения. Однако специфика объекта ана­лиза (страховые операции, на которые влияет вероятностный харак­тер движения страхового фонда) порождает следующие особенности в проведении анализа.

В связи с наличием в страховании временной раскладки ущерба большое значение приобретает анализ показателей за дли­тельный период.

Прежде чем использовать традиционные методы финансового анализа, следует тщательно изучить границы их применения. Так, если одни и те же виды имущества, принадлежащие гражданам, подлежат страхованию в обязательном и добровольном порядке, то сравнивать экономические показатели по этим видам страхования следует по указанным формам их проведения.

Анализ страховых операций осуществляется на основе спе­цифических показателей: страховое поле, страховой портфель, средняя страховая сумма, уровень выплат, убыточность страховой суммы и т.д.

Без учета этих особенностей провести достоверный финансовый анализ страховых компаний представляется невозможным.

С позиций финансового анализа деятельности страховых компаний большое значение имеет выявление указанных особенностей, вытекающих из специфики страховой деятельности и важной роли страховщика в экономической системе, а также сфере предпринимательской деятельности. Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств со значительного количества страхователей, чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. От того, как страховые компании распоряжаются данными средствами (правильно ли осуществляют страховые операции, формируют страховые резервы и размещают их и т.д.), зависит их способность своевременно выполнить свои обязательства перед страхователями. Поэтому необходимо разработать такую систему оценки финансового состояния, которая бы позволила, в первую очередь, своевременно выполнить свои обязательства перед страхователями.

Занятие 2

1.Информационное обеспечение проведения финансового анализа

2Система показателей анализа финансового состояния страховой компании

1.Информационное обеспечение проведения финансового анализа

Информационное обеспечение представляет собой процесс подбора, обработки информационных материалов, предназначенных для финансового анализа, планирования и контроля. Информацию используют для принятия управленческих решений, для разработки финансовой стратегии, тактики и политики страховых организаций.

Финансовый менеджер, обладающий достаточно высо­кой квалификацией, всегда старается получить любую ин­формацию, даже самую плохую, или какие-то ключевые мо­менты такой информации, или отказ от разговора на дан­ную тему (молчание – это тоже язык общения) и ис­пользовать их в свою пользу. Информация собирается по крупицам. Эти крупицы, собранные воедино, обладают уже полновесной информационной ценностью.

Анализ финансового состояния проводят на основе информации, содержащейся в финансовой отчетности.

Финансовая отчетность — это совокупность форм отчетности, составленной на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении страховой компании в виде, удобном и понятном для принятия этими пользователями определенных деловых решений.

В Законе Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» определено, что финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении предприятия.

Данный закон определил, чтобы финансовая отчетность организации включала в себя следующее:

-бухгалтерский баланс;

-отчет о доходах и расходах;

-отчет о движении денег;

-отчет об изменениях в собственном капитале;

-информацию об учетной политике организации и пояснительную записку.

Центральной формой финансовой отчетности является баланс. Баланс (французское balance - весы) - система показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке на определенную дату.

К исходным данным, потенциально несущим информацию, предъявляются различные требования, в том числе:

В международной практике построение финансовой отчетности базируется на принципах:

1)открытости информации;

2) понятности финансовой отчетности лицам, принимающим решения на ее основе,которая определяется простотой ее постро­ения, соответствия и определенным стандартом представления и доступностью понимания теми категориями пользователей, для которых она предназначена;

3в)полезность или значимость, которая определяет, насколько привлекае­мая информация влияет на результаты финансовых решений;

4) достоверность, которая определяет, насколько форми­руемая информация адекватно отражает реальное состояние и результаты финансовой деятельности, характеризует внешнюю финансовую среду. Достоверность в значительной степени опре­деляется надежностью источника (например, данные бухгалтер­ского учета и данные, циркулирующие на фондовом рынке);

5)полнота, которая характеризует завершенность круга ин­формативных показателей, необходимых для проведения ана­лиза, планирования и принятия управленческих решений;

6)своевременность, которая характеризует соответствие формируемой информации потребности в ней по периоду ее пользования. Для финансового менеджмента имеют значение не данные вообще, а данные в нужном объеме и в нужное вре­мя;

7) релевантность (избирательность), определяющая доста­точно высокую степень используемости формируемой инфор­мации в процессе управления финансовой деятельностью пред­приятия;

8)сопоставимость, которая определяет возможность срав­нительной оценки стоимости и результатов финансовой деятель­ности, возможность проведения сравнительного финансового анализа предприятия;

9)эффективность, которая означает, что затраты по при­влечению определенных информационных показателей не дол­жны превышать эффект, получаемый в результате их исполь­зования;

10)необходимая достаточность, которая отражает необхо­димые для конкретного предприятия объем и точность инфор­мации. Содержание системы информационного обеспечения фи­нансового менеджмента, ее широта и глубина определяются от­раслевыми особенностями деятельности предприятий, их орга­низационно-правовой формой функционирования и др.

Наши рекомендации