Виды и методы финансового анализа

При проведении финансового анализа необходимо:

1. Определить цель анализа, что влияет на выбор вида и метода анализа.

2. Определить имеющиеся ограничения: технические, временные, информационные.

3. Детализировать процедуру анализа:

- выбрать виды и методы анализа,

- выбрать соответствующую систему показателей;

- определить алгоритм их расчета;

- определить виды аналитических таблиц;

- нормативное обеспечение;

- определить источники информации.

В зависимости от целей и задач выделяют следующие виды финансового анализа:

1. По форме организации:

1.1 внутренний финансовый анализ;

1.2 внешний анализ, который могут проводить налоговые инспекции, банки, аудиторы, акционеры.

2. По времени проведения:

2.1 предварительный – связан с изучением условий финансовой деятельности предприятия или условий проведения финансовых операций;

2.2 оперативный – анализ текущих финансовых операций. Он проводится с целью оперативного реагирования на неблагоприятные изменения, способные оказать влияние на результаты этих операций;

2.3 прогнозный – анализ будущих условий совершения сделок или условий проведения финансовых операций.

3. По объему исследования:

3.1 полный – анализ всех аспектов финансовой деятельности организации в комплексе;

3.2 тематический – исследование отдельных направлений финансовой деятельности. Предметом его анализа могут являться: оптимальность структуры портфеля ценных бумаг; финансовая устойчивость организации и т. п.

4. По глубине аналитического исследования:

4.1 экспресс-анализ, который предполагает отбор небольшого количества существенных и сравнительно несложных в исчислении показателей, а также постоянное отслеживание их динамики. Он проводится с целью общей оценки состояния организации;

4.2 углубленный анализ. Его цель – выявление проблемных зон и определение путей выхода из сложившейся ситуации.

5. По регулярности анализа:

5.1 периодический анализ – проводится регулярно с заданной периодичностью (месяц, квартал, год);

5.2 разовый анализ – проводится в связи с особыми обстоятельствами или по требованию;

6. В зависимости от объекта анализа:

6.1 анализ деятельности организации в целом;

6.2 анализ деятельности структурных подразделений организации;

6.3 анализ отдельных финансовых операций.

При проведении финансового анализа могут использоваться различные методы. В широком понимании метод означает пути, способы и средства познания действительности. Метод финансового анализа– это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и принципов исследования финансовой деятельности субъектов хозяйствования. Категориями финансового анализа выступают процент, фактор, коэффициент, индекс, модель, дисконт, риск и т. п. Научный апарат финансового анализа представляет собой совокупность общенаучных и конкретных научных способов исследования финансово-экономической деятельности субъектов анализа. Принципы – правила проведения анализа.

Различают следующие методы финансового анализа:

1. Неформализованные методы анализа. Они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне: методы экспертных оценок, сценариев и т. п. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитиков. Формализованные – методы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные аналитические зависимости (коэффициенный метод анализа, индексный метод и т. п.).

2. Горизонтальный анализ предполагает расчет абсолютных (в стоимостном выражении) и относительных (темпов роста, прироста) изменений финансовых показателей за определенный период времени и оценку этих изменений. Главное требование к горизонтальному анализу – сравнимость показателей.

Разновидностью горизонтального анализа является трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и построение тренда, то есть выявление основной тенденции изменения показателя, в том числе в будущем.

3. Вертикальный (структурный) анализ строится на структурном разложении исследуемых показателей. Заключается в расчете удельного веса отдельных показателей в общем итоге и оценке их колебаний. Он включает:

- структурный анализ капитала;

- структурный анализ активов;

- структурный анализ денежных потоков и т. д.

Горизонтальный и вертикальный виды анализа взаимно дополняют друг друга. Поэтому на практике часто строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру, так и динамику показателей.

4. Сравнительный финансовый анализ предлагает сопоставление отдельных показателей между собой и расчет абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей с целью устанавления сходства и различий между ними. Наиболее распространенные виды сравнения в финансовом анализе:

- фактически достигнутых показателей с плановыми;

- достигнутых показателей с утвержденными нормативами;

- достигнутых показателей со среднестатистическими значениями или с показателями других субъектов хозяйствования и т. п.

5. Коэффициентный финансовый анализ предполагает использование различных относительных показателей (коэффициентов).

6. Интегральный финансовый анализ (многофакторный). Например, система интегрального анализа фирмы Du Pont.

7. Метод сравнительной рейтинговой оценки. Применение данного метода предполагает последовательную реализацию ряда аналитических процедур. Например, при проведении анализа финансового состояния организации основными этапами являются:

- обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки;

- сбор и обработка исходной информации;

- расчет отдельных показателей и итогового показателя рейтинговой оценки;

- ранжирование субъектов хозяйствования по рейтингу.

8. Анализ эффективности деятельности предприятия и отдельных финансовых операций на основе анализа денежных потоков.

Наши рекомендации