Дивидендная политика и ее значение в управлении финансами предприятия

ДИВИДЕНТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Дивидендная политика и ее значение в управлении финансами предприятия

Понятие дивиденда определяется Гражданским и Налоговым кодексами РФ.

Дивиденды - денежный доход акционеров и показатель успешной работы коммерческой организации.

Большая часть компаний основным источником финансирования своей деятельности считает реинвестированную прибыль.

Поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядке выплаты дивидендов является решением об объемах и источниках финансирования деятельности компании и влияет на размер привлекаемых внешних источников капитала.

Реинвестирование прибыли — одна из самых распространенных и наиболее дешевых форм финансирования инвестиционных программ предприятий, поскольку позволяет избежать дополнительных расходов по привлечению новых источников финансирования (например, при дополнительной эмиссии акций, получении банковского кредита) и оставляет контроль за деятельностью компании в руках нынешних собственников.

Дивидендная политика - механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам в соответствии с долей их вклада в капитал предприятия.

Задача дивидендной политики - оптимальное сочетание интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия.

Для выработки дивидендной политики компании необходимо решить два ключевых вопроса:

1) влияет ли величина выплачиваемых дивидендов на совокупное богатство акционеров;

2) какова должна быть оптимальная величина дивидендов.

Совокупный доход акционеров за определенный период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций.

Стоимость акций (модель М. Гордона)рассчитывается по формуле:

Дивидендная политика и ее значение в управлении финансами предприятия - student2.ru

где Vt — теоретическая стоимость акций;

Dt — ожидаемый дивиденд очередного периода;

r — коэффициент дисконтирования;

g — ожидаемый темп прироста дивиденда.

Вывод - чем больше ожидаемый дивиденд и темп его прироста, тем больше теоретическая стоимость акций и благосостояние акционеров. Однако большие дивиденды акционерам невыгодны, т.к. выплата дивидендов уменьшает возможности рефинансирования прибыли, что с позиций долгосрочной перспективы отрицательно влияет на доходы и благосостояние собственников компании.

Практика разработки дивидендной политики предприятий базируется на следующих основных теориях дивидендной политики:

■ ирревалентности дивидендов;

■ существенности дивидендной политики;

■ налоговой дифференциации;

■ сигнализирования дивидендов;

■ клиентуры.

Вышедшая в 1961 г. статья Ф. Модильяни и М. Миллера является самым аргументированным обоснованием теории ирревалентности дивидендов.

В этой статье утверждается, что стоимость фирмы определяется исключительно доходностью ее активов и ее инвестиционной политикой и что пропорции распределения дохода между дивидендами и реинвестированной прибылью не оказывают влияния на совокупное богатство акционеров. Следовательно, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости фирмы не существует.

Теория ирревалентности дивидендной политики подверглась критике, прежде всего потому, что на практике инвестору не безразлично, получит он свой доход на вложенный капитал в форме дивидендных выплат или в форме повышения курса акций компании.

Оппоненты теории Модильяни—Миллера — сторонники теории существенности дивидендной политики, видными представителями которой являются М. Гордон и Дж. Линтнер. Второе название их теории — «синица в руках». Основной их аргумент — лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Сторонники этой теории считают, что дивидендная политика существенно влияет на величину совокупного богатства акционеров.

Сторонники теории налоговой дифференциации, разработанной в конце 70-х — начале 80-х гг. XX в. Р. Литценбергером и К. Рамсвами, считают, что для акционеров важнее не дивидендная доходность, а доход от капитализации стоимости.

Сигнальная теория дивидендов(или теория сигнализирования) построена на том, что в основу оценки рыночной стоимости акций заложен размер выплачиваемых по ним дивидендов. Следовательно, рост уровня дивидендных выплат вызывает возрастание рыночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход.

Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (или теория клиентуры) предполагает, что компания должна осуществлять такую дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров. Если большинство акционеров отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров предпочитает увеличение рыночной стоимости акций, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Та часть акционеров, которая не согласна с такой дивидендной политикой, реинвестирует свой капитал в акции других компаний, в результате чего состав клиентуры станет более однородным.

Таким образом, единой дивидендной политики компаний в настоящее время не существует.

Формирование дивидендной политики акционерных обществ включают четыре основные этапа:

1) оценку основных факторов, определяющих формирование и реализацию дивидендной политики;

2) определение типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов;

3) разработку механизма распределения прибыли в соответствии с избранным типом дивидендной политики;

4) оценку эффективности проводимой дивидендной политики.

Первый этап дивидендной политики — оценка основных факторов, определяющих формирование и реализацию дивидендной политики.

Основными факторами, определяющими практическое формирование и проведение дивидендной политики компании, являются:

■ правовое регулирование дивидендных выплат;

■ обеспечение достаточного размера инвестиционных ресурсов;

■ поддержание достаточного уровня ликвидности компании;

■ сопоставление стоимости собственного и привлеченного капитала;

■ соблюдение интересов акционеров;

■ информационное значение дивидендных выплат.

Правовое регулирование дивидендных выплат. В России основным законодательным актом, регулирующим дивидендную политику компаний, является Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» с последующими изменениями и дополнениями. Законом определены источники, возможная периодичность, порядок и процедура выплаты дивидендов. Регулярность дивидендных выплат конкретной компании устанавливается в уставе акционерного общества.

Обеспечение достаточного размера инвестиционных ресурсов. Инвестиционные возможности компании можно назвать одним из главных критериев выбора дивидендной политики.

Административного законодательного регулирования пропорций распределения чистой прибыли предприятий не существует, в учредительных документах многих компаний специально оговаривается минимальная доля прибыли отчетного года, обязательная к реинвестированию.

Поддержание достаточного уровня ликвидности компании. Необходимым условием принятия решения о дивидендных выплатах акционерным обществом должно являться обеспечение достаточного уровня ликвидности его активов. Выплата дивидендов акционерам компании вызывает сокращение ее активов, для выплаты дивидендов предприятие должно располагать достаточной суммой активов в форме денежных средств на расчетном счете или высоколиквидных активов, свободных от обязательств. То есть к дате выплаты дивидендов акционерное общество должно по возможности максимизировать кассовый остаток и высоколиквидные средства.

Сопоставление стоимости собственного и привлеченного капитала. На возможность выплаты и размер дивидендов помимо фактически полученной суммы прибыли, уровня рентабельности собственного капитала влияет и уровень финансового левериджа. Он зависит от сложившегося к моменту дивидендных выплат соотношения собственного и заемного капитала.

Соблюдение интересов акционеров. Как уже отмечено, совокупный доход акционеров складывается из двух источников: дивидендного дохода и прироста стоимости капитала компании. Прирост стоимости акционерного капитала зависит от динамики рыночной цены акций компании. Рост курса акций определяется многими факторами, в том числе общим финансовым положением компании на рынке капитала, товаров, ее финансовой независимостью, рентабельностью, а также уровнем дивидендных выплат и его динамикой. Формируя дивидендную политику, руководство компании может повлиять и на курсовую стоимость своих акций.

Информационное значение дивидендных выплат. Большинство акционерных компаний стараются придерживаться стабильности в проводимой дивидендной политике, поскольку для многих инвесторов, менеджеров, аналитиков показатель дивидендного дохода является одним из главных индикаторов прибыльности компании. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся практики могут привести к снижению рыночной цены акций и их массовому сбросу акционерами. Поэтому большинство компаний стремятся поддерживать стабильную дивидендную политику и в условиях ухудшения рыночной конъюнктуры, и при отсутствии текущей прибыли. Кроме того, при проведении дивидендной политики руководство акционерного общества ориентируется также на уровень дивидендных выплат у других компаний, равных им по величине и сфере деятельности.

Второй этап формирования дивидендной политики — определение типа дивидендной политики и методики выплаты дивидендов.

Основными формами дивидендных выплат в мировой практике являются:

■ методика выплаты дивидендов по остаточному принципу;

■ методика фиксированных дивидендных выплат;

■ методика постоянного процентного распределения прибыли;

■ методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов;

■ методика постоянного возрастания размера дивидендов;

■ методика выплаты дивидендов акциями.

Методика выплаты дивидендов по остаточному принципу. В соответствии с данной методикой выплата дивидендов осуществляется в последнюю очередь, после финансирования всех возможных эффективных инвестиционных проектов компании.

Методика фиксированных дивидендных выплат (или методика стабильного размера дивидендных выплат). В соответствии с этой методикой компания осуществляет регулярную выплату дивидендов на одну акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени безотносительно к изменению курсовой стоимости акций.

Методика постоянного процентного распределения прибыли (или методика стабильного уровня дивидендов). Эта методика подразумевает стабильный в течение продолжительного периода времени процент чистой прибыли, направляемый на выплату дивидендов по обыкновенным акциям.

Методика выплаты гарантированного минимума и экстрадивидендов. Проводя дивидендную политику в соответствии с этой методикой, компания регулярно выплачивает фиксированные в абсолютной сумме дивиденды.

Методика постоянного возрастания размера дивидендов. В соответствии с этой методикой происходит стабильное повышение уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию.

Методика выплаты дивидендов акциями. При использовании данной методики компании в качестве дивидендных выплат предоставляют акционерам вместо денежных средств дополнительный пакет акций.

В целом в экономической литературе выделяют три основных подхода к формированию дивидендной политики:

■ консервативный;

■ умеренный (компромиссный);

■ агрессивный.

Изложенные выше методики дивидендных выплат могут быть отнесены к одному из этих типов дивидендной политики

Таблица

Наши рекомендации