Дивидендная политика предприятия

Термин "дивидендная политика" связан с распределением прибыли в акционерных обществах. Однако рас­сматриваемые в этом разделе принципы и методы распре­деления прибыли применимы не только к акционерным обществам, но и к предприятиям любой иной организаци­онно-правовой формы деятельности (в этом случае менять­ся будет только терминология — вместо терминов акция и дивиденд будут использоваться термины пай, вклад и при­быль на вклад; механизм же выплаты доходов собственни­кам останется таким же). В принципе же в более широ­ком трактовании под термином "дивидендная политика" можно понимать механизм формирования доли при­были, выплачиваемой собственнику, в соответствии с долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Основной цельюразработки дивидендной политики, является установление необходимой пропорциональное между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим его стратегическое развитие.

Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей финансовой политики предприятия, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой частями прибыли предприятия с целью максимизации его рыночной стоимости.

На рисунке ниже представлены схемы, отражающие изменение имущественного состояния собственников и предприятия при выплате дивидендов и реинвестировании прибыли.

Дивидендная политика предприятия - student2.ru

Дивидендная политика предприятия - student2.ru

Изменение имущественного состояния предприятия и собственников при выплате дивидендов и реинвестировании прибыли

Формированию оптимальной дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования. Наиболее распространенными теориями, связанными с механизме формирования дивидендной политики, являются:

1. Теория независимости дивидендов.Ее авторы Ф. Модильяни и М. Миллер утверждают, что избранная дивидендная политика не оказывает никакого влияния на рыночную стоимость предприятия (цену акций), ни благосостояние собственников в текущем или перспективном периоде, так как эти показатели зависят от сумм формируемой, а не распределяемой прибыли.

2. Теория предпочтительности дивидендов. Ее авторы — М. Гордон и Д. Линтнер утверждают, что каждая единица текущего дохода (выплаченного в форме дивидендов) в силу того, что она "очищена от риска" стоит всегда больше, чем доход отложенный на будущее, в связи с присущим ему риском. Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли.

3. Теория минимизации дивидендов(или "теория налоговых предпочтений"). В соответствии с этой теорией эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников. А так как налогообложение текущих доходов в форме получаемых дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом фактора стоимости денег во времени, налоговых льгот на капитализируемую прибыль и т.п.), дивидендная политика должна обеспечивать минимизацию дивидендных выплат, а со­ответственно максимизацию капитализации прибыли с тем, чтобы получить наивысшую налоговую защиту совокупного дохода собственников.

4. Сигнальная теория дивидендов(или "теория сигна­лизирования") .Эта теория построена на том, что основные модели оценки текущей реальной рыночной стоимости акций в качестве базисного элемента используют размер вып­лачиваемых по ней дивидендов. Таким образом рост уровня дивидендных выплат определяет автоматическое возрастание реальной, а соответственно и котируемой ры­ночной стоимости акций, что при их реализации приносит акционерам дополнительный доход. Кроме того,выплата высоких дивидендов "сигнализирует" о том, что компания находится на подъеме и ожидает существенный рост прибыли в предстоящем периоде.

5. Инвестиционная теория дивидендов. Ее автор Дж. Уол­тер утверждает, что наибольшая связь дивидендной политики с максимизацией рыночной стоимости предприятия (максимизацией котировки его акций) достигается при учете уровня доходности его инвестиционной деятельнос­ти. Если уровень доходности инвестиций предприятия пре­вышает уровень доходности его акций, то размер дивиден­дных выплат может снижаться. И наоборот, если уровень доходности инвестиций предприятия ниже уровня доходности его акций, то размер дивидендных выплат должен возрастать.

6. Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров(или "теория клиентуры"). В соответствии с этой теорией компания должна осуществлять такую диви­дендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров, их менталитету. Если основной со­став акционеров ("клиентура" акционерной компании) отдает предпочтение текущему доходу, то дивидендная политика должна исходить из преимущественного направления прибыли на цели текущего потребления. И наоборот, если основной состав акционеров отдает предпочтение увеличению своих предстоящих доходов, то дивидендная политика должна исходить из преимущественной капитализации прибыли в процессе ее распределения. Та часть акционеров, которая с такой дивидендной политикой будет не согласна, реинвестирует свой капитал в акции других компаний, в результате чего состав "клиентуры" станет более однородным.

Практическое использование этих теорий позволило выработать три подхода к формированию дивидендной по­литики:

- "консервативный",

- "умеренный" ("компро­миссный"),

- "агрессивный".

Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.

Подход к формированию дивидендной политики Виды дивидендных выплат
"консервативный" - выплата дивидендов по остаточному принципу - дивиденды стабильного размера
"умеренный" - минимальный стабильный дивиденд плюс «экстра» дивиденд по результатам деятельности предприятия
"агрессивный" - дивиденды стабильного уровня - постоянно возрастающие дивиденды

Факторы, определяющие дивидендную политику предприятия можно подразделить на четыре группы, которые представлены на рисунке ниже. Оценка этих факторов позволяет определить выбор того или иного типа дивидендной политики.

Инвестиционные факторы :

- стадия жизненного цикла предприятия;

- темп роста предприятия;

- объемы и сроки инвестиционных программ

Налоговые факторы :

- налогообложение дивидендов ;

- налогообложение имущества предприятий ;

- налогообложение доходов физических лиц;

- налогообложение прибыли.

Финансовые факторы :

- достаточность резервов собственного капитала ;

- стоимость привлечения дополнительного собственного капитала ;

- стоимость и доступность привлечения заемного капитала

Прочие факторы :

- структура акционеров ;

- ограничения на выплату дивидендов ;

- дивидендная политика конкурентов ;

- контроль над предприятием

С учетом рассмотренных принципов дивидендная по­литика акционерного общества формируется по следую­щим основным этапам.

1. Выявление и учет факторов, определяющих дивидендную политику предприятия

2. Выбор типа дивидендной политики в соответствии со стратегией предприятия

3. Разработка механизма распределения прибыли в соответствии с типом дивидендной политики

4. Определение размера дивидендных выплат

5. Определение формы выплаты дивидендов

6. Оценка эффективности дивидендной политики

Механизм распределения прибыли акционерного общества в соответствии с избранным типом дивиденд­ной политики предусматривает такую последовательность действий:

На первом этапеиз суммы чистой прибыли вычитаются формируемые за ее счет обязательные отчисления в резервный и другие обязательные фонды специального назначения, предусмотренные уставом общества. "Очи­щенная" сумма чистой прибыли представляет собой так называемый "дивидендный коридор", в рамках которого реализуется соответствующий тип дивидендной политики.

На втором этапеоставшаяся часть чистой прибыли распределяется на капитализируемую и потребляемую ее части.

На третьем этапесформированный за счет прибы­ли фонд потребления распределяется на фонд дивиденд­ных выплат и фонд потребления персонала акционерного об­щества (предусматривающий дополнительное материальное стимулирование работников и удовлетворение их соци­альных нужд). Основой такого распределения является избранный тип дивидендной политики и обязательства ак­ционерного общества по коллективному договору.

Важным этапом формирования дивидендной полити­ки является выбор форм выплаты дивидендов. Основны­ми из таких форм являются:

1. Выплаты дивидендов наличными деньгами .

2. Выплата дивидендов акциями.

3. Автоматическое реинвестирование.

4. Выкуп акций компанией.

Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели:

Наименование показателя Методика расчета
Дивиденд на 1 акцию Дивидендный фонд : Среднее кол-во обыкновенных акций в обращении
Ставка дивиденда (Дивидендный фонд : Акционерный капитал) × 100%
Доход на 1 обыкновенную акцию Чистая прибыль : Среднее кол-во обыкновенных акций в обращении
Коэффициент «цена-доход» Рыночная цена акции (курс) : Доход на 1 обыкновенную акцию
Дивидендный выход Дивиденд на 1 акцию : Рыночная цена акции (курс)
Коэффициент выплаты дивидендов Дивиденд на 1 акцию : Доход на 1 акцию

Наши рекомендации