Дивидендная политика предприятия

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

№ 1. Финансовый менеджмент как система управления....

ФМ – это система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, направленных на эффективное формирование, распределение и использование финансовых ресурсов и достижение стратегической цели управления предприятием (компанией).

Исходя из теории долевой экономики, в качестве стратегической цели управления финансами принимается рост рыночной стоимости компании, который определяется рыночной ценой ее акций, а цена акций как раз и отражает все действия финансовых менеджеров.

Управленческие решения условно можно свести к четырем главным направлениям:

- Инвестиционные решения – их важность заключается в создании и росте стоимости компании;

- Решения о финансировании бизнеса, за счет каких источников, какой должна быть структура пассивов, возможен ли оптимальный вариант? Как привлечь инвестиции? Как строить дивидендную политику?

- Управление активами, в первую очередь – оборотными, здесь стоит задача оптимизации денежных средств, дебиторской задолженности, товарно-материальных запасов;

- Управление финансовыми активами и рисками, например, портфелем ценных бумаг, его доходность, риск.

Все принимаемые решения должны быть направлены на достижение стратегической цели – максимизации рыночной стоимости компании.

ФМ можно рассматривать как систему управления и как форму предпринимательской деятельности. Как система управления состоит из двух подсистем:

А) объекта управления – это финансовые ресурсы предприятия, которые опосредуют финансовые отношения хозяйствующих субъектов;

Б) субъектов управления – управляющая система (кадры, информационные технологии, информация, финансовый механизм).

Источники формирования финансовых ресурсов организации

Финансовые ресурсы – это совокупность денежных средств строго целевого назначения, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (осв.) или иммобилизации (дополнит.загрузки в оборот). Источниками финансовых ресурсов служат все денежные доходы и поступления, которыми располагает предприятие или иной хозяйствующий субъект.

Источники финансовых ресурсов разнообразны и классифицируются по различным признакам:

1) По отношению собственности – собственные, заемные и привлеченные;

2) По типу собственника: государственные ресурсы; ср-ва юридических и физических лиц; средства нерезидентов (иностранные);

3) По отношению к предприятию: внешние и внутренние (предприятие может обеспечить себе внутреннее краткосрочное финансирование за счет лучшего распоряжения оборотным капиталом, например, уменьшение дебиторской задолженности, снижения уровня материальных запасов и др. Внутренними источниками являются реинвестированная прибыль, амортизация, сдача в аренду неиспользуемых активов, продажа видов деятельности и т .д.

Внешние источники – заемные, долевые, бюджетные, иностранные инвестиции. это, торговый и банковский кредит, взаиморасчеты, коммерческие бумаги (векселя) - также краткосрочные источники финансирования. Долгосрочный кредит, как правило, необходим для закупки нового оборудования, реализации инвестиционных проектов.

Особыми формами финансирования являются лизинг, факторинг,

Дивидендная политика предприятия

Дивиденд – это часть чистой прибыли акционерного общества, распределяемая между держателями акций пропорционально количеству этих акций. Источником выплаты дивидендов по обыкновенным акциям является чистая прибыль, остающаяся после выплаты фиксированных дивидендов по привелиг. акциям. Получение дивидендов и их размер зависят от проводимой дивидендной политики. Ее теоретические основы разработаны нобелевскими лауреатами: Ф.Модильяни, М.Миллером, М.Гордоном и др.

Дивидендная политика является составной частью финансовой политики предприятия. ЕЕ главная задача – найти оптимальное распределение чистой прибыли между распределяемой ее частью (дивиденды) и инвестируемой (капитализация), поскольку прибыль является одном из внутренних источников финансирования деятельности предприятия.

В практике ФМ используется несколько видов дивидендной политики, в соответствии с ее типами – агрессивный, компромиссный, консервативный тип):

- политика стабильного дохода на акцию; (создается имидж компании, растет цена акций);

- политика компромисса между стабильной суммой дивидендов и процентной долей прибыли на дивиденды;

- политика остаточного дивиденда, т.е. после формирования бюджета капитальных вложений.

Формы выплаты могут быть денежными и в форме акций (дробление акций).

Наши рекомендации