Классификация видов экономического анализа по субъектам анализа и объектам управления
Классификация видов экономического анализа по отраслевому, временному признакам.
По отраслевому признаку – отраслевой, межотраслевой
- методика отраслевого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства и тд)
- межотраслевой является теоретической и методологической основой для всех отраслей национальной экономики.
По признаку времени:
1. предварительный(перспективный) – проводится до осуществления хозяйственных операций . Он необходим для обоснования управленческих решений и планирования заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана.
2. последующий (ретроспективный, исторический) – проводится после совершения хозяйственных актов и используется для контроля за исполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятия.
Ретроспективный делится на:
1. оперативный (ситуационный) – проводится сразу после совершения операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (часы,дни и тд). Цель- выявить недостатки и оперативно воздействовать на хоз. Процессы.
2. итоговый (текущий или заключительный) проводится за отчетный период времени (месяц,квартал, год)
Классификация видов экономического анализа по субъектам анализа и объектам управления.
По субъектам анализа:
ВНУТРЕННИЙ-проводится для нужд стратегического и текущего, оперативного управления в процессе деятельности предприятия. На крупных предприятиях эту работу выполняет зам.генерал.директора по экономике, главный экономист; на средних и малых – начальник планового отдела, бухгалтер. К ЭА привлекаются все службы предприятия.
ВНЕШНИЙ –проводится вышестоящими органами предприятия, статистическими и финансовыми органами, акционерами, инвесторами, коммерческими банками, судебно-правовыми органами и партнерами предприятия на основе открытой финан.или статистической отчетности.
По объектам управления:
Финансовый анализ- часть общего анализа хоз.деятельности, состоит из 2 разделов: финанс. И управленческого. Назначение- изучение, диагностика и прогнозирование финан.состояния и выявления резервов его финансов.устойчивости.
Управленческий- носит оперативных характер и его результаты явл-ся коммерческой тайной. Проводится всеми службами предприятия, с целью получения информации, необходимой для принятия оптимальных управленч.решений.
Маркетинговый(служба маркетинг предприятия или объединения)- изучение внешней сред функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
Инвестиционный- применяется для оценки эффективности инвестиционной деятел.предпр. и разработки программы этой деятельности в будущем.
Технико-эконом.- направлен на изучение технических процессов в производстве продукции с заданными свойствами и связанных с этим материальных, трудовых и финансовых затрат.(этим занимаются технические службы предприятия).
Социально-эконом. – изучает взаимосвязь социальных и экономических показателей и их влияния на эконом.результаты предприятия.(эконом.службы, социальные лаборатории, статистические органы).
Экономико-эколог. – исследует взаимодействие эколог. И экономич. Процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию.
Экономико-статистич.- применяется для изучения массовых, общественных явлений на разных уровнях управления(предприятие, отрасль, регион).
Аудиторский(бухгалтерский)- проводится с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости данного субъекта. Это экспертная диагностика финансового здоровья предприятия.