Поде чудес» для избранной публики

По мере того как расширялось ее предприятие, Соловьеву все меньше интересовали отдельные мелкие инвесторы. «Властелина» становилась одним из символов быстрого гарантированного обогащения. Теперь уже хозяйка «пирамиды» могла позволить себе выбирать только самых «вкусных» клиентов, игнорируя всякую мелюзгу с ее жалкими семейными заначками.

Вскоре главная ставка окончательно была сделана на коллективных вкладчиков и состоятельных «денежных мешков». Вначале планка минимального вклада была назначена в 50 миллионов (прежних — неденоминированных) рублей, затем проходной ценз вырос до 100 миллионов. Редко кто в одиночку мог потянуть подобную сумму. Поэтому часто люди собирали деньги вскладчину для того, чтобы добиться для себя привилегии стать клиентами Валентины Ивановны.

Отдельный от общей очереди «зеленый коридор» был создан для постоянных персонажей светской хроники. «Звездам» Соловьева предлагала очень выгодные условия для быстрого преумножения их капиталов, гораздо более привлекательные, чем те, которые им могли гарантировать отечественные банки. Для многих VI P-персон «Властелина» играла роль того самого поля чудес, на котором можно было закопать пять золотых и за ночь вырастить денежное дерево.

Особое внимание уделялось работе с «нужными людьми», в первую очередь из правоохранительных органов. Для этого в различные властные структуры от районного до федерального уровня засылались «агенты влияния» с целью агитировать облеченных властными полномочиями чиновников вступать на льготных условиях в прибыльный бизнес. Соловьева понимала, что рано или поздно у ее сомнительного с точки зрения закона предприятия неизбежно возникнут серьезные проблемы с властями и ей понадобится помощь своих людей в погонах. А чтобы эти люди были кровно заинтересованы в продолжительной и бесперебойной работе пирамиды, их необходимо было заинтересовать экономически.

Поэтому, если раньше Соловьева была рада любым вкладчикам, то теперь самыми желанными гостями для нее стали важные курьеры от высоких чинов МВД и других властно-силовых структур. К примеру, известно, что свои деньги «Маме Вале» доверили десятки сотрудников РУБОПа, а также немало офицеров из разных управлений центрального аппарата МВД РФ. Клиентами фирмы были и некоторые крупные криминальные авторитеты.

К 1994 году фирма «Властелина» вступила в пору своего наивысшего расцвета. Если составить список привилегированных вкладчиков «Властелины», то он запросто может служить и справочником «Кто есть кто в России 1990-х годов».

Сказочное богатство

Чтобы поддерживать в своих клиентах веру в собственные стратегические таланты гения бизнеса Соловьева при каждом удобном случае хвалилась, что имеет возможность продавать людям товары по льготным ценам и платить гигантские проценты по вкладам благодаря своему таланту удачно вкладывать доверенные ей финансовые средства. Но на самом деле эти рассказы были всего лишь очередной красивой легендой. В действительности никакой инвестиционно-коммерческой деятельности фирма «Властелина» никогда не осуществляла и ни в какие прибыльные производства деньги не вкладывала.

Более того, и в это не так легко поверить, зная о миллиардных оборотах предприятия, Соловьева никогда не вела серьезной бухгалтерии и совершенно пренебрегала учетом своих вкладчиков. Поэтому об истинных размерах «пирамиды» можно судить только приблизительно, опираясь на свидетельства очевидцев. А свидетельства эти таковы: каждый день возле офиса «Властелины» в Подольске собирались толпы людей, а к концу рабочего дня большую часть кабинета Соловьевой, а также примыкавшие к нему подсобные помещения и коридоры занимали коробки е наличностью. Вся эта денежная тара громоздилась в три-четыре ряда. Многие знакомые Валентины Ивановны, узнав, что ее муж занимает в фирме жены скромную должность грузчика, недоумевали: «Как можно близкого человека держать на столь несолидном месте?!» Но все дело было в том, что хозяйка «Властелины» просто не могла доверить постороннему человеку погрузку и транспортировку мешков и коробок, забитых пачками денег.

По расчетам экспертов налоговой службы, ежедневно Соловьева собирала примерно 70 миллиардов рублей. Система работала по принципу гигантского денежного пылесоса, в который в огромном количестве засасывались деньги вкладчиков. Значительная часть собранной прибыли оседала в карманах организаторов финансовой пирамиды, а остальное шло на закупку автомобилей для тех клиентов фирмы, которые вложили деньги ранее. Но при этом в случае какой-либо поломки денежный пылесос был изначально рассчитан на то, что его не будут чинить, а просто выбросят.

Крах

С точки зрения не посвященного в подоплеку происходящего человека, в конце лета 1994 года «Властелина» находилась на пике успеха и не было заметно явных признаков, предвещающих беду. Так же, как и всегда, с самого утра у офиса фирмы собиралась толпа рядовых вкладчиков. Специальные наряды милиции и сотрудники частного охранного предприятия следили за порядком в очереди и обеспечивали беспрепятственный льготный проход в кабинет к «Самой» привилегированным клиентам, чьи роскошные лимузины и служебные машины то и дело подкатывали к месту событий. Но пройдет всего несколько недель, и первые признаки надвигающейся катастрофы уже невозможно будет скрыть…

Тут надо пояснить, что механизм саморазрушения заложен в основе любой действующей финансовой пирамиды. Любой серьезный экономист легко объяснит вам, почему подобная финансовая схема не может жить долго. А вот когда именно случится неизбежная катастрофа, зависит от многих факторов, например от жадности организаторов аферы, которые постоянно изымают из денежного оборота большие суммы, тем самым приближая трагический финал. Но рано или поздно, денег новых вкладчиков неизбежно не будет хватать для оплаты старых долгов, и тогда перегретый финансовый котел взрывается, калеча тысячи человеческих судеб.

Первыми забили тревогу вкладчики, которым в июле 1994 года подошел срок получать обещанные им автомобили, квартиры, «наваренные» деньги. Но вместо обещанной расплаты сотрудники «Властелины» принялись кормить людей обещаниями, постоянно перенося сроки выполнения взятых на себя фирмой обязательств. Подчиненные Соловьевой объясняли обеспокоенным людям, что, мол, так как у фирмы возникли небольшие финансовые затруднения (которые в самое ближайшее время будут урегулированы), им предлагается перезаключить договоры, срок ожидания по которым истек, еще на пол года. Многие клиенты с тяжелой душой соглашались, так как другой возможности хотя бы вернуть вложенные деньги не было.

А затем последовали более знаковые события. В один из дней конца лета 1994 года к офису фирмы эффектно подкатили сразу несколько черных «Волг». Из машин вышли крепкие мужчины в штатском, которые представились местной охране сотрудниками Московского управления по борьбе с организованной преступностью. Вскоре выяснилось, что данную спецоперацию милиционеры затеяли для того… чтобы вернуть личные вклады. Против такого произвола «ментов» взбунтовалась многочисленная очередь рядовых вкладчиков. В толпе возле офиса «Властелины» уже несколько недель ходили тревожные слухи, будто предприятие взяли в оборот налоговики, и очень многие спешили забрать обратно свои денежки.

Вначале приехавшие силовики вступили в драку с охранниками фирмы, которые не согласились пропустить их вне очереди. Но очень скоро немногочисленных секьюрити поддержали рядовые вкладчики из очереди, и под их напором рубоповцам пришлось срочно ретироваться ни с чем. Через несколько дней после этого инцидента прокуратура Московской области даже возбудила по факту противодействия сотрудникам правоохранительных органов уголовное дело. Но затем его спустили на тормозах. Несмотря на свою тупость, чиновники все же сообразили, что если продолжать раздувать эту историю, то истинная подоплека событий может просочиться в прессу.

Впрочем, несмотря на временную победу Соловьева сделала для себя из этой истории все необходимые выводы и стала постепенно сворачивать дело. Выплаты рядовым вкладчикам были уменьшены, а затем и вовсе прекращены. Теперь в директорский кабинет охрана допускала только самых избранных клиентов своей хозяйки. Обычно это были доверенные люди высших чинов правоохранительных органов. В отличие от их суетливых подчиненных генералам отказу от «Мамы Вали» никогда не было. Соловьева очень надеялась, что в трудную минуту вельможи с большими звездами на погонах не дадут ее в обиду рядовым следователям. Эта вера в высоких покровителей еще некоторое время позволяла «Властелине» держаться на плаву и даже вести прием денег.

Дело в том, что даже в те тревожные дни оставалось немало тех, кто по-прежнему верил Соловьевой и жаждал стать ее клиентом. Из этих неисправимых оптимистов была образована особая очередь, которая двигалась куда живей, чем та, что состояла из пораженцев, стремящихся вернуть вклады. Но крах пирамиды уже был неминуем.

7 октября 1994 года прокуратура Подольска официально возбудила уголовное дело по обвинению руководства ИЧП «Властелина» в мошенничестве. Посетившие офис Соловьевой (на этот раз с официальным ордером на обыск) следователи не обнаружили в бумагах фирмы никаких данных о том, что при своей огромной задолженности перед вкладчиками она обладает хотя бы какими-то реальными источниками для ее покрытия, кроме сбора с населения новых финансовых средств.

Кстати, тогда же выяснилась пренеприятнейшая для многих вкладчиков деталь. Оказывается, практически никто из сдавших Соловьевой свои деньги людей не обратил внимание на один из пунктов стандартного договора, в котором говорилось, что «все возникающие спорные вопросы при исполнении данного договора должны решаться сторонами только путем переговоров без обращения в органы арбитража и суда». Таким образом, предусмотрительная Валентина Ивановна подстраховывала себе на будущее. Но все эти уловки ей не помогли. Большие люди в правительстве наконец сообразили, чем на самом деле является фирма «Властелина», и приняли решение закрыть очередную финансовую пирамиду.

Впоследствии Соловьева пыталась искать защиты во многих высоких кабинетах, вплоть до Белого дома. Но везде получала отказ. Прежние друзья и покровители теперь опасались афишировать свои связи с дамой, официально обвиненной в крупном мошенничестве.

Ушла «по-английски»

В отчаянии Соловьева подалась в бега. Случилось это в ночь с 19 на 20 октября 1994 года, когда подследственная вместе с мужем и детьми вдруг исчезла из своей квартиры. Это был очень странный побег. Ведь Соловьеву, как крупную должницу, помимо милиции круглосуточно «пасли» криминальные структуры. Сбежать ей явно позволили заинтересованные силы. Кто-то очень влиятельный еще надеялся получить свои деньги обратно. Об этом в своих интервью откровенно говорили многие официальные фигуранты тех событий. История семи месяцев подполья «Властелины», как и все, что ее всегда окружало, полна интригующих загадок. Да и журналисты вносили свою. немалую лепту в поддержание постоянного интереса у публики к этой персоне.

Так, в одних газетах писалось, что талантливая предпринимательница пала жертвой мафии, агенты которой якобы тайно выкрали ее из-под носа милиции, и после пыток убили вместе со всей семьей, а тела будто бы растворили в ванной с серной кислотой.

На страницах других изданий авторы, напротив, всерьез утверждали, что Соловьева жива, здорова и отлично себя чувствует, ибо она слишком много хорошего сделала для отечественных спецслужб. А за это будто бы благодарные чекисты организовали «Маме Вале» пластическую операцию в лучшей клинике Беверли-Хиллз. И теперь бывшая «Властелина» с новым лицом и под новой фамилией спокойно живет в личном особняке на теплых островах.

Можно представить, с какими чувствами тысячи обманутых клиентов Соловьевой читали эти детективные истории. Впрочем, вскоре кинутые Валентиной Ивановной люди смогли получить разъяснения от самой руководительницы «Властелины». Та обратилась к ним через прессу с открытым письмом. Вот наиболее характерные строки из него: «…причина трудностей в том, что со мной захотели расправиться некоторые высокопоставленные работники правоохранительных органов. На меня оказывают очень сильное давление с тем, чтобы помешать мне выполнить свои обязательства перед вами. С подачи следователей мне приклеили ярлык “мошенницы”, что меня глубоко оскорбляет и нарушает мои права. Но я никого никогда не обманывала и не собиралась этого делать ни за что. Если мне дадут возможность продолжить работу, я гарантирую, что рассчитаюсь с каждым из вас в течение недели во что бы то ни стало! Автомашины буду выдавать сама по одной тысяче каждый день. Все квартиры, приобретенные для вас, будут предоставлены вам в течение двух месяцев с момента возобновления работы фирмы и безо всяких доплат… Меня поддерживает только вера в Господа Бога, ваше доверие и сознание того, что я смогу рассчитаться со всеми вами, независимо от положения и ранга. Да храни вас и меня Господь Бог…».

Впрочем, несмотря на благородство намерений, продолжить свою деятельность официально или из подполья Валентине Ивановне не позволили. После того как к поискам Соловьевой подключились сотрудники ФСБ, беглую бизнес-вумен наконец взяли.

Кстати, привожу любопытный эпизод, наглядно говорящий об искренности намерений Соловьевой расплатиться с поверившими ей людьми, «во что бы то ни стало». На одном из этапов следствия она попросила изменить ей меру пресечения (то есть выпустить из-под ареста) под залог в триллион рублей!!! Заявила, что эти деньги в ее распоряжении имеются.

«Нет проблем, — ответили ей следователи, — только передайте вашим доверенным людям на свободе, у которых есть этот триллион, чтобы они перевели его на расчетный счет Ассоциации пострадавших вкладчиков “Властелины". Как только деньги будут перечислены, вы сможете уехать домой и дожидаться суда на свободе». На этом все разговоры о залоге сразу прекратились.

Наши рекомендации