Налоговая декларация и налоговый контроль
Налоговая декларация
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В частности, налогоплательщики не представляют декларации по налогам, обязанность по исчислению, удержанию, перечислению которых в бюджетную систему возложена на налоговых агентов, а также по налогам, уплачиваемым на основании налогового уведомления.
Расчёт авансового платежа представляет собой письменное заявление плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора.
В частности, предусмотрено представление расчётов авансового платежа по ЕСН, налогу на прибыль организаций, при применении упрощённой системы налогообложения.
Расчёт сбора представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Расчёт сбора представляется в случаях, предусмотренных НК РФ.
Налоговый агент представляет в налоговые органы расчёты, предусмотренные частью второй НК РФ, в порядке, установленном применительно к конкретному налогу.
В частности, налоговые агенты представляют декларацию по НДС, расчёты по НДФЛ, расчёты по налогу на прибыль.
Начиная с 01.01.2007 г., не представляются налоговые декларации (расчёты), по которым налогоплательщики освобождены от уплаты в связи с применением специальных налоговых режимов.
В частности, не представляют налоговую декларацию по налогу на прибыль организации, перешедшие на УСН, а также переведенные на уплату ЕНВД,
При отсутствии деятельности, а также в иных случаях, предусмотренных НК РФ, предоставляется налоговая декларация по упрощённой форме, утверждаемой Минфином России.
Например, по упрощённой форме представляется декларация по налогу на прибыль, некоммерческими организациями, не проводившими в течение календарного года операций по реализации товаров (работ, услуг).
Налоговая декларация (расчёт представляется в налоговый орган по месту учёта налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном или электронном носителе.
Начиная с 01.01.2007 г., налогоплательщики, среднесписочная численность которых на 1 января текущего года превышает 100 человек (до 01.01.2008 г.- 250 человек), представляют налоговые декларации (расчёты) в электронном виде.
Налогоплательщики, отнесённые НК РФ к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчёты) в налоговый орган по месту учёта в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Бланки налоговых деклараций (расчётов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Постановление ФАС ВСО от 14.05.02 № А78-5171/01-С2-8/248-Ф02-1187/02-С1. Суд указал, что организация, находящаяся в процессе ликвидации, обязана до окончания ликвидации представлять налоговые декларации.
Постановление ФАС ВСО от 23.05.06 № А74-5632/05-Ф02-2326/06-01. Суд отказал налоговому органу в привлечении налогоплательщика к ответственности за представление налоговой декларации по старой форме, когда уже действовала новая, поскольку законодательство о налогах и сборах предусматривает ответственность только за непредставление налоговой декларации.
Налоговая декларация (расчёт) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчёта) и обязан по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проставить отметку на копии декларации (расчёта) о принятии и дату ее получения. При получении декларации (расчёта) в электронном виде налоговый орган обязан передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приемке в электронном виде.
Постановление ФАС МО от 14.04.03 № КА-А40/208-03. Суд указал, что факт представления налоговых деклараций не может подтверждаться отметками на бухгалтерских балансах, так как балансы могут представляться отдельно от деклараций.
При отправке налоговой декларации (расчёта) по почте днём её представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днём её представления считается дата её отправки.
Порядок представления налоговой декларации (расчёта) в электронном виде определяется Минфином России.
Письмо Минфина России от 24.04.06 № 03-02-07/1-106. Дата представления налоговой декларации через Интернет признаётся по дате отправки, зафиксированной в подтверждении спецоператора связи.
Налоговая декларация (расчёт) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика.
Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчета), подтверждая достоверность и полноту указанных в ней сведений.
Если достоверность и полноту указанных в декларации (расчёте) сведений подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в декларации (расчёте) указывается основание представительства и прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя.
Налоговая декларация (расчёт) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Формы налоговых деклараций (расчётов) и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.
Минфин России не вправе включать в форму налоговой декларации (расчёта), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сбора, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчёт) сведений, не связанных с исчислением и уплатой налогов, за исключением:
1) вида документа: первичный (корректирующий);
2) наименования налогового органа;
3) места нахождения организации (её обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (её обособленного подразделения);
5) номера контактного телефона налогоплательщика (ст. 80).
Порядок представления налоговых деклараций организациями, имеющими обособленные подразделения, устанавливается применительно к конкретным налогам (налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций).
Внесение изменений в налоговую декларацию. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточнённую налоговую декларацию.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточнённую налоговую декларацию. При этом уточнённая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Если уточнённая налоговая декларация представляется до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи уточнённой налоговой декларации.
Если уточнённая налоговая декларация представляется после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточнённая налоговая декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, либо о назначении выездной налоговой проверки.
Если уточнённая налоговая декларация представляется после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:
-представления уточнённой налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточнённой налоговой декларации он уплатил недоимку и соответствующие ей пени;
-представления уточнённой налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога.
Уточнённая налоговая декларация (расчёт) представляется по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся изменения.
При обнаружении налоговым агентом в поданном им в налоговый орган расчёте факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточнённый расчёт.
Уточнённый расчёт должен содержать данные только в отношении тех налогоплательщикрв, в отношении которых обнаружены факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению суммы налога.
Предусмотренные положения, касающиеся освобождения от ответственности, применяются также в отношении налоговых агентов.
Предусмотренные правила применяются также в отношении уточнённых расчётов сборов и распространяются на плательщиков сборов (ст. 81).
Налоговый контроль
Налоговый контроль-деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами, плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством налоговых проверок, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий и в иных формах, предусмотренных НК РФ.
Налоговые органы, таможенные органы, органы ГВБФ, органы внутренних дел информируют друг друга об имеющихся материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах, налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых налоговых проверках, а также обмениваются другой необходимой информацией..
Не допускается сбор, хранение, использование, распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну других лиц. налогового контроля (ст. 82).
Учет организаций и физических лиц. Организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а таже по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.
Постановление Президиума ВАС РФ от 08.02.02 № 10630/00. Налогоплательщик не обязан повторно вставать на учёт в налоговом органе, если недвижимое имущество или транспортное средство находится по месту нахождения налогоплательщика.
Минфин России определяет особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и иностранных организаций.
Определение КС РФ от 08.11.05 № 438-0. Учёт крупнейших налогоплательщиков одновременно как в межрегиональных налоговых органах, так и в налоговых органах по месту нахождении не может рассматриваться как нарушение принципа равенства.
Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц (далее ЕГРЮЛ), едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее ЕГРИП).
Постановление ФАС МО от 20.08.03 № КГ-А40/5744-03. Фактическое нахождение налогоплательщика по иному адресу, нежели указанный в его учредительных документах, не требует внесения соответствующих изменений в эти документы и постановки на учёт в налоговом органе по месту фактического нахождения налогоплательщика.
При осуществлении деятельности организации в РФ через обособленное подразделение заявление о постановке на учёт подаётся в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения по месту нахождения этого обособленного подразделения, если организация не состоит на учёте в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение. Если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учёт может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.
Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления, и транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.
Местом нахождения имущества признаётся:
1) для морских, речных, воздушных транспортных средств -место приписки, при отсутствии такового- место государственной регистрации, а при отсутствии таковых- место нахождения (жительства) собственника;
2) для иных транспортных средств - место государственной регистрации, а при отсутствии такового- место нахождения (жительства) собственника;
3) для иного имущества – место его фактического нахождения.
Постановка на учет физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется по месту жительства физического лица на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния. Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учёт в налоговых органах (ст. 83).
Порядок постановки на учёт и снятия с учёта организаций и физических лиц. Постановка на учёт организации по месту нахождения обособленного подразделения осуществляется на основании заявления с одновременным представлением копии заверенных свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе организации по месту её нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учёт организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления ими всех необходимых документов и в тот же срок выдать уведомление о постановке на учёт (снятии с учёта).
Постановка на учёт, снятие с учёта физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения заявления налоговым органом. В тот же срок физическому лицу выдаётся свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе.
Налоговый орган, осуществивший постановку на учёт вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе. Форма свидетельства устанавливается ФНС России.
Налоговый орган обязан осуществить постановку на учёт (снятие с учёта) организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также частных нотариусов и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от органов:
-осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств;
- органов юстиции, адвокатских палат..
Налоговый орган обязан в тот же срок выдать указанным лицам или направить им по почте свидетельство о постановке на учёт (снятие с учёта) и (или) уведомление о постановке на учёт (уведомление о снятии с учёта).
Изменения в сведениях об организациях и физических лицах подлежат учёту налоговым органом на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, а также сведений, сообщаемых органами, осуществляющими:
- государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- государственную регистрацию транспортных средств;
- регистрацию физических лиц по месту жительства.
В случае изменения местанахождения или места жительства налогоплательщикаснятие с учёта осуществляется:
-организации или индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в порядке, установленном Правительством РФ;
-физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, в порядке, утверждённом Минфином России.
Постановка на учёт в налоговом органе по новому месту нахождения (жительства) осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения (жительства).
В случае ликвидации или реорганизации организации, прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателяснятие с учёта осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановление ФАС СКО от 06.12.02 № Ф08-4387/2002-1531А. В случае прекращения существования организации в связи с её присоединением к иной организации эта иная организация обязана встать на учёт в налоговом органе по месту нахождения территориально обособленного подразделения присоединённой организации.
В случае принятия организацией решения о закрытии своегообособленного подразделения снятие с учёта по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется по заявлению организации в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае её проведения.
В случае прекращения полномочий частного нотариуса, статуса адвоката снятие с учёта осуществляется на основании сведений, сообщаемых соответственно органами юстиции, адвокатскими палатами, в порядке, утверждённом Минфином России.
Особенности порядка постановки на учёт и снятия с учёта иностранных организаций и иностранных граждан устанавливается Минфином России.
физических лиц, не являющихся индивидуальными предприятиями.
Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (далее ИНН)
ИНН указывается в документах, подаваемых в налоговый орган налогоплательщиками, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предприятиями.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предприятиями, вправе не указывать ИНН.
На основании данных учета ФНС России ведет единый государственный реестр налогоплательщиков (далее ЕГРН) (ст. 84).
Обязанности органов, учреждений, организаций сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учётом налогоплательщиков:
органы юстиции обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности, в течение 5 дней со дня издания соответствующего приказа;
адвокатские палаты субъектов РФ не позднее 10-го числа каждого месяца обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения об адвокатах, внесённых в реестр, исключенных из реестра, о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов;
органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных событий;
органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о зарегистрированных объектах и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после соответствующей регистрации указанных событий;
органы, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 5 дней со дня соответствующего нотариального удостоверения, кроме случаев, предусмотренных НК РФ;
органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:
о фактах первичной выдачи или замены документа и об изменении персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение 5 дней со дня выдачи нового документа;
о фактах подачи гражданином заявления об утрате документа, в течение 3 дней со дня его подачи;
органы, осуществляющие учёт и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, лицензирование деятельности, связанной с пользованием этим ресурсами, обязаны сообщать о предоставлении прав, являющихся объектом налогообложения, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации природопользователя;
органы, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации (лишении аккредитации) в течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации) (ст. 85).
Обязанности банков, связанные с учётом налогоплательщиков. Счета организациям и индивидуальным предпринимателям открываются только при предъявлении свидетельства о постановке на учёт в налоговом органе.
Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счёта, об изменении реквизитов счёта на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение 5 дней со дня соответствующего события.
Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в течение 5 дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Справки и выписки могут быть запрошены в случае проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Постановление ФАС МО от 20.04.04 № КА-А41/2954-04. Налоговый орган не вправе требовать от банка предоставления справок по операциям и счетам организаций, не состоящих на учёте в данном налоговом органе.
Письмо ФНС России от 16.02.06 № ЧД -6-09/169. В связи с выявлением в рамках камеральных проверок налогоплательщиков - юридических лиц, которые в течение последних 12 месяцев не представляли отчётность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, налоговые органы вправе запрашивать и получать у банков необходимые сведения об операциях по банковским счетам этих лиц.
Указанные сведения могут быть запрошены после вынесения решения взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам.
Форма и порядок направления запроса устанавливаются ФНС России.
Форма и порядок представления банками сведений по запросам налоговых органов устанавливаются ФНС России по согласованию с ЦБ РФ (ст. 86).
Налоговая тайна.Налоговую тайну составляют любыеполученные налоговыми органами, таможенными органами, органами ГВБФ, органами внутренних дел сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно;
2) об ИНН;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых соответствующим органам других государств в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Россия.
Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Доступ к подобным сведениям имеют должностные лица, определяемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами (ст. 102).
Налоговые проверки.Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.
Целью камеральных и выездных проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым агентам законодательства о налогах и сборах (ст. 87).
Камеральная налоговая проверка. Проводится по месту нахождения налогового органа уполномоченными должностными лицами без какого-либо решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации (расчёта) и документов которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчёту), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
Постановление ФАС ЗСО от 24.11.03 № Ф04/5947-1048/А75-2003. Налоговый орган провёл камеральную проверку организации, не представившей налоговую декларацию, на основании сведений, предоставленных банком. Суд указал, что при отсутствии в распоряжении налогового органа налоговой декларации проведение камеральной проверки неправомерно.
Постановление ФАС СКО от 11.01.05 № Ф08-6272/2004-2405А. Суд указал, что установленный НК РФ трёхмесячный срок проведения камеральной проверки является организационным, но не пресекательным, и его истечение не препятствует налоговому органу принять решение о привлечении лица к налоговой ответственности.
Если камеральной проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчёте) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщик, представляющий пояснения, вправе дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесённых в декларацию (расчёт).
Проверяющий обязан рассмотреть представленные пояснения и документы. При . установлении факта нарушения законодательства о налогах и сборах должностные лица налогового органа обязаны составить акт в порядке, предусмотренном НК РФ для оформления результатов налоговой проверки.
Налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы.
Налоговый орган не вправе истребовать дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст. 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчётом) не предусмотрено НК РФ.
Постановление ФАС СЗО от 03.03.05 № А42-7838/04-29. Истребование в ходе камеральной проверки первичных, сводных документов, документов бухгалтерского и налогового учёта свидетельствует о проведении именно выездной, а не камеральной проверки, что нарушает права налогоплательщика, поскольку порядок назначения и проведения такой проверки отличается от порядка проведения камеральной проверки.
При проведении камеральной проверки по НДС налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие применение налоговых вычетов.
При проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговый орган вправе истребовать иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов (ст. 88).
Выездная налоговая проверка. Проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения проверки, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится по месту нахождения обособленного подразделения.
Форма решения налогового органа о проведении выездной проверки утверждается ФНС России.
Предметом проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты одного или нескольких налогов.
Постановление ФАС ЗСО от 01.12.05 № Ф04-2722/2005(17441А75-29). Суд указал, что законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на начисление сумм налогов по выездной проверке при отсутствии у налогового органа замечаний по исчислению налога при проведении камеральной проверки.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трёх календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России.
При определении количества проверок налогоплательщика не учитывается количество самостоятельных выездных проверок его филиалов и представительств.
Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлён до четырёх месяцев, а в исключительных случаях-до шести месяцев. Основания и порядок продления срока проверки устанавливается ФНС России.
Постановление ФАС ЗСО от 27.10.03 № Ф04/5500-1819/А45-2003. Нарушение налоговым органом срока проведения выездной проверки не влечёт признания принятого по её итогам решения недействительным, поскольку характер данного нарушения не влияет на законность и обоснованность решения.
Налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств в рамках одной выездной проверки или проводить в отношении филиалов и представительств самостоятельную проверку.
Постановление ФАС ДО от 06.02.02 № Ф03-А59/02-2/78. Решение о проведении выездной налоговой проверки филиала, представительства вправе принимать руководитель налогового органа по месту нахождения филиала, представительства, а не руководитель налогового органа по месту нахождения организации.
Срок проведения проверки одного филиалы или представительства не может превышать один месяц.
Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведении проверки.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение проверки для:
1) истребования документов;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных на иностранном языке.
Приостановление проверки для истребования документов допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Приостановление и возобновление проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев. Если проверка была приостановлена для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров; и в течение шести месяцев запрашиваемая информация не бала получена, срок приостановления проверки может быть увеличен на три месяца.
На период действия срока приостановления проверки приостанавливаются действия по истребованию документов у налогоплательщика, которому возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории налогоплательщика.
Повторной выездной проверкой признаётся выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам за тот же период.
Постановление ФАС СКО от 12.10.05 № Ф08-4727/2005-1858А. Нормы НК РФ не содержат перечня обстоятельств, служащих основанием для проведения повторных проверок. Поэтому неуказание обстоятельств, послуживших причиной назначения повторной проверки само по себе не может служить основанием для признания незаконным постановления о проведении повторной проверки.
Повторная проверка может проводиться:
1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, – в случае представления налогоплательщиком уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной проверки проверяется период, за который представлена уточнённая декларация.
Постановление ФАС ВСО от 13.11.03 № А10-613/03-20-Ф02-3939/03-С1. Решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по результатам повторной проверки налогоплательщика, признаётся недействительным, если проведение этой проверки поручено работникам нижестоящего налогового органа, в порядке контроля а деятельностью которого проводилась эта проверка, поскольку это свидетельствует о проведении повторной проверки под видом контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа.
Если при проведении повторной проверки выявлено налоговое правонарушение, не выявленное при проведении первоначальной выездной проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление налогового правонарушения при проведении первоначальной выездной проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и проверяющим.
Выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации может проводиться независимо от времени и предмета предыдущей проверки.
При проведении проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые документы.
Постановление ФАС ЗСО от 08.01.02 № Ф04/15-910/А70-2001. Суд признал правомерным отказ организации предоставить документы, изученные в ходе проверки, после завершения проверки и вынесения решения по ней. Документы могут быть запрошены только в ходе мероприятий налогового контроля, которые в данном случае уже завершены.
Постановление ФАС ЗСО от 22.06.05 № Ф04-2947/2005(11282-А03-37). Нахождение бухгалтерских документов на проверке аудиторской организации не является основанием для непредставления их налоговому органу.
Ознакомление проверяющих с подлинниками документов допускается только по месту проведения проверки.
При необходимости проверяющие могут производить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объекта налогообложения.
При наличии у проверяющих достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений могут быть уничтожены, скрыты, изменены, заменены, производится выемка этих документов по акту, составленному проверяющими.
Постановление ФАС ВСО от 21.01.05 № А33-12894/04-С3-Ф02-5782/04-С1. Налоговый орган обосновал выемку договора и приложения к нему тем, что приложение к договору было представлено проверяющим лишь на повторное требование о предоставлении документов. В связи с этим у налогового органа возникли подозрения о фиктивности дополнительного соглашения к договору, а подлинник соглашения был необходим для направления на экспертизу в целях определения даты составления. Суд признал действия налогового органа правомерными.
В последний день проведения выездной проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки проведения, и вручить её налогоплательщику или его представителю.
Правила проведения выездной проверки налогоплательщиков применяются также при проведении выездных проверок плательщиков сборов и налоговых агентов (ст. 89).
Производство действий при осуществлении налогового контроля:
участие свидетеля..В качестве свидетеля может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления контроля (ст.90);
Постановление ФАС СЗО от 15.01.02 № А56-18890/01. Если объяснения физических лиц получены не в ходе выездной налоговой проверки и эти лица не допрошены в качестве свидетелей, то такие объяснения не могут использоваться налоговым органом в качестве доказательств, так как получены с нарушением закона.
доступ проверяющих на территорию (в помещение) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) осуществляется при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя налогового органа (заместителя) о проведении выездной налоговой проверки. При воспрепятствовании доступу составляется акт, являющийся основанием для самостоятельного определения проверяющими суммы налога, подлежащей уплате (ст. 91);
осмотр территорий (помещений) производится в присутствии понятых. О производстве осмотра составляется протокол (ст. 92);
истребование документов осуществляется посредством вручения проверяемому лицу требования о предоставлении документов. Истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных проверяемым лицом. Не допускается требование нотариального удостоверения копий, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Постановление ФАС МО от 16.02.05 № КА-А40/361-05. Направление требования о представлении документов по неверному адресу свидетельствует об отсутствии вины лица в непредставлении документов.
Истребованные документы должны быть представлены в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. При невозможности представить документы в указанный срок проверяемое лицо письменно уведомляет проверяющих в течение дня, следующего за днём получения требования, указав причины невозможности своевременного представления документов и сроки, в течение которых документы могут быть представлены. В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель налогового органа вправе продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чём выносится отдельное решение (ст. 93);
истребование документов (информации) о проверяемом лиц или информации о конкретных сделках может производиться должностным лицом налогового органа, проводящим проверку, а также при рассмотрении.материалов налоговой проверки на основании решения руководителя налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
До вступления в силу Федерального закона от 27.07.06 № 137-ФЗ подобные действия именовались встречной налоговой проверкой.
Если вне рамок проведения налоговых проверок возникает обоснованная необходимость получения информации о конкретной сделке, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников сделки или иных лиц.
Налоговый орган, осуществляющий мероприятия налогового контроля, направляет соответствующее письменное поручение в налоговый орган по месту учёта лица, у которого должны быть истребованы документы (информация).
В течение 5 дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учёта лица, у которого истребуются документы (информация) направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).
Лицо, получившее требование, исполняет его в течение 5 дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). По ходатайству лица, получившего требование, налоговый орган вправе продлить указанный срок.
Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению подобных поручений устанавливается ФНС России (ст. 93.1);
выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления проверяющего, утверждённого руководителем (заместителем) налогового органа.
Производится в присутствии понятых. Не подлежат изъятию предметы и документы, не имеющие отношения к налоговой проверке.
О производстве выемки, изъятии документов и предметов составляется протокол.
При изъятии документов с них изготавливаются копии, которые заверяются должностными лицами налогового органа и передаются проверяемому лицу. При невозможности изготовить и передать копии одновременно с изъятием документов документы передаются лицу, у которого они были изъяты, в течение 5 дней после изъятия (ст. 94);
экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания. Экспертиза назначается постановлением должностного лица, проводящего проверку. Эксперт даёт письменное заключение от своего имени (ст. 95);
привлечение специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками и не заинтересованного в исходе дела, осуществляется на договорной основе. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности опроса его в качестве свидетеля (ст. 96);
участие переводчика, не заинтересованного в исходе дела, осуществляется на договорной основе (ст. 97);
участие понятых, вызываемых в количестве не менее двух человек. Могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела лица, за исключением должностных лиц налоговых органов (ст. 98).
Оформление результатов налоговой проверки. По результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должен быть составлен акт по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной проверки.
Форма акта и требования к составлению акта устанавливаются ФНС России.
Акт должен быть вручён лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Датой вручения акта, направленного по почте, считается шестой день считая с даты отправки заказного письма
В случае несогласия лица, в отношении которого проводилась проверка, с изложенными фактами, выводами и предложениями проверяющих, указанное лицо в течение 15 дней со дня получения акта представить в налоговый орган письменные возражения по акту в целом или его отдельным положениям. При этом лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность возражений (ст. 100).
Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Акт и другие материалы, а также письменные возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем) налогового органа, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для представления возражений по акту. Срок рассмотрения возражений может быть продлён, но не более чем на один месяц.
Руководитель налогового органа (заместитель) извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает лицо, в отношении которого проводилась проверка. Материалы проверки рассматриваются в присутствии лица, в отношении которого проводилась проверка (его представителя).
Отсутствие письменных возражений не лишает указанное лицо права давать объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий одного месяца, дополнительных мероприятий налогового контроля, включая истребование документов, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
По результатам рассмотрения результатов проверки руководитель (заместитель) налогового органа выносит решение:
-о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
-об отказе в. привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого вынесено решение.
Постановление ФАС СКО от 24.11.03 № Ф08-4578/2003-1748А. Принятие налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности в выходной день само по себе не является нарушением, влекущим его безусловную отмену, если налогоплательщик был надлежащим образом извещён о месте и времени рассмотрения материалов проверки.
В случае подачи аппеляционной жалобы на решение в вышестоящий налоговый орган указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Постановление КС РФ от 14.07.05 № 9-П. При назначении дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган не вправе выйти за пределы уже составленного и предъявленного налогоплательщику акта выездной проверки.
После вынесения решения руководитель (заместитель) налогового органа вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения вынесенного решения.
Копии решений вручаются лицу, в отношении которого проводилась проверка (его представителю), под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки является основанием для отмены решения налогового органа. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в рассмотрении материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Постановление ФАС ПО от 04.04.05 № А55-10477/04-41. Суд признал незаконным доначисление налогов и пени за период, который не охватывался решением о проведении выездной налоговой проверки.
При выявлении нарушений, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат административной ответственности, проверяющие составляют протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях производится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (ст. 101).
Порядок обжалования решения налогового органа. Решение может быть обжаловано вышестоящий налоговый орган путём подачи аппеляционной жалобы.
Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий аппеляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего органа, решение вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.
С 01.01.2009 года решение может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе (ст. 101.2).
Исполнение решения налогового органа возлагается на налоговый орган, вынесший это решение. В случае рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом в аппеляционном порядке вступившее в силу решение направляется в налоговый орган, вынесший первоначальное решение, в течение 3 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение, направляется требование об уплате налога (сбора), пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 101.3).