Земельный налог. Плательщики, объект, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период. Порядок исчисления и уплаты земельного налога, льготы по уплате, налоговая декларация.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговым периодом признается календарный год.

Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые льготы

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

4) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов,

6) организации народных художественных промыслов

7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов

9) организации - резиденты особой экономической зоны

10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково"

11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны

12) организации - участники свободной экономической зоны

Налоговая декларация -официальное заявление налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах, предоставляемое в налоговые органы по специальной форме.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

67. Оценка земли (рыночная стоимость, кадастровая стоимость ЗУ, нормативная цена)

Оценка земли и земельных участков производится для выкупа из государственной собственности, для кадастровой оценки, передачи в залог, оформления наследства.

Статья 66 ЗКРФ . Оценка земли

1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кадастровая стоимость- установленная в процессе кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами властной оценки, а при невозможности ее определения- рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Согласно ФЗ «Об оценочной деятельности» кадастровая стоимость- стоимость, установленная в результате кадастровой оценки либо рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Рыночная стоимость ЗУ- наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции. Для определения рыночной стоимости земельных участков эксперт должен иметь в распоряжении копии свидетельства о праве собственности (долговременной аренды), а также копии кадастровых планов для наглядного представления размеров и формы участка.Так как на рынке присутствует большое количество предложений и информации о проведенных сделках купли-продажи земли, метод сравнения продаж наиболее предпочтительный при оценке земель.

Кадастровая стоимость отличается от рыночной процедурой ее установления и методом массовой оценки.

Гос кадастровая оценка состоит из следующих действий:

· Принятие решения о проведении кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта (не чаще 1 раза в 3 года, не реже 1 раза в 5 лет)

· Формирование перечня объектов недвижимости – Росреестр

· Отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости

· Определение кадастровой стоимости оценщиками и составление отчета об определении кадастровой стоимости

Дата определения кадастровой стоимости-дата, по состоянию на которую сформирован перечень

· Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости. Саморегулируемая организация оценщиков, куда входит исполнитель работ

· Определение результатов кадастровой стоимости. Орган исполнительной власти субъекта. Дата утверждения результатов кадастровой стоимости- дата вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости

· Внесение результатов определения кадастровой стоимости в гос кадастр недвижимости

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основания для пересмотра кадастровой стоимости:

· Недостаточность сведений об объекте недвижимости

· Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую Установлена его кадастровая стоимость

Согласно п. 13 ст. 3 Вводного закона в случаях если кадастровая стоимость земли не определена, применяется нормативная цена земли. Нормативная цена земли — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земли вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Наши рекомендации