Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм

1. Понятие, задачи, принципы финансовой политики

2. Содержание и структура финансового механизма

3. Содержание финансового планирования: задачи, принципы, методы

4. Содержание финансового права

5. Понятие финансового контроля

6. Государственный финансовый контроль

  1. Понятие, задачи, принципы финансовой политики

Финансовая политика - это совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью экономической политики.

Финансовая политика государства подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовая стратегия разрабатывается государством применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодолении возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике страны, региона, отрасли.

Стадии финансовой политики:

1) разработка научно обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;

2) формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;

3) практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректиров­кой в зависимости от радикальности экономических преобразований.

Задачи, решаемые финансовой политикой:

а) обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;

б) рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;

в) выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.

Принципы финансовой политики:

  1. соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;
  2. обеспечение планомерной организации финансовых отношений;
  3. сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;
  4. создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах);
  5. оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.

Содержание и структура финансового механизма

Финансовая политика реализуется в реальной хозяйственной жизни через финансовый механизм. Финансовый механизм - система видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами.

Подсистемы финансового механизма - финансовое планирование, организационная структура и правовой режим финансовой системы, организация управления.

3. Содержание финансового планирования: задачи, принципы, методы

Содержание финансового планирования представляется как заранее определенная возможность маневрирования экономическими процессами образования, распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений и, на этой основе, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Задачей финансового планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства.

Принципы финансового планирования:

1) сочетание централизованного и децентрализованного подходов,

2) единство,

3) непрерывность.

В финансовом планировании используются следующие методы :

1. Метод экстраполяции (или коэффициентов). Состоит в определении финансовых показателей на основе установления их динамики. Расчеты производятся на базе достижений отчетного периода и их корректировки на относительно устойчивый темп роста или снижения.

2. Метод экспертных оценок предполагает использование опыта высококвалифицированных специалистов - экспертов для определения параметров состояния объекта планирования.

3. Нормативный - на основе установленных норм и нормативов.

4. Балансовый метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей.

5. Программно-целевой метод на базе научно-технических программ, осуществляемых на разных уровнях - общенациональном, отраслевом, первичном.

6. Многовариантность расчетов (выбор наилучших решений с использованием экономико-математических методов, ЭВМ для финансовых прогнозов на длительный период).

Содержание финансового права

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих финансовые отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов, необходимых для осуществления задач государства на соответствующем этапе развития общества.

Финансово-правовые нормы - исходные первичные элементы права, то есть установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения в финансовых отношениях. Финансово-правовые нормы имеют императивный (повелительный) характер.

Финансово-правовые нормы подразделяются на: 1) обязывающие, 2)запрещающие, 3)уполномочивающие.

Таким образом финансовые отношения, являющиеся базисными, при использовании финансово-правовых норм преобразуются в финансовые правоотношения.

Методами финансово-правового регулирования являются государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, которые выступают со стороны государства и наделены соответствующими полномочиями, а также рекомендации, согласования. Выполнение финансовых обязательств обеспечивается, главным образом, методом убеждения, основанным на законопослушании и сознательности граждан и должностных лиц.

Финансово-правовые акты подразделяются по юридическим основаниям на:

1) нормативные

2)индивидуальные

3) законодательные

4) подзаконные

5) планово-финансовые.

К нормативным относятся акты, регулирующие группу однородных финансовых отношений; они содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы, и действуют обычно длительное время. Эти акты устанавливают виды финансовых обязанностей предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типовые признаки плательщиков и другие условия.

Индивидуальные акты конкретизируют нормы права применительно к определенному плательщику или получателю средств.

Законодательные акты — это издаваемые Парламентом законы и постановления, Указы Президента республики.

Подзаконные акты - это акты, основанные на законе и принятые во исполнение закона: приказы отраслевых и вышестоящих органов управления, инструкции Министерства финансов и Министерства государственных доходов, т.д.

Планово-финансовые акты содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов; сюда относятся все виды бюджетов, финансовые планы предприятий и организаций, индивидуальные планы финансирования.

Наши рекомендации