Тема 3. Финансовая политика и финансовый механизм
1. Понятие, задачи, принципы финансовой политики
2. Содержание и структура финансового механизма
3. Содержание финансового планирования: задачи, принципы, методы
4. Содержание финансового права
5. Понятие финансового контроля
6. Государственный финансовый контроль
- Понятие, задачи, принципы финансовой политики
Финансовая политика - это совокупность целенаправленных намерений и мероприятий, проводимых государством в области финансов для осуществления своих функций и задач. Финансовая политика является составной частью экономической политики.
Финансовая политика государства подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - курс, рассчитанный на долговременную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач экономики и социального развития общества. Финансовая стратегия разрабатывается государством применительно к крупным историческим этапам развития общества. Финансовая тактика конкретизирует стратегические установки, концентрируя внимание на решении неотложных задач, преодолении возникающих диспропорций и отклонений в финансах и экономике страны, региона, отрасли.
Стадии финансовой политики:
1) разработка научно обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;
2) формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;
3) практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.
Задачи, решаемые финансовой политикой:
а) обеспечение условий для создания наиболее возможного объема финансовых ресурсов на основе особенностей каждого конкретного этапа развития страны;
б) рациональное распределение и использование финансовых ресурсов между сферами общественного производства, секторами национального хозяйства, направление ресурсов на определенные цели;
в) выработка соответствующего финансового механизма для выполнения намеченных направлений экономического развития, его постоянное совершенствование.
Принципы финансовой политики:
- соблюдение интересов всех участников общественного производства, социальных, национальных и профессиональных групп при составлении, утверждении и исполнении бюджетов исходя из реального наличия финансовых ресурсов;
- обеспечение планомерной организации финансовых отношений;
- сбалансированность доходов и расходов во всех сферах и звеньях финансовой системы;
- создание финансовых резервов (превышение доходов над расходами в бюджетной системе и финансовых резервов в отраслевых финансах);
- оптимальное распределение финансовых ресурсов между государством и хозяйствующими субъектами.
Содержание и структура финансового механизма
Финансовая политика реализуется в реальной хозяйственной жизни через финансовый механизм. Финансовый механизм - система видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами.
Подсистемы финансового механизма - финансовое планирование, организационная структура и правовой режим финансовой системы, организация управления.
3. Содержание финансового планирования: задачи, принципы, методы
Содержание финансового планирования представляется как заранее определенная возможность маневрирования экономическими процессами образования, распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений и, на этой основе, формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Задачей финансового планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства.
Принципы финансового планирования:
1) сочетание централизованного и децентрализованного подходов,
2) единство,
3) непрерывность.
В финансовом планировании используются следующие методы :
1. Метод экстраполяции (или коэффициентов). Состоит в определении финансовых показателей на основе установления их динамики. Расчеты производятся на базе достижений отчетного периода и их корректировки на относительно устойчивый темп роста или снижения.
2. Метод экспертных оценок предполагает использование опыта высококвалифицированных специалистов - экспертов для определения параметров состояния объекта планирования.
3. Нормативный - на основе установленных норм и нормативов.
4. Балансовый метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей.
5. Программно-целевой метод на базе научно-технических программ, осуществляемых на разных уровнях - общенациональном, отраслевом, первичном.
6. Многовариантность расчетов (выбор наилучших решений с использованием экономико-математических методов, ЭВМ для финансовых прогнозов на длительный период).
Содержание финансового права
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих финансовые отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов, необходимых для осуществления задач государства на соответствующем этапе развития общества.
Финансово-правовые нормы - исходные первичные элементы права, то есть установленные государством и обеспеченные мерами государственного принуждения строго определенные правила поведения в финансовых отношениях. Финансово-правовые нормы имеют императивный (повелительный) характер.
Финансово-правовые нормы подразделяются на: 1) обязывающие, 2)запрещающие, 3)уполномочивающие.
Таким образом финансовые отношения, являющиеся базисными, при использовании финансово-правовых норм преобразуются в финансовые правоотношения.
Методами финансово-правового регулирования являются государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, которые выступают со стороны государства и наделены соответствующими полномочиями, а также рекомендации, согласования. Выполнение финансовых обязательств обеспечивается, главным образом, методом убеждения, основанным на законопослушании и сознательности граждан и должностных лиц.
Финансово-правовые акты подразделяются по юридическим основаниям на:
1) нормативные
2)индивидуальные
3) законодательные
4) подзаконные
5) планово-финансовые.
К нормативным относятся акты, регулирующие группу однородных финансовых отношений; они содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы, и действуют обычно длительное время. Эти акты устанавливают виды финансовых обязанностей предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типовые признаки плательщиков и другие условия.
Индивидуальные акты конкретизируют нормы права применительно к определенному плательщику или получателю средств.
Законодательные акты — это издаваемые Парламентом законы и постановления, Указы Президента республики.
Подзаконные акты - это акты, основанные на законе и принятые во исполнение закона: приказы отраслевых и вышестоящих органов управления, инструкции Министерства финансов и Министерства государственных доходов, т.д.
Планово-финансовые акты содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов; сюда относятся все виды бюджетов, финансовые планы предприятий и организаций, индивидуальные планы финансирования.