Организация кассовых операций в народном хозяйстве
Договор, заключаемый коммерческим банком с предприятием, организацией, предпринимателем на расчетно-кассовое обслуживание, не должен противоречить требованиям к совершению кассовых операций, установленным Национальным банком Республики Беларусь, и законодательству Республики Беларусь.
Кассовые операции — оприходование в кассу наличных денег, соблюдение лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи наличных денег; прием и выдача наличных денег из касс предприятия (предпринимателя) и оформление кассовых документов; порядок использования выручки; порядок и целевое использование наличных денег, полученных из касс учреждений банков; порядок ведения кассовой книги и хранения наличных денег.
Касса — структурное подразделение предприятия (предпринимателя), выполняющее основные кассовые операции. Юридические и физические лица, реализующие продукцию (работы, услуги) за наличный расчет, осуществляют прием денежных средств на основании приходных кассовых ордеров, отрывных талонов (билетов) или при помощи кассовых суммирующих аппаратов.
Предприятия, организации могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, ежегодно устанавливаемых банками, в которых открыты текущие счета предприятий, независимо от форм собственности. Лимит остатка (предельный остаток) кассы — максимально допустимая сумма наличных денег, которая может находиться в кассе предприятия, организации по состоянию на конец рабочего дня. Устанавливается с учетом особенностей их деятельности и режима работы, порядка и сроков сдачи наличных денег в учреждение банка, времени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок наличных денег, среднедневной выручки, среднедневного расхода наличных денег.
Предприятия и отдельные категории организаций имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх лимита только на оплату труда (заработную плату), стипендии, пенсии, пособия, дивиденды на срок не свыше трех рабочих дней; колхозы, органы местного управления и самоуправления, расположенные в сельской местности, — не свыше пяти рабочих дней.
Наличные деньги, сверх лимита поступающие в кассы предприятий, организаций, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на их счета. Наличные деньги могут быть сданы: в дневные и вечерние кассы учреждений банков; инкассаторам — для последующей сдачи в учреждения банков; в объединенные кассы при предприятиях — для последующей сдачи в учреждения банков; предприятиям связи — для перечисления на счета в учреждения банков.
Предприятия (предприниматели), имеющие по роду основной функциональной деятельности постоянную денежную выручку и расходующие ее по согласованию с банком для оплаты труда, выплаты пособий, стипендий, закупки сельскохозяйственной продукции, скупки тары и вещей у населения, не имеют права задерживать в своих кассах наличные деньги до наступления сроков указанных выплат.
Заимствование денежной выручки у торговых предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, другими предприятиями должно осуществляться в соответствии с установленными законодательством правилами заимствования на основе заключения договоров и оформления соответствующих кассовых операций.
Для обеспечения рационального регулирования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денег банками на основании сведений, получаемых от предприятий (предпринимателей), о размерах и сроках выплат наличных денег, ежеквартально составляются графики выдач наличных денег на заработную плату, стипендии, пенсии, пособия, доходы предпринимателей (по дням).
Выдачи наличных денег предприятиям (предпринимателям) и физическим лицам с их вкладных счетов производятся, как правило, за счет текущих поступлений наличных денег в кассы учреждений банков.
Выдача наличных денег из касс предприятий (предпринимателей) производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам: платежным ведомостям, чекам, заявлениям на выдачу денег, счетам и т.п. с наложением на эти документы штампа с реквизитами расходного кассового ордера.
Все поступления и выдачи наличных денег предприятия (предпринимателя) учитываются в кассовой книге. Каждое предприятие (предприниматель) ведет только одну кассовую книгу. Она должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера. Подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге запрещаются. Записи могут производиться вручную или автоматизированным способом; кассир делает их сразу после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому, заменяющему его, документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег по кассе на следующее число.
На банки возложена обязанность проверять соблюдение предприятиями и предпринимателями (клиентами банка) правил ведения кассовых операций. Проверки осуществляются по месту открытия счетов предприятий (предпринимателей) в соответствии с планами-графиками (ежемесячно, ежеквартально) по усмотрению руководителя банка. Особое внимание обращается на объем операций с наличными деньгами, совершаемых клиентом, их многообразие; учитывается оперативная информация о порядке ведения кассовых операций.
Кассовая дисциплина — это соблюдение предприятиями (предпринимателями) правил ведения кассовых операций. Результаты проверки их соблюдения оформляются актом, в котором отмечаются примерно следующие вопросы:
· полнота оприходования наличных денег, полученных в банке;
· порядок сдачи наличных денег в кассу банка;
· целевое использование наличных сумм, полученных из банка;
· правильность расходования на месте поступающих в кассу предприятия наличных денег;
· обоснованность расчетов наличными деньгами между предприятиями, предпринимателями (субъектами хозяйствования);
· соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денег в кассе предприятия;
· порядок заимствования денежной выручки;
· ведение кассовой книги и оформление кассовых документов и др.
Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке (в разрезе месяцев), оценивается при сравнении данных предприятия и данных банка. В случае их расхождения по кассовой книге выясняются причины. Фактическое наличие денег в кассах предприятий представителем банка не проверяется, однако он имеет право потребовать от руководителя предприятия назначения ревизии кассы.
При проверке порядка сдачи денег в кассу банка сравниваются данные о поступлениях денежных средств (включая из банка) и выдаче наличных денег предприятием на внутренние потребности с данными, касающимися их сдачи в банк. Проверяется своевременность возврата в банк не выплаченных в срок средств на оплату труда и приравненных к ним средств. Изучаются порядок и сроки фактической сдачи выручки в банк в сравнении со сроками, согласованными с банком.
Изучается расходование по целевому назначению сумм, полученных из банка (получено — израсходовано) на заработную плату, на прочие виды оплаты труда, не входящие в фонд заработной платы, на оплату больничных листов и пенсий, на закупку сельскохозяйственной продукции, скупку вещей и вторичного сырья у населения, на командировочные и хозяйственные расходы.
Как отмечалось, предприятиям, организациям может быть разрешено (по согласованию с банком) расходование на месте части поступающих в кассу наличных денег. Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования наличных денег из выручки рассматривается на основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных, где указываются цели, на которые выдавались деньги.
В целях выявления фактов превышения предприятием (предпринимателем) предельных сумм расчетов наличными деньгами между субъектами хозяйствования за товары, работы, услуги рассматриваются записи в первичных учетных документах по кассовым операциям (кассовая книга, приходные, расходные документы), отчеты подотчетных лиц о расходовании наличных денег, а также товарные чеки, счета, счета-фактуры.
Соблюдение установленного банком предельного остатка (лимита) кассы проверяется на каждый день, с указанием дат (и сумм), когда был превышен лимит.
Правильность ведения кассовой книги и других кассовых документов — важнейший аспект проверки банком предприятия (предпринимателя). Как соблюдается установленный порядок оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия (предпринимателя)? Как ведется первичная учетная документация (приходные и расходные кассовые ордера, журналы регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром наличных денег)? Соответствует ли ежедневный отчет кассира приходным и расходным документам, расчетно-платежным ведомостям? Эти вопросы отражаются в акте проверки. Отмечаются качество и периодичность составления первичных кассовых документов, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и т.д.
По результатам проверки кассовой дисциплины представитель банка делает выводы и вносит предложения руководству предприятия (предпринимателю) по устранению выявленных нарушений. Результаты проверок рассматриваются также руководителем (заместителем руководителя) банка с принятием решения по фактам выявленных нарушений.
При установлении грубых или систематических нарушений и злоупотреблений в кассовой дисциплине, фактов обмана банка клиентами к последним применяются штрафные санкции:
· за совершение расчетов между юридическими лицами по своим производственным обязательствам наличными деньгами вместо применения безналичных расчетов (сверх определенного законодательством предельного размера);
· превышение установленного лимита остатка наличных денег в кассе;
· нецелевое использование наличных денег, полученных из касс банков;
· нарушение установленных банком сроков и порядка сдачи выручки;
· нарушения в позаимствовании наличных денег другим организациям;
· выдачу наличных денег под отчет без полного отчета по ранее выданным суммам;
· другие нарушения кассовой дисциплины.
При выявлении у одного субъекта хозяйствования нескольких нарушений сумма штрафа начисляется и взыскивается по совокупности нарушений. Штрафные санкции налагаются банком, которому предоставлено право надзора за ведением кассовых операций.
Национальный банк Республики Беларусь осуществляет проверки коммерческих банков по организации наличного денежного оборота и соблюдению порядка работы с денежной наличностью. Цель: проверить работу учреждений банков по исполнению законодательства Республики Беларусь, включая нормативные акты и указания Национального банка Республики Беларусь, регулирующего организацию наличного денежного обращения, а также принять предупредительные меры и выработать рекомендации по устранению выявленных нарушений. В ходе проверки рассматривается организация банком работы по обеспечению рационального движения потоков наличных денежных средств, своевременного удовлетворения обоснованной потребности в наличных деньгах предприятий, предпринимателей, физических лиц за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы банка, своевременного и полного сбора банком денежной выручки по обслуживаемым клиентам, а также организация предварительного контроля за выдачей денежных средств из касс учреждений банка.
Глава 8. Денежная система