Инструментарий экономического анализа
Для изучения производственно-хозяйственных и финансовых процессов и их результатов используется совокупность взаимосвязанных методов и приемов экономического анализа. Они применяются на различных этапах исследования для:
· первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации);
· изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов;
· определения влияния факторов на результаты деятельности предприятий;
· расчета неиспользованных и перспективных резервов увеличения эффективности производства;
· обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятий;
· обоснования планов экономического и социального развития, управленческих решений, различных мероприятий.
Методы и приемы можно подразделить на экономико-логические, экономико-математические, эвристические и др.
К экономико-логическим приемам относятся: сравнение, детализация, группировки, средние и относительные величины, балансовый метод, методы последовательного изолирования факторов, абсолютных и относительных разниц.
К экономико-математическим, наиболее часто применяемым в экономическом анализе, можно отнести интегральный, графический, корреляционно-регрессионный методы. Применяются и другие более сложные методы.
К эвристическим методам относятся методы обработки информации, основанные на изучении и обобщении прошлого опыта. Применяются в ходе комплексной рейтинговой оценки финансовой деятельности предприятия.
В основе аналитического чтения финансовых отчетов лежит дедуктивный метод, то есть от общего к частному. Он должен применяться многократно. В ходе такого анализа воспроизводятся историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.
Важнейшим приемом экономического анализа является сравнение. Его сущность состоит в сопоставлении однородных объектов с целью выявления черт сходства или черт различия между ними. С помощью сравнения устанавливаются изменения в уровне экономических показателей, изучаются тенденции и закономерности их развития, измеряется влияние отдельных факторов, дается оценка результатов работы предприятия, выявляются внутрипроизводственные резервы, определяются перспективы развития.
Основные типы сравнения:
· фактических показателей с плановыми, нормативными, с показателями прошлых периодов; со средними данными; с передовыми достижениями; с показателями родственных предприятий (в том числе и других стран); с показателями структурных подразделений предприятия;
· сравнение разных вариантов решения экономических задач с целью выбора оптимального из них;
· сравнение параллельных и динамических рядов чисел с целью установления и обоснования наличия, формы и направления связи между показателями.
Сравнение предъявляет определенные требования к сравниваемым величинам. Они должны быть соизмеримы и качественно однородны. Для этого необходимо обеспечить:
· сравнимость календарных периодов времени при изучении динамики показателей;
· единство оценки с целью нейтрализации ценового фактора. Например, для выявления изменения объема производства выпуск продукции должен оцениваться в сопоставимых ценах с использованием индекса цен;
· единство количественных и структурных факторов. Для этого сравниваемые качественные показатели (например, себестоимость) пересчитываются на одинаковое количество и структуру (фактические).
Обязательным условием сопоставимости сравниваемых показателей является единство методики их исчисления. Особенно важное значение имеет это условие при сравнении данных с предприятиями других стран.
В экономическом анализе различают следующие виды сравнительного анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый.
Горизонтальный сравнительный анализ используется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового (планового, прошлого периода, среднего уровня).
С помощью вертикального сравнительного анализа изучается структура экономических явлений и процессов путем расчета удельного веса частей в целом (удельный вес собственного капитала в общей его сумме), соотношения частей целого между собой (например, собственного и заемного капитала, основного и оборотного капитала).
Трендовый анализ применяется при сравнении каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов с целью определения тренда, то есть основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов.
С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ.
Детализация как прием широко используется при анализе деления факторов и результатов хозяйственной деятельности по времени и месту (пространству). С его помощью вскрываются положительные и отрицательные действия отдельных факторов, результаты влияния которых, как правило, взаимно погашаются в итоговых показателях работы предприятия за отчетный период.
Группировка как способ подразделения рассматриваемой совокупности на однородные по изучаемым признакам группы применяется в анализе для раскрытия содержания средних итоговых показателей и влияния отдельных единиц на эти средние.
Группировки подразделяются на типологические, аналитические и структурные.
Типологические группировки служат для выделения определенных типов явлений или процессов. Примером типологических группировок могут быть группы предприятий по формам собственности, видам деятельности.
Аналитические группировки (причинно-следственные) используются для определения наличия, направления и формы связи между изучаемыми показателями. Применяются для установления связи между группировочным признаком и показателями, характеризующими группы. Аналитические группировки позволяют в процессе анализа выявить взаимосвязь различных экономических явлений и показателей, определить влияние наиболее существенных факторов и обнаружить те или иные закономерности и тенденции в развитии экономических процессов.
Структурные группировки дают возможность изучить структуру определенных явлений по определенным признакам (например, группировка активов по степени ликвидности). Структурные группировки применяются в вертикальном анализе баланса, когда устанавливают структуру хозяйственных средств по составу и источникам образования и причины структурных изменений за анализируемый период.
Абсолютные величины характеризуют размеры (величины, объемы) экономических явлений и показателей.
Относительные величины (проценты, коэффициенты, индексы)дают возможность отвлечься от абсолютных величин изучаемых показателей, глубже понять существо и характер отклонения от базы. Они особенно необходимы для изучения динамики показателей за ряд отчетных периодов. Рост или снижение показателей могут быть исчислены по отношению к единой базе, принятой за исходную, или по отношению к скользящей базе, то есть к предшествующему показателю. Этот метод используется в горизонтальном анализе баланса и другой бухгалтерской отчетности при определении относительных изменений (темпов роста, прироста).
Средние величины лучше отражают сущность происходящего процесса, закономерности его развития, чем множество отдельно взятых положительных и отрицательных отклонений. Применяются среднеарифметические, взвешенные и среднехронологические. Они дают возможность получить обобщенную характеристику каждого отдельного признака и всей их совокупности.
Средние величины применяются при проведении анализа оборачиваемости материально-производственных запасов и всех оборотных активов, рентабельности авансированных средств и доходности продукции. Однако следует помнить, что всякая средняя нивелирует, сглаживает, взаимно погашает положительные и отрицательные отклонения, следовательно, способна затушевать изменения, происходящие в определенном процессе. Поэтому при анализе нельзя ограничиваться только средними и там, где это необходимо, нужно раскрыть их по составным частям.
Балансовый способ служит для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных и уравновешенных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественны. Метод используется при анализе обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства. Для определения платежеспособности предприятия применяется платежный баланс, в котором соотносятся платежные средства с платежными обязательствами.
В качестве инструментария финансового анализа широко используются финансовые коэффициенты. Это относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних абсолютных финансовых показателей к другим.
Финансовые коэффициенты используются: для сравнения показателей финансового состояния конкретного предприятия с аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями; для выявления динамики развития показателей и тенденций изменения финансового состояния предприятия; для определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансового состояния.
Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния отдельных факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного экономического показателя. Этот прием используется в тех случаях, когда связь между показателями можно выразить математически в форме функциональной зависимости.
Сущность приема цепных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчетный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный экономический показатель.
Число цепных подстановок зависит от количества факторов, влияющих на совокупный финансовый показатель. Расчеты начинаются с исходной базы, когда все факторы равны базисному показателю; поэтому общее число расчетов всегда на единицу больше количества определяющих факторов. Степень влияния каждого фактора устанавливается путем последовательного вычитания: из второго расчета вычитается первый; из третьего — второй и т. д.
Применение приема цепных подстановок требует строгой последовательности определения влияния отдельных факторов. Эта последовательность заключается в том, что в первую очередь обращается внимание на степень влияния количественных показателей, характеризующих:
· абсолютный объем деятельности,
· объем финансовых ресурсов,
· объем доходов и затрат,
во вторую очередь — качественных показателей, характеризующих:
· уровень доходов и затрат,
· степень эффективности использования финансовых ресурсов.
Прием разниц состоит в том, что предварительно определяется абсолютная или относительная разница (отклонение от базисного показателя) по изучаемым факторам и совокупному экономическому показателю. Затем это отклонение (разница) по каждому фактору умножается на абсолютное значение других взаимосвязанных факторов. При изучении влияния на совокупный показатель двух факторов (количественного и качественного) принято отклонение по количественному фактору умножать на базисный качественный фактор, а отклонение по качественному фактору — на отчетный количественный фактор.
Прием цепных подстановок и прием разниц являются разновидностью приема, получившего название «элиминирование».
Элиминирование — логический прием, используемый при изучении функциональной связи, при котором последовательно выделяется влияние одного фактора и исключается влияние всех остальных.
Элиминировать — значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. Метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: первоначально изменяется один фактор, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и т. д. при неизменности остальных. Это позволяет определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.
Графический способ — прием, при котором применяют, графики, являющиеся масштабным изображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур. Этот способ не имеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрации изменений в динамике, структурных сдвигов или других видов сравнения.
Выбор того или иного способа или приема определяется целью анализа, требованиями к степени детализации анализа, к точности результатов, характером взаимосвязи между показателями, характером аналитических задач.
Независимо от выбранных способов алгоритм решения практически любой аналитической задачи содержит приемы сравнения, группировки, балансовой увязки и графический, которые рассматриваются как способы обработки первичной, исходной информации.
Использование приемов анализа для конкретных целей изучения состояния анализируемого хозяйствующего субъекта составляет в совокупности методику анализа.
Финансовые коэффициенты
Финансовые коэффициенты (financial ratios) — это, прежде всего, показатели текущей деятельности организации, основанные на бухгалтерских отчетах и другой информации и используемые для характеристики финансовой структуры организации. Известно более 100 различных финансовых коэффициентов, которые можно классифицировать по следующим группам (в качестве примера приводятся наиболее распространенные в практике финансового анализа финансовые коэффициенты):
Финансовые коэффициенты качества управления активами (asset management ratios).
Оборачиваемость дебиторской задолженности — отношение суммы продаж за год к дебиторской задолженности.
Оборачиваемость запасов (inventory turnover ratio) — отношение суммы продаж за год к величине запасов; рассчитывается так же, как отношение себестоимости продукции к величине запасов.
Оборачиваемость кредиторской задолженности — отношение себестоимости продукции к кредиторской задолженности.
Оборачиваемость общей суммы активов (total assets turnover ratio) — отношение годовой суммы продаж к итоговым активам. Рост данного показателя говорит о повышении эффективности их использования.
Оборачиваемость фиксированных активов (основных средств) (fixed assets turnover ratio) — отношение продаж к нетто-фиксированным активам.
Оборачиваемость чистых активов — отношение продаж к чистым активам (долгосрочному капиталу). Данный показатель характеризует объем продаж, который может быть сгенерирован данным количеством чистых активов, рассчитываемых как разность между суммой всех активов и текущими обязательствами (рис. 1). Он показывает, с одной стороны, насколько эффективно используются чистые активы, с другой — эффективность использования долгосрочного (постоянного) капитала.
Чтобы максимизировать этот показатель, необходимо: а) минимизировать текущие и (или) фиксированные активы; б) максимизировать текущие обязательства.
Оборачиваемость товарно-материальных запасов (inventory turnover) — скорость реализации товарных запасов; обычно это отношение стоимости продаж за определенный период к средней величине товарно-материальных запасов за этот же период.
Рис. 1. Формирование показателя оборачиваемости чистых активов
Период оборота дебиторской задолженности — отношение годового производственного цикла (обычно равного 360 дням) к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности.
Финансовые коэффициенты прибыльности (profitability ratios).
Базовая прибыльность активов (basic earning power ratio) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к итоговым активам. Входит в группу аналитических финансовых коэффициентов прибыльности.
Прибыльность активов (return on total assets, ROA) — отношение прибыли, находящейся в распоряжении владельцев обыкновенных акций (т.е. прибыли после уплаты налогов и процентов), к итоговым активам; входит в группу аналитических финансовых коэффициентов прибыльности.
Прибыль на инвестиции (return on investment, ROI) — отношение полученной прибыли к величине долгосрочных обязательств и собственного капитала. Называется также коэффициентом отдачи на постоянный капитал (return on permanent capital).
Прибыль на собственный капитал (return on common equity, ROE) — отношение суммы чистой прибыли к сумме собственного капитала компании; входит в группу аналитических Финансовый коэффициент прибыльности. Определяется так же, как отношение прибыли, находящейся в распоряжении владельцев обыкновенных акций (т.е. прибыли после уплаты налогов и процентов), к капиталу держателей обыкновенных акций.
Финансовые коэффициенты рыночной стоимости акций (market value ratios) — используются для оценки и анализа акций, выпущенных компанией, и ее финансового положения (в той мере, в которой оно отражается на рыночной стоимости акций).
Прибыль на акцию (primary earnings per share (primary EPS)) — отношение чистой прибыли за вычетом налогов, процентов по долговым обязательствам и дивидендов по привилегированным акциям к среднему числу непогашенных акций, включая акции, которые возникнут в ближайшее время исходя из ожидаемого числа конвертирования в них варрантов и облигаций; используется в финансовом менеджменте в варианте, учитывающем возможное изменение числа акций в ближайшем будущем.
Рыночная/балансовая стоимость акций (market/book ratio) — отношение рыночной стоимости одной акции к балансовой.
Цена/прибыль (price/earnings ratio (Р/Е)) — отношение цены акций к прибыли, приходящейся на одну акцию; используется для финансового анализа.
Финансовые коэффициенты левериджа {leverage ratios).
Леверидж (левередж) (capital gearing or leverage) — отношение капитала с фиксированным процентом к используемому в финансировании деятельности компании акционерному капиталу. Если компания получает большую часть требующихся ей средств, выпуская акции, а займы с фиксированным процентом использует в незначительном объёме, то она имеет малый леверидж. Если же компания получает большую часть необходимых средств за счёт займов с фиксированными процентами и получает от акционеров лишь небольшую сумму, то она имеет большой леверидж.
Леверидж важен для акционеров компании, поскольку выплаты по ссудам с фиксированным процентом влияют на величину остаточного дохода, который получают акционеры из валовой прибыли. Когда доход на вложенные деньги превышает ставку процента по ссудам, весь остаточный доход достаётся акционерам, увеличивая их доход. Но если средняя норма дохода на вложенные деньги меньше, чем ставка процента, то процент всё же должен быть выплачен, и это приводит к уменьшению дохода, поступающего в распоряжение акционеров. Таким образом, доходы акционеров изменяются более интенсивно при большом леверидже.
Степень, с которой компания может использовать ссуды с фиксированным процентом в качестве источника долгосрочного финансирования, во многом зависит от стабильности прибылей во времени. Например, большие компании, занимающиеся розничной торговлей, прибыли которых из года в год изменяются мало, имеют больший леверидж, чем горнодобывающие компании, у которых прибыли более изменчивы.
Возмещение капитала {capital recovery factor, CRF) — коэффициент позволяет определить величину равных ежегодных взносов, отчисление которых в течение заданного числа лет эквивалентно первоначально вложенному капиталу (или полученному займу) вместе с начисленными на него сложными процентами. Определяется по преобразованной формуле сложных процентов или из таблиц.
Доля облигаций {bond ratio) — коэффициент финансового рычага, показывающий, какую долю в капитале компании составляют облигации. Общая сумма облигаций, подлежащих погашению через год, делится на ту же сумму плюс собственный капитал. Доля облигаций свыше 33% считается значительным финансовым рычагом, за исключением коммунальных компаний, которым свойственна высокая доля облигаций.
Доля задолженности {debt ratio) — отношение суммарной задолженности предприятия (суммы его долговых обязательств) к итоговым активам.
Заемный/собственный капитал {debt-equity ratio) — процент долгосрочных обязательств в общем капитале предприятия. При этом капитал компании рассматривается как сумма долгосрочных обязательств (заемного капитала) и собственного акционерного капитала; либо это отношение собственного капитала к общей величине акционерного капитала; обычно выражается в процентном отношении, например 50:50.
Капитал/активы {capital-to-assets ratios) — группа коэффициентов, включающая различные варианты соотношений капитала к активам. Например: капитал к итоговым активам; капитал к активам, взвешенным по уровню риска; капитал 1-го уровня к итоговым активам и т.д.
Обязательства/активы {liabilities/ assets ratio) — показывает, какая часть активов сформирована за счет задолженности компании (обязательств перед кредиторами); используется в финансовом анализе.
Финансовые коэффициенты ссуда/доход {loan-to-income ratios) — коэффициенты, показывающие отношение величины ссуды к доходу заемщика. Кредитование при слишком высоких значениях таких коэффициентов (значительные ссуды при низких доходах заемщиков) ведет к масштабным кредитным потерям.
Обеспеченность процентов по кредитам {times interest earned) — отношение прибыли компании до вычета налогов и выплаты процентов к суммарным процентным платежам, показывающее, сколько раз проценты покрываются прибылью компании до выплаты процентов и вычета налогов. Представляет собой меру финансовой стабильности компании и тем самым меру целесообразности выпущенных ею облигаций.
Финансовые коэффициенты финансовой устойчивости предприятия — отражают уровень риска деятельности компании и зависимости от заемного капитала.
Коэффициент финансирования — отношение собственных средств предприятия к заемных средствам.
Коэффициент автономии — отношение собственных средств предприятия к стоимости всех активов.
Коэффициент маневренности собственных средств — отношение собственных оборотных средств к собственным средствам.
Финансовые коэффициенты платежеспособности/ликвидности {liquidity ratios) — коэффициенты, отражающие способность заемщика погасить свои краткосрочные обязательства.
Финансовый коэффициент общей ликвидности — отношение текущих активов к текущим обязательствам.
Финансовый коэффициент быстрой (срочной) ликвидности (quick ratio) — отношение суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к текущим обязательствам.
Финансовый коэффициент абсолютной ликвидности — отношение суммы денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к текущим обязательствам.
Финансовый коэффициент "лакмусовой бумажки" или критической оценки ликвидности (acid test) — отношение суммы наличного денежного капитала, дебиторской задолженности и легкореализуемых ценных бумаг к текущим обязательствам. Иногда употребляется термин "коэффициент ликвидности", который является одним из показателей платежеспособности предприятия, т.е. его возможности оплатить краткосрочные обязательства за счет текущих активов. Поскольку оценка ликвидности предполагает исключение товарно-материальных запасов из текущих активов, она является более точной оценкой платежеспособности предприятия, чем отношение текущих активов к текущим обязательствам.
Финансовый коэффициент платежеспособности (cash ratio) — отношение суммы наличного денежного капитала и легкореализуемых ценных бумаг к текущим обязательствам.
Финансовый коэффициент покрытия (current ratio) — соотношение текущих активов и краткосрочных (текущих) обязательств, определяемых по балансу предприятия. Общий показатель платежеспособности (ликвидности).
Финансовые коэффициенты рентабельности.
Рентабельность активов — отношение операционной прибыли к средней сумме активов; комплексный показатель, позволяющий оценивать результаты основной деятельности предприятия. Выражает отдачу, которая приходится на рубль активов предприятия. Может рассчитываться по другой формуле: как произведение показателей рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Являясь важнейшим показателем эффективности деятельности, он объединяет весь набор элементов, описывающих различные стороны работы предприятия. Анализируя взаимосвязи, можно выделить элементы, оказывающие наиболее сильное негативное влияние, и сосредоточить внимание на них.
Рентабельность чистых активов — процентное отношение операционной прибыли к чистым активам; показатель эффективности оперативной деятельности организации. Характеризует возврат, который генерируется фондами (собственным капиталом и кредитами банков), используемыми в бизнесе. Этот показатель связывает бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках и разделяет операционную и финансовую деятельность организации.
Рентабельность продаж — процентное отношение операционной прибыли к выручке от реализации продукции (услуг). Этот коэффициент показывает, какую сумму операционной прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности предприятия — реализацию основной продукции, а также оценивает долю себестоимости в продажах. Коэффициент рентабельности продаж связывает оперативную и стратегическую деятельность предприятия. Причиной снижения этого коэффициента может быть рост затрат на производство и реализацию продукции. Следовательно, необходим анализ себестоимости, чтобы найти причины данного снижения. Другой причиной этого может быть падение общего объема продаж. Это связано с ростом затрат на единицу продукции. Следовательно, нужно провести анализ рынка, чтобы выяснить влияние маркетинговых факторов. Однако высокое значение показателя рентабельности продаж может иметь негативные последствия для предприятия из-за высоких налоговых выплат. Рентабельность продаж — это ключевой управленческий показатель. Приведенная блок-схема позволяет проследить взаимосвязь значения рентабельности продаж с остальными показателями (рис. 2).
Финансовый рычаг (leverage (ratio) — США; gearing (ratio) — Великобритания) — коэффициент использования заемных средств, показывающий использование собственного капитала для привлечения значительного объема заемных средств и получения на этой основе дополнительных прибылей. Финансовый рычаг определяет зависимость прибыли предприятия от степени использования им заемных средств, при фиксированной стоимости которых создается дополнительный финансовый рычаг для акционеров, если вся накапливаемая таким образом прибыль увеличивает их долю в общем капитале компании. Финансовый рычаг характеризует уровень финансовой устойчивости предприятия (обеспеченность капиталом) и объем заемных средств, который генерируется, базируясь на капитале компании. Рассчитывается как отношение суммы заемного капитала к сумме собственного акционерного капитала компании либо заемного капитала к сумме всего используемого компанией капитала. Чем больше доля долгосрочной задолженности, тем сильнее финансовый рычаг. Акционеры компании получают выгоду от применения финансового рычага только в том случае, если доход, полученный за счет привлечения заемных средств, превышает расходы по выплате процентов. При использовании заемных ресурсов возрастает рыночная стоимость находящихся в обращении акций.
Финансовый рычаг характеризует предел, до которого могут быть улучшены деятельность организации и реализация инвестиционного проекта за счет кредитов банков. Эффект от кредитования за счет банка может быть положительным, отрицательным либо отсутствовать вообще. Основным критерием оценки эффективности финансового рычага является ставка банковского кредита. Если кредитная ставка ниже показателя рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов в структуре постоянного капитала (кредиты банка плюс собственный капитал) приводит к росту показателя рентабельности собственного капитала. Если банковская ставка выше рентабельности чистых активов, то увеличение доли кредитов в структуре капитала будет приводить к снижению рентабельности собственного капитала.
Рис. 2. Формирование показателя рентабельности продаж
Рассчитывается как
(Кредиты + Собственный капитал) | = | Кредиты |
(Собственный капитал) | Собственный капитал |
В числителе данной дроби находится сумма чистых активов, если рассматривается активная часть баланса. Поэтому при умножении показателя рентабельности чистых активов на финансовый рычаг происходят следующие сокращения:
Рентабельность собственного капитала рассчитывается как
Чистая прибыль |
Собственный капитал |
Данный показатель является наиболее важным для акционеров компании. Он характеризует прибыль, которая приходится на собственный капитал. Этот коэффициент включает в себя такие важные параметры, как платежи по процентам за кредит и налог на прибыль.
Чтобы перейти к показателю рентабельности собственного капитала от формулы финансового рычага, надо ввести поправочный коэффициент, так как в числителе показателя рентабельности собственного капитала должна находиться прибыль после налогообложения:
Операционная прибыль | Чистая прибыль | |
Собственный капитал | Собственный капитал |
где Р— операционная прибыль; I — сумма процентов по кредиту; — процентная ставка налога на прибыль (рис. 3).
Коэффициент реинвестирования — отношение реинвестированной прибыли к чистой прибыли после налогообложения. Если данный коэффициент умножить на показатель рентабельности собственного капитала, то получится следующая формула:
Если полученный коэффициент умножить на поправочный коэффициент соотношения собственного капитала на конец года к собственному капиталу на начало года, то получится окончательная формула:
Экономический рост организации = | Реинвестированная прибыль |
Собственный капитал на начало периода |
Экономический рост организации — это показатель того максимума роста в продажах, которого может достичь организация, не изменяя прочие оперативные показатели. Суть данного показателя отражается в количестве прибыли, которую реинвестирует организация в течение одного календарного года как процент к собственному капиталу, который был у организации на начало года.
Экономический рост организации = Рентабельность продаж ´
´ Рентабельность чистых активов ´ Финансовый рычаг ´
´ Коэффициент рефинансирования .
Основным достоинством данного показателя является его комплексность, так как он содержит составляющие, которые позволяют отслеживать всю деятельность организации.
При проведении финансового анализа необходимо учитывать не только значения показателей и их динамику, но их взаимное влияние друг на друга (рис. 4).
Рис. 3. Расчет показателя рентабельности собственного капитала
Применение финансовых коэффициентов в РФ для оценки текущего финансового состояния организаций практически невозможно из-за отсутствия адекватной нормативной базы и доступных среднеотраслевых показателей. В развитых странах рейтинговые агентства типа "Дан энд Брэндстрит" производят и регулярно публикуют аналогичные нормативы. Общепризнанные в мировой практике стандарты некоторых финансовых коэффициентов приводятся в таблице.
Стандарты некоторых финансовых коэффициентов в развитых странах
Показатель | Нормативное значение |
Коэффициент автономии | 0,5-0,7 |
Коэффициент маневренности | 0,05-0,10 |
Коэффициент покрытия запасов | 1,0-1,5 |
Коэффициент текущей ликвидности | 1,0-2,0 |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,1-0,2 |
Коэффициент быстрой ликвидности | 0,8-1,5 |
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности | |
Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками финансирования | 0,6-0,8 |
Рентабельность общая | 0,05-0,15 |
Рентабельность оборота | 0,05-0,15 |
Рис. 4. Взаимосвязь финансовых показателей
Финансовые коэффициенты имеют и другую трактовку. Под финансовыми коэффициентами понимаются показатели, характеризующие платежеспособность (кредитоспособность) организации, дающие инвестору в данный момент представление о том, насколько его инвестиции обеспечены активами или прибылью. Рассчитываются на стадии подготовки инвестиционного проекта. Выделяются следующие коэффициенты.
Коэффициент покрытия прибылью расходов постоянного характера (fixed charges coverage) — рассчитывается как отношение прибыли до уплаты налогов и процентов плюс лизинговые платежи к следующему выражению:
Расходы на уплату процентов + Лизинговые платежи +
+ Платежи из фонда погашения облигаций /(1- Налоговая ставка).
Коэффициент рискованных активов [risk assets ratio) — доля активов, имеющих определенную степень риска, в общей сумме активов.
Оборачиваемость капитала (capital turnover) — коэффициент, получаемый путем деления объема продаж за год на величину постоянного капитала.
Полностью приведенный коэффициент прибыли на акцию (full diluted earnings per share) — один из самых известных коэффициентов, используемых в финансовом менеджменте, в варианте, учитывающем все возможные изменения числа акций в будущем. Рассчитывается как отношение чистой прибыли за вычетом налогов, процентов по долговым обязательствам и дивидендов по привилегированным акциям к среднему числу непогашенных обыкновенных акций, включая все варранты и конвертируемые облигации, которые могут быть обращены в обыкновенные акции.