Анализ структуры и динамики прибыли организации. факторный прибыли от продаж.

Анализ уровня и динамики финансовых результатов по данным отчетности.

Общий финансовый результат отражается в отчетности в развернутом виде и является алгебраической суммой прибыли (убытка) от продаж, продажи иного имущества и результатов от прочей финансовой деятельности, а также прочих внереализационных операций.

Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам, администрации выбрать наиболее важные направления получения доходов в результате деятельности организации.

Анализ финансовых результатов деятельности организации включает:

1. Исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (горизонтальный анализ, расчет в колонке 3 таблицы 3.1.).

2. Исследование структуры соответствующих показателей и их изменений (вертикальный анализ, расчет в колонках 4, 5, 6, таблицы 3.1.).

3. Изучение динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ).

4. Исследование влияния факторов на прибыль (факторный анализ).

В ходе анализа рассчитываются следующие показатели:

1. Абсолютное отклонение:

Δ П = П1 – П0,

где Δ П – изменение прибыли;

П1 – прибыль отчетного периода;

П0 – прибыль базисного периода.

2. Темп роста: %100_01×=ППростаТемп

3. Уровень каждого показателя к выручке от реализации (в %):

Уровень каждого показателя к выручке от реализации = %1000×ППi

Показатели рассчитываются в базисном и отчетном периодах.

4. Изменение структуры:

ΔУ = УП1 – УП0

(уровень отчетного периода – уровень базисного периода)

5. Проводим факторный анализ:

На сумму чистой прибыли влияют все показатели-факторы, определяющие ее:

ПЧ = В – С – КР – УР + %пол - %улп + ДрД + ПрОД – ПрОР +

+ ВнД – ВнР – н/п + ЧД – ЧР = Σ =141iiX

Основными методами анализа финансовой отчетности принято считать: горизонтальный, вертикальный, трендовый, коэффициентный и факторный анализ.

Горизонтальный анализ – используется для определения абсолютных и относительных отклонений, выявляются изменения величин, и темпы изменения за ряд лет дают возможность прогнозировать их значение;

Вертикальный анализ – это изучение структуры итоговых финансовых показателей и оценка этих изменений. Он позволяет проводить сравнительный анализ с учетом отраслевой специфики и сглаживает негативное влияние инфляционных процессов.

Трендовый анализ – применяется при исследовании динамических рядов и дает возможность определять тренд, с помощью которого формируют возможные значения показателей в будущем, следовательно ведется анализ тенденций развития, т.е. перспективный анализ. Прогноз на основании трендовых моделей содержит два элемента: точечный прогноз – единственное значение прогнозируемого показателя; интервальный прогноз – на базе расчета доверительного интервала, в котором с определенной вероятностью можно ожидать появления фактического значения прогнозируемого показателя.

Анализ коэффициентов – сущность его в расчете различных финансовых коэффициентов на основе данных отчетности, их факторный анализ с определением взаимосвязи и взаимозависимости различных, но логически сопоставимых показателей. Данный метод занимает особое место в анализе, являясь наиболее эффективным и вместе с тем самым проблемным.

Сравнительный анализ – это внутрихозяйственный и межхозяйственный анализ показателей предприятия с показателями конкурентов и среднеотраслевыми.

Факторный анализ – это комплексное, системное изучение и измерение взаимодействия отдельных факторов на результативный показатель с использованием детерминированных или стохастических моделей анализа.

Анализ структуры и динамики прибыли организации. Факторный прибыли от продаж.

Основной источник данных для анализа прибыли – это форма №2.

Основные показатели формы №2, используемые в анализе:

· прибыль от продаж = N – (Sпрод.+КР+УР)=N – Sпр. – КР – УР

Прибыль от продаж характеризует финансовый результат, полученный от основной уставной деятельности. Ее можно рассчитывать по отдельным видам деятельности (операционным сегментам).

· Прибыль до налогообложения = Прибыль от продаж(60-90%)± Проценты к получению (уплате)± Прочие доходы (расходы)+Доходы от участия в других организациях

Этот показатель характеризует совокупный финансовый результат деятельности организации за отчетный период.

· Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения + ОНА – ОНО – Текущий налог на прибыль

На величину ЧП влияют:

· Величина прибыли до налогообложения

· Ставка налога на прибыль

· Налогооблагаемая база

Анализ прибыли организации включает в себя:

· Анализ динамики прибыли до налогообложения, в т.ч.прибыль от продаж (расчет темпов роста или прироста)

· Анализ структуры прибыли до налогообложения определяется для отдельных показателей в прибыли до налогообложения, определяется доля прибыли от продаж в прибыли до налогообложения

· Оценка влияния прочих расходов и прочих доходов на прибыль до налогообложения

· Определение доли чистой прибыли в прибыли до налогообложения, анализ динамики чистой прибыли

· Факторный анализ прибыли от продаж

Факторный анализ прибыли от продаж. Прибыль от продаж отражает финансовый результат от основной деятельности организации. Ее величина во многом определяет прибыль до налогообложения.

На Прибыль от продаж влияет много факторов:

· Объемы продаж

· Цены на продукцию

· Себестоимость произведенной продукции

· Структура продукции

Существует много методик факторного анализа прибыли от продаж. Рассмотрим наиболее простую:

Определяем влияние факторов на прирост ПП

∆П = П – По

1. изменение объема продаж ∆qП = По(Jq - 1) Jq = ﻉq1p0/ﻉq0p0, где q – кол-во, р – цена, ﻉq1p0 – выручка отчетного года в ценах базисного, ﻉq0p0 – выручка базисного года

2. изменение цен на продукцию ∆рП = ﻉq1p1/ﻉq1p0, где ﻉq1p01 – выручка отчетного года

3. изменение себестоимости продукции ∆sП = - (ﻉq1s1 - ﻉq1s0), где ﻉq1s1 – себестоимость продукции отчетного года, ﻉq1s0 – себестоимость продукции отчетного года в ценах и затратах базисного

4. изменение структуры продукции, т.е. удельного веса отдельных видов продукции в общем объеме реализованной или произведенной продукции. Если в структуре реализованной продукции увеличивается доля высокорентабельных изделий, следовательно прибыль от продаж повышается; если растет доля низкорентабельных видов продукции в выручке, следовательно прибыль от продаж уменьшается.

Ri = (Pi – Si)/Pi * 100% - рентабельность, показывает долю прибыли в цене изделия.

∆стр.П = ∆П - ∆qП - ∆рП - ∆sП(определение балансовым методом)

Наши рекомендации