Факторный анализ прибыли от продаж продукции

(работ, услуг)

Прибыль от продаж продукции характеризует абсолютную эффективность хозяйствования коммерческой организации, ее производственной, сбытовой, управленческой деятельности. Рост прибыли от продаж создает основу расширенного воспроизводства, выполнения обязательств перед бюджетом, банками и другими кредиторами.

В традиционных методиках анализа влияния факторов на прибыль от продаж определяли влияние таких факторов, как:

1) изменение объема продаж;

2) изменение себестоимости продукции;

3) изменение цен на продукцию;

4) изменение структуры продукции;

5) изменение коммерческих расходов.

В методике профессора А. Д. Шеремета дополнительно изучается влияние таких факторов, как:

· изменение цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на услуги;

· экономия, вызванная нарушениями хозяйственной дисципли-ны производства продукции;

· изменение уровня и структуры затрат.

Приведем пример расчета указанных факторов.

Таблица 6

Данные для факторного анализа прибыли от продаж

ОАО «Сервис», тыс. р.

Показатели По базису По базису на факти-чески реа-лизован-ную про-дукцию Фактичес-кие данные по отчету Фактические данные с корректиров- кой на изме-нение цен и прочих причин
Объем продаж в отпускных ценах предприятия
Себестоимость
Прибыль от продаж

Из таблицы видно, что прибыль от продаж в отчетном году составила 29 352 тыс. р., в сравнении с предыдущим (базовым) годом (17 861 тыс. руб.) увеличение прибыли составило 11 491 тыс. р.

Расчет влияния факторов:

а) изменение отпускных цен на продукцию;

335 657 – 290 390 = 45 267 (тыс. р.).

Рост прибыли за счет увеличения цен на продукцию:

б) изменение цен на материалы и тарифов на электроэнергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплаты труда изучается по данным о себестоимости. Например, известно, что цены на некоторые материалы были повышены, и возросли ставки заработной платы. Это дало увеличение затрат на сумму 35 580 тыс. р., что снизило сумму прибыли;

в) нарушения хозяйственной дисциплины. Здесь используются данные анализа себестоимости, т. е. экономии, образовавшейся в результате нарушений стандартов, технических условий, невыполнения мероприятий по охране труда и технике безопасности. По данным анализируемого предприятия таких фактов не выявлено;

г) увеличение объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости. Сначала найдем коэффициент роста объема продукции в оценке по себестоимости:

267 500 : 242 345 = 1,104,

далее скорректируем базовую прибыль на этот коэффициент и проведем расчет:

17861·1,104 – 17861 = 1857,5 (тыс. р.).

Рост прибыли за счет увеличения объема продукции:

д) изменение объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции.

Здесь базовая прибыль корректируется на величину разницы между коэффициентом роста объема продукции в оценке по ценам продаж и коэффициентом роста объема продукции в оценке по себестоимости. Коэффициент роста объема продаж в оценке по ценам продаж равен:

290390: 260206 = 1,116,

17861· (1,116 – 1,104) = 214,3 (тыс. р.).

Рост прибыли за счет изменения структуры продукции.

е) изменение уровня затрат на 1 р. продукции:

267500 – 270725 = - 3225 (тыс. р.).

Снижение прибыли за счет роста затрат.

ж) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции:

242345· (290390 : 260206) – 267500 = 2957 (тыс. р.).

Рост прибыли за счет увеличения доли более рентабельных изделий.

Сведем влияние факторов в табл. 7.

Таблица 7

Сводка влияния факторов на прибыль от продаж

Факторы Сумма, тыс. р. Удельный вес, %
Изменение прибыли, всего, в том числе за счет:
а) изменения цен на продукцию 393,9
б) изменения цен на материалы, тарифов -35580 -309,6
в) нарушения хозяйственной дисциплины
г) увеличения объема продукции 1857,5 16,2
д) изменения структуры продукции 214,3 1,9
е) изменения затрат на 1 р. продукции -3225 -28,1
ж) изменения структуры затрат 25,7

Данные таблицы показывают, что важнейшим фактором роста прибыли предприятия является увеличение цен на продукцию, причем стоимостный показатель влияния этого фактора (45 267 тыс. р.) как бы в четыре раза больше, чем общий прирост прибыли (11 491 тыс. р.). Рост цен на продукцию предприятия вполне объясним, т. к. растут цены и тарифы на отдельные слагаемые себестоимости – материалы, топливо, энергию, ставки заработной платы. Себестоимость продукции в данном случае – важнейший отрицательный фактор, вызывающий снижение прибыли на сумму 35580 тыс. р. Положительно оценивается получение прибыли в сумме 2957 тыс. р. за счет изменения структуры затрат вследствие роста доли более рентабельных изделий в общем объеме выпуска. Рост объема продукции также привел к увеличению прибыли на сумму 1857,5 тыс. р. Таким образом, структура получаемой предприятием прибыли от продаж далека от идеальной, т. к. не связана в целом с повышением эффективности производственной деятельности.



Наши рекомендации