Факторный анализ прибыли от продаж

Исходя из методики формирования финансовых результатов можно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на изменение значения прибыли от продаж:

· Выручка от продаж

· Себестоимость

· Коммерческие расходы

· Управленческие расходы

Для расчета рентабельности продаж используется формула:

факторный анализ прибыли от продаж - student2.ru . (5.1)

Таблица 5.2 – Факторный анализ прибыли от продаж

Показатели 2009 г. 2010 г. Отклонения
абсолютные, (+-) относительные, %
Выручка от продажи продукции, работ, услуг, тыс. руб. 118,3
Себестоимость, тыс. руб. 121,3

Продолжение таблицы 5.2

Коммерческие расходы, тыс. руб. -
Управленческие расходы, тыс. руб. -
Прибыль от продаж, тыс. руб. 112,5
Рентабельность продаж, % 0,34391 0,32701 -0,01690 95,1
           

Влияние данных факторов оценивается следующим образом:

1) влияние изменения выручки от продаж:

факторный анализ прибыли от продаж - student2.ru тыс. руб.; (5.2)

2) влияние изменения себестоимости:

факторный анализ прибыли от продаж - student2.ru ; где (5.3)

С – себестоимость

В – выручка

факторный анализ прибыли от продаж - student2.ru тыс. руб.; (5.4)

3) влияние коммерческих расходов:

факторный анализ прибыли от продаж - student2.ru ; где (5.5)

К – коммерческие расходы

факторный анализ прибыли от продаж - student2.ru тыс. руб.; (5.6)

4) влияние управленческих расходов:

факторный анализ прибыли от продаж - student2.ru ; где (5.7)

У – управленческие расходы

факторный анализ прибыли от продаж - student2.ru тыс. руб.; (5.8)

5) общее изменение прибыли от продаж:

факторный анализ прибыли от продаж - student2.ru тыс. руб. (5.9)

Таким образом, на рост прибыли от продаж на 246590 тыс. руб. повлияло: увеличение выручки на 361674 тыс. руб. и уменьшение себестоимости на 115084 тыс. руб.

Анализ влияния на финансовый результат, сальдо прочих доходов и расходов

Далее анализируем влияние прочих доходов и расходов на финансовый результат деятельности предприятия.

Таблица 6.3 - Анализ сальдо прочих доходов и расходов в тыс. руб.

Показатели 2009 г. 2010 г. отклонение
+/- %
Прибыль от продаж 112,5
Прочие доходы -344933 31,8
Прочие расходы -198242 39,3
Сальдо прочих доходов и расходов -146691 18,1
Прибыль до налогообложения 104,6

По данным таблицы видно, что прибыль от продаж выросла в отчетном году по сравнению с базисным на 246592 тыс. руб. или на 12,5%, а так же и прибыль до налогообложения тоже увеличилась на 99901 тыс. руб. или на 4,6%, при этом прочие доходы снизились на 344933 тыс. руб. или на 68,2%, и прочие расходы тоже снизились на 198242 тыс. руб. или на 60,7%. В связи с такой тенденцией в целом сальдо прочих доходов и расходов снизилось на 146691 тыс. руб. или на 81,9%.

Анализ рентабельности

Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность работы предприятия. Изучение показателей рентабельности позволяет дать оценку работы предприятия как в целом, так и по отдельным направления деятельности: производственной, инвестиционной, финансовой. Анализ рентабельности предприятия в целом и отдельных направлений его деятельности более полно, по сравнению с абсолютными финансовыми результатами деятельности предприятия, отражает конечные результаты хозяйственной деятельности. Прежде всего, это вызвано тем, что рентабельность отражает полученный эффект по отношению к наличным или потребленным ресурсам. Изучение тенденций изменений показателей рентабельности в динамике дает возможность определить способность предприятия совершенствовать свою производственную деятельность, удерживать и укреплять свои позиции в данной сфере рынка. Разумеется, в ходе анализа необходимо выделять влияние факторов, определивших изменения рентабельности.

В практике экономического анализа наиболее часто применяют следующие показатели рентабельности:

1. рентабельность продаж–показывает, сколько копеек прибыли (убытка) предприятие получает в каждом рубле выручки, рассчитывается как отношение прибыли от продаж к выручке;

2. рентабельность продукции или рентабельность затрат – показывает, сколько копеек прибыли получено на один рубль вложенных в себестоимость продукции, определяется как отношения прибыли от продаж к себестоимости и управленческим и коммерческим расходам;

3. рентабельность средств производства – показывает, сколько копеек прибыли получено с одного рубля вложенного в средства производства, рассчитывается как отношение прибыли от продаж к средней стоимости средств производства (т.е. основные средства и запасы);

4. рентабельность капитала или имущества – показывает, сколько копеек прибыли получает предприятие с одного рубля вложенного в имущество организации, определяется как отношение прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости имущества;

5. рентабельность собственного капитала – показывает, сколько чистой прибыли получено на один рубль средств вложенных в собственный капитал, определяется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Для анализа все выше перечисленные показатели сведем в таблицу:

Таблица 5.4 – Анализ рентабельности

Показатель 2009 г. 2010 г. Отклонение +, -
Рентабельность продаж 0,34391 0,32701 -0,01690
Рентабельность затрат 0,52418 0,48591 -0,03827
Рентабельность средств производства 1,03013 1,20205 0,17193
Рентабельность имущества капитала 0,25723 0,22188 -0,03535
Рентабельность собственного капитала 0,21937 0,18758 -0,03179

По данным таблицы видно, что за исследуемый период все показатели рентабельности снизились, за исключением показателя рентабельности средств производства, этот показатель в отчетном году вырос на 0,17193. Рентабельность продаж снизилась на 0,1690, рентабельность затрат уменьшилась на 0,03827, рентабельность имущества капитала уменьшилась на 0,03535, рентабельность собственного капитала снизилась на 0,03179. Это означает, что предприятие стало получать меньше прибыли на рубль вложений.

5.5 Факторный анализ рентабельности продаж

Таблица 5.5 – Факторный анализ рентабельности продаж

Показатель 2009 г. 2010 г. Отклонение +, -
Выручка от продажи продукции, работ, услуг, тыс. руб.
Себестоимость тыс. руб.
Коммерческие расходы

Продолжение таблицы 5.5

Управленческие расходы, тыс. руб.
Прибыль от продаж, тыс. руб.
Рентабельность продаж 0,34391 0,32701 -0,01690

Для проведения факторного используем следующие формулы, учитывая следующие факторы:

1) изменение рентабельности продаж под влиянием изменения выручки от продаж:

факторный анализ прибыли от продаж - student2.ru (5.10)

2) изменение рентабельности продаж под влиянием изменения себестоимости продаж

факторный анализ прибыли от продаж - student2.ru (5.11)

3) изменение рентабельности продаже под влиянием изменения коммерческих расходов:

факторный анализ прибыли от продаж - student2.ru (5.12)

4) изменение рентабельности продаж под влиянием изменения управленческих расходов:

факторный анализ прибыли от продаж - student2.ru (5.13)

5) общее изменение рентабельности продаж:

факторный анализ прибыли от продаж - student2.ru (5.14)

Таким образом, на изменение рентабельности продаж на -0,016896 повлияли следующие факторы: увеличение выручки от продаж на 0,101314 и уменьшение себестоимости продаж на 0,11821.

Вывод: Выручка выросла, себестоимость товаров и прибыль предприятия тоже увеличилась. Прочие расходы и доходы организации уменьшились, но прочие расходы превышают доходы, что ведет к снижению финансового результата. В целом сальдо прочих доходов и расходов снизилось. Прибыль от продаж и до налогообложения увеличились. Все показатели рентабельности снизились за исключением рентабельности средств производства. Предприятие стало получать меньше прибыли на рубль вложений.

Наши рекомендации