Факторный анализ прибыли от продаж

Прибыль отчетного периода отражает общий финансовый результат производственно- хозяйственной деятельности предприятия с учетом всех ее сторон. Важнейшая составляющая этого показателя – прибыль от реализации продукции – связана с факторами производства и реализации продукции.

Факторный анализ финансового результата от продаж позволяет определить влияние на прибыль от продаж следующих факторов:

изменение объема реализации продукции;

изменение отпускных цен на реализованную продукцию;

изменение уровня себестоимости продукции;

изменение уровня коммерческих расходов;

изменение уровня управленческих расходов.

1) Расчет влияния на прибыль от продаж изменения объема реализации.

При анализе необходимо учесть влияние инфляции. Индекс цен (Iц) будет определяться:

Iц = (100% + уровень инфляции) / 100%

Выручка отчетного периода в базисных ценах будет определяться:

Воб = выручка отчетного периода (Во) / Iц

Изменение прибыли за счет изменения объема реализации будет определяться:

∆ Приб = (Воб– Вб)*Rо, где

Rо(рентабельность продаж базисного года) = прибыль от продаж / выручка

Вб – выручка базисного года

2) Расчет влияния на прибыль от продаж изменения продажных цен на продукцию:

∆ Приб = (Во – Воб)*Rо, где

Во – выручка отчетного года

3) Расчет влияния на прибыль от продаж изменения уровня себестоимости продукции:

∆Приб = -Во * (УССо - УССб), где

УССо (уровень себестоимости отчетного года) = себестоимость / выручка

УССб (уровень себестоимости базисного года) = себестоимость / выручка

4) Расчет влияния на прибыль от продаж изменения уровня коммерческих расходов:

∆Приб = -Во * (УКРо - УКРб), где

УКРб (уровень коммерческих расходов базисного года) = коммерч. расходы / выручка

УКРо (уровень коммерческих расходов отчетного года) = коммерч. расходы / выручка

5) Расчет влияния на прибыль от продаж изменения уровня коммерческих расходов:

∆ Приб = -Во * (УУРо - УУРб), где

УУРб (уровень коммерческих расходов базисного года) = управл. расходы / выручка

УУРо (уровень коммерческих расходов отчетного года) = управл. расходы / выручка

В заключении расчета влияния факторов следует составить баланс факторов: общее отклонение отчетной прибыли от продаж (Приб1 – Приб0) должно быть равно сумме влияния всех факторов.

Таблица 9 – Сумма влияния всех факторов

  Фактор Влияние
изменение продажных цен на продукцию +- ∆ Приб (ц)
изменение объема реализации +- ∆ Приб (в)
изменение уровня себестоимости продукции +- ∆ Приб (усс)
изменение уровня коммерческих расходов +- ∆ Приб (укр)
изменение уровня коммерческих расходов +- ∆ Приб (уур)
  Суммарное изменение под влиянием факторов: ∑ ∆ Приб

При обобщении следует выделить наиболее значительное влияние факторов и дать им оценку.

В процессе анализа прибыли от продаж следует также рассчитать:

- порог рентабельности (ПР);

- запас финансовой прочности (ЗФП);

- эффект операционного рычага (ЭОР).

Расчет проводится на основе формы №2.

1) Порог рентабельности в отчетном году равен:

ПР1 = (КР1 + УР1) / КМД,

где КР1 и УР1 – соответственно коммерческие и управленческие расходы отчетного года;

КМД – коэффициент маржинального дохода, который рассчитывается путем деления валовой прибыли (стр. 029, ф.№2) на выручку от реализации (стр. 010, ф.№2).

2) Запас финансовой прочности следует рассчитать в сумме и в долях единицы.

ЗФП (в стоимостном выражении) = В – ПР

ЗФП (в долях единицы) = ЗФП / В,

где В – соответствующий показатель выручки от реализации.

3) Эффект операционного рычага (ЭОР) отражает степень интенсивности изменения прибыли под влиянием изменения выручки и ассоциируется с предпринимательским риском предприятия.

Эффект операционного рычага равен:

ЭОР = Валовая прибыль / Прибыль от продаж

Эффект операционного рычага показывает, на сколько изменится прибыль от продаж под влиянием изменения выручки на 1%.

Наши рекомендации