Факторный анализ прибыли от продаж

Пр (стр050)= Выр(стр010) –Себ полн.( стр.020+030+040)

5.1Влияние изменения объема продаж на прибыль от продаж:

∆Ппр1=Ппр0*Iпр – Ппр0= Ппр0(Iпр-1),где

Ппр0-прибыль от продаж за предыдущий период,

Iпр =Выр1/Выр0,

Выр1- выручка за отчетный период,

Выр0 – выручка за предыдущий период.

5.2влияние изменения себестоимости на прибыль от продаж:

∆Ппр2= С0*Iпр-С1, где

С0- себестоимость за предыдущий период,

С1 – себестоимость за отчетный период.

5.3Влияние изменения управленческих расходов на прибыль от продаж:

∆Ппр3 = УР0*Iпр-УР1, где

УР0- управленческие расходы за предыдущий период,

УР1- управленческие расходы за отчетный период.

5.4Влияние изменения коммерческих расходов на прибыль от продаж:

∆Ппр4 = КР0*Iпр-КР1, где

КР0- коммерческие расходы за предыдущий период,

КР1- коммерческие расходы за отчетный период.

∆Ппр=∆Ппр1+∆Ппр2+∆Ппр3+∆Ппр4

Анализ рентабельности организации.

6.1 Расчет показателей рентабельности.

Таблица 14.

Расчет показателей рентабельности___________________ за_______ годы.

Показатель Ед. измерения Предыдущий год Отчетный год Изменение (+,-)
1.Средняя величина активов тыс. руб.      
2.Средняя величина оборотных активов тыс. руб.      
3.Средняя величина собственного капитала тыс. руб.      
4.Выручка от продажи (V) тыс. руб.      
5. Затраты организации (S) тыс. руб.      
6. Прибыль от продаж тыс. руб.      
7.Прибыль до налогообложения тыс. руб.      
8.Чистая прибыль тыс. руб.      
9.Рентабельность продаж (стр.6/стр.4)*100% %      
10.Рентабельность затрат (стр.6/стр5)*100% %      
11.Рентабельность активов (стр.7/стр.1)*100% %      
12.Рентабельность оборотных активов (стр.7/стр.2)*100% %      
13.Рентабельность собственного капитала (стр.7/стр.3)*100% %      
14.Финансовая рентабельность (рентабельность СК по чистой прибыли) (стр.8/стр.3)*100% %      

Средняя величина активов, оборотных активов, собственного капитала определяется как среднеарифметическое соответствующих показателей на начало и конец периода.

6.2 Факторный анализ рентабельности продаж (Rпр).

Рентабельность продаж – это процентное отношение суммы прибыли от продаж к выручке от продажи продукции – характеризует долю прибыли в рыночной цене.

На рентабельность продаж влияют объем продаж и себестоимость продукции.

Методом цепных подстановок определим влияние изменения:

а). объемов продаж продукции:

∆Rпр(v)= (V1-S0)/V1*100 – (V0-S0)/V0*100, где

∆Rпр(v) – изменеие объемов продаж продукции;

V1, V0 – выручка от продажи продукции в отчетном и предыдущем году соответственно;

S0 – полная себестоимость в прошлом периоде.

б). себестоимости продукции:

∆Rпр(s)= (V1-S1)/V1*100 – (V1-S0)/V1*100, где

∆Rпр(s)- изменение себестоимости продукции;

S1 – полная себестоимость в отчетном периоде.

Сумма двух факторов показывает общее изменение уровня рентабельности продаж по сравнению с прошлым периодом (см. табл.14)

6.3 Факторный анализ рентабельности затрат (Rs).

Рентабельность затрат – это процентное отношение суммы прибыли от продаж к величине затрат – характеризует величину прибыли на 1 рубль затрат.

На рентабельность затрат влияют изменение объема продаж продукции и изменение затрат.

Методом цепных подстановок определим влияние изменения:

а). объемов продаж продукции:

∆Rпр(v)= (V1-S0)/S0*100 – (V0-S0)/S0*100;

б).затрат:

∆Rпр(s)= (V1-S1)/S1*100 – (V1-S0)/S0*10.

Сумма двух факторов показывает общее изменение уровня рентабельности затрат по сравнению с прошлым периодом (см. табл.14)

7.Для оценки прибыли и рентабельности в соответствие также необходимо рассчитать следующие показатели.

Таблица 15.

Расчет показателей рентабельности.

Показатель Ед. изм. Предыдущий год Отчетный год Изменение, (+,-)
EBIT        
EBITDA        
NOPAT        
ROI        
ROCE        

EBIT (Earnings before interest and taxes)- прибыль до выплаты налога на прибыль и процентов. Данный показатель рассчитывается как сумма прибыли до налогообложения в российской отчетности и процентов выплаченных

EBITDA (Earnings before interest ,taxes, deprecation and amortization) – прибыль до выплаты процентов, налога на прибыль и до вычета амортизации. Рассчитать этот показатель можно, добавив к сумме прибыли от продаж сумму амортизации.

EBITDA= EBIT + АМ,

где АМ - сумма амортизации

.

NOPAT (Net operating profit after taxes) - операционная прибыль после налогообложения .Это расчетный показатель , предполагающий корректировку величины показателя EBIT с учетом ставки налогообложения.

NOPAT= EBIT (1 – Т),

где Т – ставка налога на прибыль

ROI (Return on investments) – рентабельность инвестиций.

ROI= NOPAT *100%/(Средняя величина активов – средняя величина кредиторской задолженности)

ROCE (Return on capital employed) – рентабельность используемого капитала.

ROCE= NOPAT *100%/( Средняя величина активов – средняя величина краткосрочных обязательств)

Анализ формы № 3 «Отчет об изменении капитала»

1.Анализ состава, структуры и динамики собственного капитала организации.

Таблица 16.

Анализ состава, структуры и динамики собственного капитала_____________________ за ___год..

Показатель Начало периода Конец периода Изменение
тыс. руб. уд.вес, % тыс. руб. уд.вес, % Абсолют-ный прирост, тыс. руб. Темп прироста,% Изменение структуры, процентные пункты
Собственный капитал всего, в т.ч.:          
Уставный капитал              
Собственные акции, выкупленные у акционеров.              
Добавочный капитал              
Резервный капитал              
Нераспределенная прибыль              

2. Анализ движения собственного капитала

Таблица 17

Движение собственного капитала за период, тыс. руб.

Показатель Остаток на начало года Увеличение Уменьшение Остаток на конец года
Пред. Отч. Пред Отч. Пред. Отч. Пред. Отч.
Уставный капитал                
Добавочный капитал                
Собственные акции, выкупленные у акционеров.                
Резервный капитал                
Нераспределенная прибыль                
Итого                

Рассчитать коэффициенты поступления (КП) и выбытия (КВ) собственного капитала и обратить внимание на их соотношение.

КП=стоимость поступившего СК /стоимость СК на конец периода.

КВ= стоимость выбывшего СК/ стоимость СК на начало периода.

3. Анализ факторов, влияющих на изменение собственного капитала.

Таблица 18

Основные факторы, повлиявшие на изменение капитала в отчетном периоде

Изменение капитала за счет: Сумма, тыс. руб. % от общего изменения
Чистой прибыли    
Переоценки имущества    
Доходов, относящихся непосредственно на увеличение капитала    
Дополнительного выпуска акций    
Увеличения номинальной стоимости акций    
Реорганизации юридического лица    
Общее изменение капитала    

4. Анализ эффективности использования собственного капитала

Таблица 19

Анализ эффективности использования собственного капитала

Показатели Предыдущий год Отчетный год Абсолютный прирост (+, - ) Темп прироста, %
1.Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб.        
2.Среднегодовая стоимость совокупного капитала, тыс. руб.        
3.Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб.        
4.Чистая прибыль, тыс. руб.        
5.Рентабельность собственного капитала, % (стр.4/стр.1*100%)        
6. Рентабельность продаж, %(стр.4/стр.38100%)        
7.Оборачиваемость совокупного капитала, обороты        
8. Соотношение совокупного и собственного капитала        

Стоимость совокупного капитала определяется как сумма заемного и собственного капиталов.

5. Факторный анализ рентабельности собственного капитала.

На рентабельность собственного капитала влияют следующие факторы:

1.Рентабельность продаж;

2. Оборачиваемость активов;

3. Степень финансовой зависимости организации.

Rск = ПЧ/СКср= ПЧ/Выр* Выр/Аср.*Аср./СК= Rпр* КО*МК, где

ПЧ – чистая прибыль

СКср.- средняя величина СК

Выр- выручка от продаж

Аср. – средняя величина активов

Rпр.- рентабельность продаж – обобщает форму

КО- капиталоотдача (ресурсоотдача)- обобщает актив баланса

МК – мультипликатор (коэффициент финансовой зависимости) – обобщает пассив баланса.

Таблица 20

Факторы, влияющие на рентабельность собственного капитала по чистой прибыли

Показатель Предыдущий год (1) Отчетный год (0) Изменение (+,-)
1. Чистая прибыль      
2. Выручка от продаж      
3.Средняя величина активов      
4.Собственный капитал средний      
5. Рентабельность продаж      
6.Капиталлоотдача      
7. Мультапликатор      
8.Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли.      

Влияние каждого из указанных факторов определить методом цепных подстановок:

∆R ск (Rпр) = (Rпр1- Rпр0)*КО1*МК1

∆R ск (КО) = Rпр0 (КО1-КО0)*МК1

∆R ск (МК) = Rпр 0*КО0* (МК1-МК0)

Найти сумму влияния факторов

∆R ск =∆R ск (Rпр)+ ∆R ск (КО)+ ∆R ск (МК)

6.Анализ чистых активов

Таблица 21

Расчет чистых активов.

Наименование показателя На начало отчетного периода На конец отчетного периода Изменение (+,-)
1. Активы:      
1. Нематериальные активы      
2. Основные средства      
3. Незавершенное строительство      
4.Доходные вложения в материальные ценности      
5. Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения      
6.Прочие внеоборотные активы      
7. Запасы      
8.Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям      
9.Дебиторская задолженность      
10. денежные средства .      
11.Прочие оборотные активы      
12 Итого активы, принимаемые к расчету (сумма п.п.11)      
II. Пассивы:      
13.Целевое финансирование      
14.Заемные средства      
15.Кредиторская задолженность      
16.Задолженнсть участникам (учредителям) по выплате доходов      
17.Резервы предстоящих расходов и платежей      
18 Прочие пассивы      
19. Итого пассивы, исключаемые из стоимости активов (сумма п.п. 13-18)      
20. Стоимость чистых активов (п.12-п.19)      

Стоимость чистых активов сопоставляется с величиной уставного капитала организации и не может быть меньше него. Если собственность чистых активов меньше минимального размера уставного капитала, организация подлежит ликвидации. Организация не вправе выплачивать дивиденды, если стоимость чистых активов меньше суммы резервного и уставного капиталов.

Наши рекомендации