Количественные и качественные показатели

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Финансовый университет)

Кафедра «Анализ рисков и экономическая безопасность»

Тезисы к предмету:
«Виды планирования на предприятии. Система количественных и качественных показателей и необходимость их разработки»

Иванова А.В.

Проверила:

Доцент, к.э.н. Кабанова Н.А.

Москва – 2016

Содержание

Введение. 2

Сущность планирования. 3

Виды планирования. 5

Количественные и качественные показатели. 14

Заключение. 17

Список использованной литературы.. 18

Введение

Планирование является исключительно важным инструментом при достижении предприятием своей цели. Назначение планирования заключается в стремлении максимально принять во внимание все внутренние и внешние факторы, которые обеспечивают оптимальные условия для развития хозяйствующего субъекта.

Помимо всего прочего, планирование предстает как одно из ключевых условий организации эффективного функционирования предприятия. Оно охватывает все основные сферы его производственной деятельности - сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки. Эта деятельность напрямую связана с выявлением и прогнозированием спроса, анализом и оценкой ресурсов, которыми располагает предприятие, и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

Целью моей работы является изучение основных видов планирования на предприятиях, а также определение и анализ основных качественных и количественных показателей. В соответствии с этой целью я ставлю следующие задачи:

· Дать определение планированию и рассмотреть значение его осуществления на предприятии

· Охарактеризовать основные виды и стадии планирования

· Установление и описание количественных и качественных показателей бизнес-плана и обоснование необходимости этого

Сущность планирования

Планированием принято называть процесс разработки и корректировки плана, что включает в себя предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности предприятия как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективы. План, утвержденный руководителем хозяйствующего субъекта, имеет силу приказа и в нем принято детально указывать:

· Цель функционирования предприятия и средства достижения данной цели

· Сроки, а также этапы выполнения работ по планированию

· Лиц, ответственных за исполнение плана

· Средства и методы, с помощью которых осуществляется контроль за исполнением плана

Эффективность предпринимательской деятельности во многом зависит от качества внутрифирменного планирования, включающего определение перспективных целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждый предприниматель или фирма должны решить три задачи своей деятельности: что, как и на кого направлена их деятельность. Не импровизация, не спонтанные ситуативные действия, а систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса.

Количественные и качественные показатели - student2.ru Рис.1 Сущность планирования на предприятии

Планирование на предприятии заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей их реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом. Плановая система предприятия состоит из отдельных планов по четко ограниченным направлениям деятельности и охватывает важнейшие участки работы предприятия с тем, чтобы ориентировать их на достижение поставленных целей.

Виды планирования

Вид планирования определяется в зависимости от характера задач, которые ставится предприятием, а так возможными сроками их решения. В соответствии с этим планирование подразделяют на:

· долгосрочное (10 - 15 лет),

· среднесрочное (3 - 5 лет),

· краткосрочное, или текущее (1 - 2 года)

· оперативное (от одного до 10-12 рабочих дней).

Долгосрочное планирование.

Долгосрочное планирование можно разделить на несколько стадий:

1) экономическое прогнозирование,

2) стратегическое планирование,

3) разработка долгосрочного плана.

Экономическим прогнозом принято называть многовариантную гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности хозяйствующего субъекта предприятия в перспективе, а также необходимых для их достижения ресурсах и организационных мерах. Основные функции экономического прогнозирования следующие:

· Анализ экономических, научно-технических, экологических и социальных тенденций;

· Оценка имеющихся ситуаций и идентификация главных проблем хозяйственного развития предприятия;

· Анализ направлений изменения в соответствующих областях и предвидение новых экономических проблем;

· Выявление возможных альтернатив развития в перспективе;

· Накопление достаточной информации для всестороннего обоснования принятия оптимальных плановых решений.

Поскольку процесс долгосрочного прогнозирования является продолжительным, существует реальная возможность справиться с инерционностью экономических процессов, осуществить существенные сдвиги в технике и технологии, изменить устоявшиеся тенденции и структуру производства, подчинив их потребностям рынка. Особенностью долгосрочного прогнозирования принято считать его вариантность. Другими словами, прогнозы могут быть разными – все зависит от степени обеспечения удовлетворения спроса на определенные товары, полной или частичной обеспеченности отдельными видами ресурсов и так далее. Экономическое прогнозирование подразумевает проведение сопоставительного анализа возможностей, которые имеются у предприятия, с достижениями, достигнутыми конкурентами, изучение состояния рынка, характерных особенностей отрасли, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.

При стратегическом планирование происходит разработка глобальных целей развития предприятия в отдаленной перспективе, при которой учитываются так называемые внешние факторы: уровень инфляции, безработица, политические события и прочее. На данной стадии определяются основные цели и результаты функционирования предприятия при сохранения действующей политики. После это происходит их сравнение с теми результатами, которые должны быть достигнуты в случае достижения уровня установленных целей развития. Помимо этого, разрабатываются и новые возможности хозяйствующего субъекта, к примеру, расширение производственных мощностей как результат приобретения нового оборудования, строительства новых или кардинального изменения технологии.

Стратегические планы развития предприятия можно разделить на несколько видов:

· Суммативный план – благодаря ему можно получить представление о предприятии в будущем, главных целях и стратегиях его развития, рынках сбыта, желательные темпам роста производства и прочее;

· Функциональный план - определяет новые направления деятельности хозяйствующего субъекта с целью оптимального распределения его ресурсов (материальных, информационных, финансовых, кадровых) в перспективе;

· Экономический план – здесь подразумевается конкретизация суммативного планав показателях прибыли, рентабельности, инвестиций, оборота, а также отображаются методы и способы конкуренции и предполагаемые результаты реализации различных стратегий;

Большую роль стратегическое планирование играет для крупных корпораций, которые объединяют технологически схожие предприятия и организации, и охватывает основные сферы их деятельности.

На стадии разработки долгосрочного плана выявляесяглавное направление и программы развития предприятия, содержание и последовательность осуществления ключевых мероприятий, необходимых для достижения целей.

К объектам долгосрочного планирования относятся:

· производственные мощности,

· инвестиции,

· финансовые средства,

· исследования и разработки,

· доля рынка и так далее .

При долгосрочном планировании, ввиду стихийности развития рынка, предприятие не может ориентироваться на достижение количественных показателей. Поэтому, как правило, разрабатываются только основные качественные характеристики, конкретизируемые в программах. На основе этих программ происходит разработка среднесрочных планы, содержащих не только качественны, но и количественные показатели, детализированные с точки зрения выбранных средств для достижения целей, обозначенных в рамках перспективного планирования.

Среднесрочное планирование.

Среднесрочные планы рассчитаны, как правило, на пятилетний срок и в них определяются главные задачи на обозначенный период: стратегия производства для предприятия в целом и для каждого его подразделения, сбытовую, финансовую стратегию, источники финансирования, кадровую политику. Помимо этого, устанавливаются объемы и структура необходимых ресурсов, а также в определенной последовательности разрабатывается комплекс мероприятий, которые помогут достичь целей, сформулированных в долгосрочной программе развития.

Среднесрочный план включает количественные показатели по продуктам, данные об источниках финансирования и капиталовложениях. Его разработка осуществляется в производственных подразделениях хозяйствующего субъекта с ориентацией на устранение так называемых узких мест (сферы деятельности с наиболее ограниченными возможностями влияния на общие результаты деятельности предпрития).

Функциональные подразделения предприятия несут ответственность за разработку планов развития своих подразделений по производственным мощностям, финансам, труду и маркетингу,. На уровне хозяйствующего субъекта среднесрочное планирование осуществляется по конкреным проектам, разрабатываются планы научных исследований, производства, маркетинга, финансовый план.

Краткосрочное (текущее) планирование.

Краткосрочное планирование заключается в детальной разработке (чаще всего на год) планов для хозяйствующего субъекта в целом и для его отдельных подразделений. Основной задачей данного планирования является разработка плана по реализации продукции и на его основе системы планов, в которую входят планы по сырью, труду, планы производства, движения запасов готовой продукции, сметы расходов, маркетинговых мероприятий, финансового плана и других.

Ключевыми звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), в которых представлена конкретизация целей и задач, сформулированных в долгосрочных и среднесрочных планах. К примеру, календарные планы производства составляются на базе данных о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства учитываются расходы на замену оборудования, реконструкцию имеющихся мощностей, строительство новых предприятий, обучение персонала. Текущее планирование имеет тесную связь с планами партнеров и поставщиков, и в связи с этим эти планы либо согласовываются, либо их отдельные элементы становятся общими для хозяйствующего субъекта и его партнеров.

Реализация текущих планов происходит путем разработки системы бюджетов, которые составляются, как правило, на год или более короткий срок по каждому из подразделений предприятия, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план предприятия.

Не реже одного раза в квартал на предприятии осуществляется анализ и контроль выполнения плановых заданий и бюджетов, проводятся их корректировки. За основу для текущего планирования и корректировок плана отделы и службы предприятия систематически представляют отчетность:

· Ежедневную, еженедельную - по реализации продукции, поступлению товаров, наличию денежных средств на счетах, остаткам основных товаров на складе и так далее;

· Ежемесячную - по товарам на складах, поступлениям, отгрузке и реализации продукции, основным видам расходов, дебиторской задолженности,;

· Ежеквартальную - составление промежуточных балансов, а также их анализ в сравнении с плановыми показателями;

· Полугодовую и годовую - отчетность перед акционерами и налоговыми органами.

Оперативное планирование

Оперативное планирование охватывает, как правило, промежуток времени от одного до двенадцати рабочих дней. Оперативные планы (чаще всего они бывают суточными), включает несколько основных элементов:

· Производственные программ цехов, участков, демонстрирующих реальную загрузку производственных мощностей;

· Оперативные задания подразделениям;

· Планы-графики движения изделий, узлов и деталей по технологической цепочке.

В оперативных планах устанавливается последовательность выполнения различных операций технологического цикла, загрузка оборудования, время, необходимое для этого, а также расстановка материальных ресурсов и персонала. Благодаря этому достигается оптимальный ход производственных процессов, рациональное использование ресурсов предприятия и своевременное выполнение плановых заданий.

Принято выделять два главных элемента оперативного планирования – это план производственной деятельности и финансовый план.

В план производственной деятельности коммерческой организации входит план реализации продукции, план материально-технического обеспечения, производственная программа, план по персоналу, план доходов и плановый расчет себестоимости продукции.

Основными показателями плана могут быть:

· номенклатура выпускаемой продукции (работ, услуг);

· объем реализации (выручка);

· себестоимость продукции;

· прибыль от производства и реализации продукции.

На изменение спроса коммерческая организация может реагировать: сокращением планового периода, корректировкой планов.

Предпринимательской структуре необходимо более оперативно учитывать возможности сбыта, наличие заказов и исходя из этого, планировать объемы продаж, производства продукции, прибыль, затраты производства и другие показатели. В отдельных случаях желательно участие заказчиков в разработке планов.

Благодаря финансовому плану обеспечивается прозрачность финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта для инвесторов, собственников, а также кредиторов. Кроме того, такой план является ключевым элементом управления финансами предприятия.

С помощью финансового плана происходит совмещение интересов развития предприятия, наличие достаточного количества финансовых ресурсов для осуществления функционирования и обеспечения платежеспособности.

В практике разработки оперативных планов существует две схемы организации работ: по методу build-up («снизу вверх») и по методу break-down («сверху вниз»). По методу «снизу вверх» расчеты начинают осуществляться с отдельных предпринимательских единиц, после чего происходит их сведение в единый финансовый план предприятия.

При организации работ по методу «сверху вниз» работа по составлению планов начинается с общих целей и задач финансового плана. После этого данные задачи в более конкретизированном виде включают в планы подразделений, где разрабатываются конкретные планы действий и наличия ресурсов, которые требуются для осуществления финансовых задач.

В результате обобщение всех видов планов по запланированным доходам и затратам происходит в финансовом плане организации, который дает полноценную картину того, когда и откуда получены деньги, на что они будут потрачены, каким будет финансовое положение хозяйствующего субъекта к концу планового периода. На данный период финансовый план лучше всего составлять на год с разбивкой по кварталам, поскольку в таком случае он может являться основой текущего финансового контроля.

В финансовый план входят следующие разделы:

· план доходов и расходов;

· план денежных поступлений и выплат;

· балансовый план;

· план по источникам и использованию денежных средств.

Разработка плана доходов и расходов начинается с определения выручки от реализации и затрат на производство и реализацию произведенной продукции.

В плане денежных поступлений и выплат отражены реальные денежные поступления и выплаты. Если прибылью является разница между стоимостью продаж и расходами, то денежная наличность – это разность между реальными денежными поступлениями и выплатами.

В балансовом плане отражено состояние активов и пассивов предприятия на конец года. В процессе его подготовки используются планы доходов и расходов, а также денежных поступлений и выплат.

План по источникам и использованию денежных средств демонстрирует направления расходования средств, полученные предприятием. Его целью является четкое отображение того, из чего складываются средства предприятия, и то, каким образом их тратят на покрытие задолженности или на прирост активов.

Хотелось бы отметить, что в зарубежной науке широкое распространение имеет следующая классификация видов планирования:

· реактивное — основано на анализе и экстраполяции прошлого опыта снизу вверх;

· инактивное — отталкивается от существующего положение предприятия для выживания и стабилизации бизнеса;

· преактивное (упреждающее) — базируется на прогнозах, учитывающих будущие изменения, и осуществляется на сверху вниз с помощью оптимизации решений;

· интерактивное — заключается в проектировании будущего, но с учетом взаимодействия прошлого, настоящего и будущего, нацеленном на повышение эффективности развития хозяйствующего субъекта и качества жизни людей.

Если рассматривать планирование через призму обязательности принятия и выполнения плановых заданий, то его принято подразделять на директивное и индикативное планирование.

Отличительной чертой директивного планирования является обязательное принятие и выполнение плановых заданий, которые установлены вышестоящим предприятием для подчиненных ему подразделений. Директивное планирование охватывает экономику в целом, отрасли, регионы, предприятия и, как правило, сводит инициативу предприятий на нет. В условиях рыночной экономики директивное планирование используется на уровне предприятий в процессе разработки их текущих планов.

Индикативное планирование — это форма государственного регулирования производства, осуществляемая путем регулирования цен, ставок и тарифов, банковских процентных ставок за кредит, налогов, минимального уровня заработной платы и иных показателей. Задания индикативного плана принято называть индикаторами. Индикаторы — это те параметры, которые характеризуют состояние и направления развития экономики и вырабатываются органами государственного управления. В состав индикативного плана могут входить также и обязательные задания, однако их количество весьма ограничено. В связи с этим план больше характерен направляющий и рекомендательный характер. Если говорить о предприятиях, то индикативное планирование чаще всего используется при разработке перспективных планов.

Количественные и качественные показатели

1. Количественные показатели являются абсолютными величинами. В эту категорию входят: объем товарной и валовой продукции, объем реализации, численность работающих и рабочих, фонд заработной платы, сумма прибыли и прочее.

2. Качественные показатели выражаются с помощью относительных величин и демонстрируют степень экономической эффективности про­изводства. Сюда относятся снижение себестоимости продукции, рост производительности труда и прочее. Качественные показатели отражают также соотношение количественных показателей между собой (к примеру, фондоотдача, качество продукции, рентабель­ность производства и прочее).

Стоит отметить, что принято различать также объемные и удельные показатели. Объемные показатели фиксируют абсолютные величины как производств и факторов, в нем участвующих. Удельные же показатели определяют отношение двух или более взаимосвязанных показателей.

Хотелось бы выделить следующие измерители для исчисления показателей плана:

1. Натуральные измерители – применяются при планировании объема производства и материальных ресурсов. Их достоинство заключается в том, что они дают возможность добиться количествен­ного выражения и качественной характеристики различных показателей.

2. Условно-натуральные измерители используются с целью измерения объема производства аналогичных изделий, которые различаются по материалоемкости или иному признаку.

3. Трудовой измеритель объема производства – чаще всего выражается в нормо-часах, применяется для вычисления производительности труда, оп­ределения норм выработки и размера оплаты труда.

4. Большую роль играет также стоимостной измеритель, определяющийдинамику, темпы и пропорции развития промыш­ленности, взаимоувязывают все разделы плана. В стоимостных измерителях планируются объем реализа­ции продукции, товарная и валовая продукция.

Необходимость разработки количественных и качественных показателей (представленных в таблице 1) бизнес-плана объясняется тем, что они показывают состояние тех или иных аспектов деятельности организации. С их помощью можно мониторить состояние предприятия, предвидеть потенциальные угрозы, вовремя на них реагировать и контролировать деятельность организации.

Таблица 1 – Качественные и количественные показатели

ТП товарная продукция
Тосн стоимость основной продукции
Тусл стоимость услуг, работ по заказам
Тпф стоимость полуфабрикатов
Тмз стоимость материальных затрат
РП реализованная продукция
ВП валовая продукция
Впл выпуск продукции по плану
Вф фактический выпуск продукции
ЧП чистая продукция
НЧ норматив чистой продукции
Vнч объем нормативной чистой продукции
Он остатки нереализованной продукции на начало периода
Ок остатки нереализованной продукции на конец периода
Нн остатки незавершенного производства и полуфабрикатов своего производства на начало планового периода
Нк остатки незавершенного производства и полуфабрикатов своего производства на конец планового периода
K% об % выполнения плана по объему
K% ас % выполнения плана по ассортименту
kз коэффициент заработной платы
Зппп суммарная зарплата промышленно-производственного персонала
Зпр суммарная зарплата производственных рабочих
Зоуизд зарплата персонала по обслуживанию и управлению производством, приходящаяся на один вид изделия
Зпризд зарплата производственных рабочих, приходящаяся на один вид изделия
Сизд себестоимость одного вида изделия
МЗизд прямые материальные затраты в себестоимости продукции для одного вида изделия
Rн норматив рентабельности по отношению к себестоимости обработки
q количество произведенной продукции
n номенклатура произведенной продукции
∆qкПР изменение критического объема продукции под влиянием изменения прибыли
∆ПР изменение величины прибыли
z цена единицы продукции
v удельные переменные издержки
Основные формулы:
ТП = Тосн + Тусл + Тпф
РП = ТП + Он - Ок
ВП = ТП – Нн + Нк
ЧП = ТП – Тмз
Вфпр пл = min { Впл , Вф }
K% об = ( Вф / Впл ) · 100%
K% ас = ( Вфпр пл / Впл ) · 100%
Зоуизд = kз · Зпризд
ПРн = ( Сизд – МЗизд ) · Rн / 100%

Заключение

Итак, подводя итог всему вышесказанному, стоит отметить, что на данный период времени использование планирования, передовых методов его разработки и контроля за исполнением плана является ключевым путем развития современного менеджмента. В своей работе я выполнила поставленную перед собой цель, а именно осуществила подробный анализ основных видов планирования, существующих на предприятии и обосновала необходимость установления качественных и количественных показателей на нем. В заключение хотелось бы еще раз упомянуть тот факт, что любое предприятие, нацеленное на успешную коммерческую деятельность, нуждается в у делении огромного внимания такому процессу, как планирование. Его грамотное осуществление является ключевым элементом экономической эффективности любого хозяйствующего субъекта.

Список использованной литературы

1. «Планирование на предприятии» Учебник В.А.Горемыкин, Э.Р.Бугулов, А.Ю.Богомолов. М.: Филинъ, 1999 г.

2. А.Н. Асаул, М.П. Войнаренко, П.Ю. Ерофеев
Организация предпринимательской деятельности
[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m498/7_1.htm

3. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2001. - 308с

4. Планирование на предприятии. Статья [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://smprepod-ppi-psk.narod.ru/inbox/EOLekcii9.pdf

5. Ефремов В. С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: Финпресс, 2001. – 238с.

Наши рекомендации