Факторный анализ прибыли от продаж

Его суть заключается в изучении факторов повлиявших на изменение прибыли. Все показатели делятся на факторы прямого и косвенного влияния по отношению к прибыли .На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель- фактор» прямого действия», на такую же сумму увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы обратного действия (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.

К основным факторам формирования прибыли от продаж необходимо отнести : количество и качество продукции; себестоимость продукции ;цены на продукцию; элементы себестоимости; структурные сдвиги в составе продукции.

Методика расчёта влияния факторов на прибыль от обычных видов деятельности

включает следующие этапы:

1.Расчёт влияния фактора « Выручка от продажи»

При проведении анализа необходимо учитывать влияние инфляции.Предположим , что цены на продукцию в отчётном периоде возросли по сравнению с базисным в среднем на 12%.Тогда выручка от продажи в отчётном периоде в сопоставимых ценах равна отношению выручки от продажи в отчётном периоде к индексу цены.

Расчёт выручки в сопоставимых ценах:

Всоп.= Во/Иц, (1)

Где Во. соп. –выручка от продаж в отчётном году, в сопоставимых ценах;

Во - выручка от продаж в отчётном году;

Иц -индекс изменения цены.

Разница между выручкой отчётной и выручкой в сопоставимых ценах даёт изменение выручки за счёт изменения цен.

А разница между выручкой в сопоставимых ценах и выручкой в базисном периоде даёт изменение выручки за счёт количества реализованной продукции.

2.Расчёт изменения выручки от продаж за счёт изменения цен.

Для определения степени влияния изменения цены на изменения суммы прибыли от продаж необходимо изменение выручки от продажи за счёт цены умножить на рентабельность продаж в базисном периоде и разделить на 100%.Рентабельность продаж при этом определяется отношением прибыли от продажи к выручке от продажи,умноженном на 100%.

Расчёт изменения выручки от продаж за счёт изменения цен:

Δ В =Во –Всоп., (2)

Где ΔВ-изменения выручки от продаж отчётного года за счёт изменения цены.

3.Изменение суммы прибыли от продаж за счёт изменения цен:

Сначала рассчитаем рентабельность от продаж предыдущего года:

Р=Пб/Вбх100,

Где Р- рентабельность продаж предыдущего года,%.

Пб- прибыль от продаж предыдущего года;

Вб- выручка от продаж предыдущего года.

Затем определяют изменение суммы прибыли от продаж за счёт изменения цен:

Δ Пц= Δ ВхР/100, (3)

Где Пц-изменение суммы прибыли за счёт изменения цен.

4.Изменение суммы прибыли от продаж за изменения физического объёма и структуры продукции:

ΔПо=[((Во –В баз., )- ΔВ) хР] /100, (5)

где По-изменение суммы прибыли от продаж за счёт изменения физического объёма и структуры продукции.

5.Изменение суммы прибыли от продаж за счёт изменения себестоимости реализованной продукции:

ΔПс= [(Исо-Исб) хВо]/100, (6)

Где ΔПс- изменение суммы прибыли за счёт изменения себестоимости реализованной продукции;

Исо, Исб-удельный вес себестоимости в выручке от продаж в отчётном и предыдущем периодах,%.

Во-Выручка от продаж в отчётном году.

Поскольку фактор себестоимость является обратным по отношению к прибыли ,его влияние будет противоположным по знаку.

6.Изменение суммы прибыли от продаж за счёт изменения управленческих расходов:

ΔПу= [(Иуо-Иуб)xВО]/100, (7)

где ΔПу - изменение суммы прибыли от продаж за счёт изменения управленческих расходов;

Иуо, Иуб-удельный вес управленческих расходов выручке от продаж в отчётном и предыдущем периоде,%.

7.Изменение суммы прибыли от продаж за счёт изменения коммерческих расходов:

ΔПк= (Ико-Икб) хВо /100, (8)

Где ΔПк- изменение суммы прибыли от продаж за счёт изменения коммерческих расходов;

Ико,Икб- удельный вес коммерческих расходов в выручке от продаж в предыдущем периоде,%.

Все показатели нужно разделить на факторы прямого и косвенного влияния по отношению к прибыли. На какую величину увеличивается (уменьшается) показатель – фактор «прямого действия», на такую же увеличивается (уменьшается) прибыль. Факторы обратного действия (расходы) влияют на сумму прибыли противоположным образом.

Таблица 4.21 – Сводная таблица влияния факторов на прибыль от продаж отчетного периода

Показатели - факторы Сумма, тыс.руб.
  1. Количество проданной продукции
 
  1. Изменение цен на реализованную продукцию
 
  1. Себестоимость проданной продукции
 
  1. Коммерческие расходы
 
  1. Управленческие расходы
 
Совокупное влияние факторов  

Таким образом, можно обобщить влияние факторов, воздействующих на прибыль от продаж и, следовательно, на прибыль отчетного периода.

Заключение

Выполненный курсовой проект сдаётся на кафедру в сроки, установленные преподавателем, для проверки.

Окончательная оценка выставляется после защиты проекта. При наличии грубых ошибок работа возвращается студенту для доработки. Выполненный и успешно защищённый курсовой проект является допуском к сдаче экзамена по курсу "Учёт и анализ".

Целью методических указаний для выполнению курсового проекта по учету и анализу, является закрепление теоретических знаний и систематизации практических навыков, ведение основных бухгалтерских процедур: формирование первичной учетной информации, ее регистрации, отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, заполнение первичной документации, сводных бухгалтерских регистров, форм бухгалтерской отчетности и ее анализа.

Наши рекомендации