Анализ функционирования действующей системы снабжения предприятия
Отдел закупок является главным подразделением, где принимаются решения о закупке товаров, заключаются контракты на поставку продукции, решаются вопросы выбора поставщика, устанавливаются требования к качеству продукции и так далее.
Глубокое изучение спроса оптовых покупателей имеет большое значение для правильного и обоснованного формирования заказов на поставку продукции. Достоверные сведения о потребительском спросе позволяют более точно определить объём закупаемого сырья.
Отдел закупок на данном предприятии подчиняется начальнику производства. Состоит из нескольких инженеров технологов, обладающих функцией торговых агентов и осуществляющих документирование операций по закупочной деятельности. В обязанности входит автоматизированный учет по закупкам. То есть отслеживается календарь закупок, в котором фиксирует все операции по осуществлению закупочной деятельности. По календарю определяется время очередной поставки груза, состояние товарных запасов, источники поступления товаров, их стоимость, условия поставки.
Процесс планирования потребности ресурсов на предприятии должен ориентироваться на удовлетворение имеющегося спроса на продукцию и соответствующего предложения с максимально возможной эффективностью производства. Поэтому, образуется важный методологический подход к совершенствованию перспективного планирования потребности ресурсов. Применять в стратегическом планировании методы определения потребности ресурсов по запросам. В процессе планирования потребности ресурсов решаются следующие задачи:
- определение состава необходимых входных ресурсов и их группировка по, функциям, способам закупки, срокам хранения;
- установление обоснованных сроков закупки требующихся ресурсов;
- выбор основных поставщиков по видам необходимых предприятию ресурсов; согласование с поставщиками основных требований производства к качеству входных ресурсов;
- расчет потребных ресурсов, размера транспортных партий и числа поставок;
- определение издержек на приобретение, транспортировку и хранение.
Задачи обсуждаются коллегиально. Анализ производится при участии отделов: закупки, производственного, планово-экономического. Определение потребности в материальных ресурсах ставит задачу выбора их поставщика. Поставщики предприятия указаны ранее. Для решения этой задачи могут быть использованы следующие подходы:
- объявление конкурса;
- изучение рекламных материалов, фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации;
- посещение выставок и ярмарок;
- переписка и личные контакты с возможными поставщиками.
В результате формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Приведу некоторые критерии выбора:
- цена ресурса;
- качество ресурса;
- надежность поставщика (соблюдение сроков поставки);
- финансовое положение поставщика;
- удаленность поставщика от потребителя;
- сроки выполнения заказов;
- наличие резервных мощностей;
- организация управления качеством у поставщика;
- психологический климат у поставщика (возможности забастовок).
Предприятие должно определить методом закупок. Потребность в материалах определяется программой производства выпуска конечного продукта. Организация применяет метод регулярных закупок мелкими партиями. Потребление основано на детерминированном методе расчета потребностей. Исходными данными являются первичная потребность. На этой основе определяется вторичная и дополнительная потребность, если она возникает. Общая брутто-потребность рассчитывается как сумма первичной, вторичной и дополнительной потребностей. Далее рассчитывается наличный запас равный сумме складского запаса и планируемого поступления за вычетом намеченного запаса и нетто-потребность. ООО «…- ПАК» заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного календарного периода. Преимущества таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Недостатки: вероятность заказа избыточного количества. Далее следует выбор поставщика из числа компаний, которые уже были поставщиками предприятия и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок располагает точными данными о деятельности этих компаний. Но и проводится выбор нового поставщика. От потенциального кандидата, конкурирующего с существующими, ожидают большей эффективности. Поэтому неизменными партнерами остаются компании представленные выше.
ООО «…- ПАК» сотрудничает с поставщиками на условиях контракта. Этот внешнеэкономический договор оговаривает условия поставки сырья для предприятия.
Договор определяет стоимость. Включает в себя предмет и объем поставляемого сырья, способы определения качества товара, срок и место поставки, цену и платежные обязательства, порядок сдачи-приемки товара, условия о гарантиях и санкциях, об арбитраже, обстоятельствах непреодолимой силы, транспортные условия, юридические адреса сторон, подписи продавца и покупателя.