Туристского предприятия. Пути повышения эффективности работы туристского предприятия в условиях действующей налоговой системы

Налоговая система Республики Беларусь, на первый взгляд, незначи­тельно отличается от любой другой. Поэтому так часто упоминается, что тот или иной налог соответствует мировой практике. В то же время каждая стра­на по-своему стимулирует посредством налогов приоритеты социального и экономического развития. Действующая в настоящее время налоговая сис­тема не только очень сложна, но и не дает предприятиям четкой ориентации на направления деятельности, которые могли бы ослабить налоговое бремя.

Уровень налоговой нагрузки на экономику в 2006 г. составил примерно 40 % при пороговом значении не выше 35 %. На предприятиях туристской сферы уровень налогового бремени меняется в зависимости от активного и "мертвого" сезона, характерных для этого вида деятельности, и колеблется в пределах от 25 до 80 %. Приведенные цифры не отражают реальной действи­тельности, так как экономическая наука до сих пор не определилась в отношении критериев степени тяжести налогового бремени. На этот счет выс­казываются различные точки зрения. Тем не менее на макроуровне принято считать, что лучшим инструментом является кривая Лаффера. Ее суть заклю­чается в том, что повышение налоговых ставок только до определенного момен­та может вести к росту суммы собранных налогов. Превышение этого уровня подрывает стимулы деятельности, в результате чего общая сумма налоговых поступлений уменьшается. Это приводит к резкому падению деловой активнос­ти фирмы (вплоть до сворачивания бизнеса) и массовому уклонению от налогов.

В Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь используется методика отнесения общей суммы налогов к доходам от реализации (с уче­том сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям). При этом в зависимости от целей аналитического исследования для расчета использу­ется как начисленная, так и фактически уплаченная сумма налогов. В первом случае показатель налоговой нагрузки (номинальная нагрузка) отра­жает фискальный потенциал действующей налоговой системы; во втором (реальная налоговая нагрузка) — характеризует уровень оставшегося нало­гового давления на плательщика. Балансирующей статьей между этими по­казателями является величина задолженности по платежам в бюджет. При


Экономика туризма

этом в общую сумму платежей в бюджет не вписываются подоходный налог, налог на доходы, в том числе и иностранных юридических лиц, перечисление в бюджет прибыли республиканских унитарных предприятий, суммы эконо­мических санкций.

Показатель налоговой нагрузки на экономику в целом заведомо выше нагрузки на микроуровне прежде всего за счет того, что на микроуровне во внимание принимаются только платежи организаций, выручка от реализа­ции продукции всегда выше вновь созданной стоимости (ВВП) на величину материальных затрат.

Расширенный способ определения налоговой нагрузки на конкретного плательщика оставляет за бортом аналитического исследования проблему вы­ручки: фонд оплаты труда, себестоимость, балансовая и чистая прибыль и др. А определение и оптимизация величины налоговых изъятий из основных баз налогообложения (выручка, фонд оплаты труда, прибыль) является краеу­гольным камнем современного налогового планирования и неотъемлемым элементом системы финансового менеджмента. Поэтому для оценки налого­вого давления на микроуровне должна действовать целая система обобщаю­щих и частных показателей (по примеру Российской Федерации).

Обобщающие показатели налоговой нагрузки будут опережать величи­ну совокупного налогового изъятия из общей суммы финансовых ресурсов предприятия. Их изучение позволит судить о степени влияния налогов на финансовый потенциал субъекта предпринимательства.

Частные показатели определяются путем отношения налоговых плате­жей к соответствующему источнику их покрытия. К ним можно отнести по­казатели налоговой нагрузки на выручку от реализации; на себестоимость; облагаемую прибыль; чистую прибыль; на одного работника.

Предлагаемая методика может быть рекомендована к использованию в отраслевых методических рекомендациях по планированию, учету и кальку­лированию себестоимости туристского продукта.

Как отмечалось выше, налоговая нагрузка на туристские предприятия очень высока. Значительную часть полученной прибыли они вынуждены направлять на уплату налогов, а не на расширение производства и стимули­рование работающего персонала, что противоречит сущности прибыли как экономической категории и стимулирующей функции налогов.

В рамках проведенного в 2006 г. исследования делового климата среди туристских предприятий наиболее обременительными для развития бизнеса признаны следующие налоги: на прибыль — 67 % респондентов, НДС — 42 %; от выручки — 32 %; из фонда оплаты труда — 30 %; подоходный — 24 %. В ответ на вопрос, что предпринять для превращения нашей налоговой системы в более эффективную, руководители компаний предложили снизить налоговые ставки, упростить правила налогообложения и сократить коли­чество платежей. Наивысший балл по шкале "проблема" получили:

♦ частые изменения в налоговой отчетности;

♦ сложные правила налогообложения и бухгалтерского учета;

94 Экономика туризма

♦ запутанное и часто меняющееся законодательство;

♦ отсутствие единого источника налоговых платежей;

♦ чрезмерное регулирование цен.

Перечисленные недостатки свидетельствуют о необходимости реформи­рования налоговой системы. На 3-м Всебелорусском собрании глава государ­ства весьма негативно оценил налоговую систему республики, в связи с чем правительством образована межведомственная рабочая группа по подготов­ке предложений по совершенствованию налогообложения. Предполагаются снижение налоговой нагрузки в 2007 г. на 0,5 процентного пункта к ВВП, отмена некоторых налогов и др.

Жесткая систем налогообложения усиливает стремление предприятий к уменьшению налоговых платежей. Под минимизацией налогов понимаются определенные действия налогоплательщика, ведущие к сокращению налого­вых выплат субъектов хозяйствования, оптимизация чрезмерной налоговой нагрузки в рамках действующего законодательства. Из всего многообразия способов минимизации налоговых выплат выделяется налоговое планирова­ние, основанное на активном использовании налогового щита— инстру­мента, позволяющего в рамках налогового законодательства защитить дохо­ды предприятия от налогообложения.

Налоговые щиты в сфере туризма можно классифицировать по следую­щим признакам:

♦ организационно-правовая форма хозяйствования;

♦ место размещения и регистрации налогоплательщика;

♦ виды хозяйственной деятельности, частично или полностью освобож­
даемые от налогов;

♦ воздействие на налогооблагаемый доход;

♦ содержание учетной политики туристского предприятия;

♦ использование налогового кредита и других льгот, определенных Ука­
зом Президента Республики Беларусь "О совершенствовании правового ре­
гулирования порядка оказания государственной поддержки юридическим
лицам и индивидуальным предпринимателям" от 28.03.2006 г. № 182;

♦ создание специальных налоговых щитов.

Действенность налогового щита в туристских фирмах возможна при усло­вии квалифицированного менеджмента.

Тренировочные задания

1. Экономическими расчетами обоснуйте тяжесть налогового бремени
для туристской организации. Выработайте рекомендации и предложения
для оптимизации налогового бремени в рамках существующего законода­
тельства.

2. В чем состоит смысл налогообложения туристской деятельности?

Экономика туризма 95

Тест

1. Что представляет собой налоговая система:

а) совокупность налогов и налоговых платежей, принципов, форм и мето­
дов их установления;

б) обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, уста­
навливаемые и принудительно изымаемые государством;

в) совокупность элементов всей системы налогообложения?

2. Назовите способы взимания налогов:

а) кадастровый, декларативный;

б) административный;

в) фискальный;

г) безналичный.

3. Сущность налогов проявляется посредством:

а) функций;

б) принципов;

в) методов;

г) способов.

4. Группировка налогов по различным признакам осуществляется с целью:

а) организации рационального управления налогообложением;

б) расчетов и составления отчетности;

в) пополнения республиканского и местного бюджетов.

5. Обязательными элементами системы налогообложения являются:

а) субъекты, объекты;

б) источники уплаты;

в) ставка, льготы, санкции;

г) сроки уплаты.

6. Особенности налогообложения в системе туризма заключаются в:

а) порядке налогообложения;

б) структуре элементов системы налогообложения;

в) особенностях состава затрат;

г) субъектах и объектах налогообложения.

7. Пути повышения эффективности работы туристского предприятия в
условиях действующей налоговой системы:

а) налоговые щиты;

б) налоговое планирование;

в) налоговый кредит;

г) организационно-правовая форма туристской организации.

8. Главной целью налогового планирования выступает:

а) оптимизация суммы налоговых расходов предприятия;

б) минимизация суммы налоговых расходов предприятия;

в) максимизация суммы налоговых поступлений в бюджет.

Глава 9. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ТУРИЗМЕ9.1. Сущность цены как экономической категории

Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского продукта (услуги), соот­ветствующие потребительским свойствам и качеству последних.

Цена— это денежная оценка стоимости единицы товара.

Тариф— денежная оценка стоимости единицы работы (услуги).

Экономическая сущность цены отражается в ее функциях;

♦ учетной;

♦ стимулирующей;

♦ распределительной;

♦ функции сбалансированного спроса и предложения;

♦ функции цены как средства рационального размещения производства;

♦ информационной.

Цена формируется посредством ценообразования— процесса установле­ния, регулирования цен (тарифов) в соответствии с установленным законода­тельством порядком.

В основе ценообразования лежат принципы — постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен. Важнейшими из них являются следующие:

♦ сочетание свободных и регулируемых цен;

♦ разграничение полномочий субъектов ценообразования на установле­
ние и регулирование цен;

♦ установление регулируемых цен (тарифов) на уровне, обеспечивающем
нормально работающим субъектам хозяйствования возмещение экономичес­
ки обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспро­
изводства прибыли с предоставлением при необходимости государственных
субсидий и других мер государственной поддержки;

♦ государственный контроль за соблюдением законодательства о ценооб­
разовании, формированием и применением цен (тарифов).

Согласно законодательству о ценообразовании, регулирование цен (тари­фов) может осуществляться как прямыми, так и косвенными методами. К методам прямого (административного) регулирования относятся:

♦ установление фиксированных и предельных цен (тарифов);

♦ предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

♦ предельных норм рентабельности;

♦ порядка определения и принятия цен (тарифов);


Экономика туризма

♦ декларирование цен (тарифов).

Посредством их устанавливаются цены на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на то­варных рынках, и отдельные социально значимые товары (услуги).

Наши рекомендации