Анализ действующей системы адаптации персонала в организации

Главной задачей испытательного срока является определение того, на сколько новый сотрудник профессионально пригоден и состоятелен как специалист. Адаптационный период, как правило, имеет более длительный срок, и его главную задачу можно сформулировать, как налаживание системы взаимосвязей и взаимозависимостей новичка с новой для него материально - социальной средой, в которой ему предстоит реализовывать себя как специалисту и личности в течение длительного времени. Постараемся определить, существует ли проблема адаптации в целом и каков ее характер. В компании ООО «МД» имеет место высокая текучесть кадров. По данным 2017 г. этот показатель составил 35% (по данным 2016 г. – 21%). Как правило, увольняются работники, проработавшие в компании не более двух лет. Таким образом, для компании актуальна проблема адаптации вновь принятых работников. Это вывод подтверждают результаты анкетирования персонала - 60% работников считают, что в коллективе существуют проблемы адаптации новичков.

Рассмотрим структуру Департамент персонала. Сотрудники департамента подчиняются Директору по персоналу. В структуре департамента персонала выделено три отдела:

1. отдел оплаты труда и материальной мотивации. Основная задача отдела – расчет заработной платы и ключевых показателей эффективности;

2. отдел кадрового администрирования. Отдел отвечает за ведение кадрового делопроизводства согласно законодательству РФ;

3. отдел подбора и адаптации – отвечает за подбор персонала и организацию адаптации новых сотрудников:

4. отдел охраны труда и техники безопасности – отвечает за соблюдение сотрудниками правил охраны труда, а так же организует обучение и аттестацию производственного персонала (например, аттестация по электробезопасности).

Рассмотрим процесс адаптации новых работников в ООО «МД» поэтапно:

1. в первый рабочий день новый сотрудник приходит в отдел кадрового администрирования для оформления трудовых отношений;

2. специалист отдела кадрового администрирования знакомит нового сотрудника с нормативно-правовыми актами Компании и осуществляет документальное оформление нового сотрудника;

3. после оформления специалист отдела подбора и адаптации рассказывает о Компании и проводит мини-экскурсию по офису для нового сотрудника, знакомит с коллегами и провожает его в кабинет на рабочее место, далее адаптационные мероприятия проводит непосредственный руководитель;

4. все остальное время адаптацией нового сотрудника занимается непосредственный руководитель новичка. Руководитель знакомит нового сотрудника со спецификой деятельности отдела, с неформальными традициями, оказывает различную помощь, отвечает на вопросы.

На этом процесс адаптации нового сотрудника не завершается. Специалист отдела подбора и адаптации оказывает информационную поддержку новичку на протяжении всего срока адаптации, если это необходимо.

Руководитель тратит очень много времени на адаптацию вновь принятого сотрудника, т.к. ему приходится постоянно отвлекаться на вопросы, уточнения, помощь, различную поддержку. В связи с этим уровень неудовлетворенности своей работой растёт у обеих сторон и в дальнейшем это может негативно сказаться в первую очередь на работе нового сотрудника.

На сегодняшний момент основными проблемами адаптации в ООО «МД» являются:

1. длительный период приспособления вновь принятых работников к требованиям и условиям труда в Компании;

2. высокая текучесть персонала (35%);

3. отсутствие у новых сотрудников позитивного отношения к работе, наличие чувства дискомфорта, тревожности и неуверенности.

В ходе исследования было выявлено, что в компании отсутствуют: практика наставничества, применение плана работ на испытательный срок, проведение адаптационных бесед – всё это оказывает негативное влияние на процесс трудовой адаптации и в дальнейшем влечет за собой увольнение сотрудников.

В связи с большой текучестью кадров ООО «МД» вынуждено тратить большие средства на обучение вновь принятых работников. Таким образом, мы видим, что в ООО «МД» не разработано эффективной системы адаптации, в результате чего в Компании несёт существенные издержки по содержанию персонала.

Наши рекомендации