Организация аудиторской проверки
Основные этапы аудиторской проверки:
1. организация и планирование:
официальное предложение клиента о проведении аудита,
знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью (изучение внешних, внутренних факторов, влияющих на деятельность аудируемого лица, получение представления о системе внутреннего контроля, оценка существенности, аудиторского риска и т.д.),
разработка и согласование общего плана и программы аудита,
составление письма о проведении аудита,
подписание договора на проведение аудита;
2. сбор аудиторских доказательств:
тестирование средств контроля,
проведение процедур проверки по существу;
3. завершение аудита:
обобщение, систематизация аудиторских доказательств,
сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника,
составление аудиторского заключения.
Аудиторская проверка — это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту.
По методу проведения аудиторская проверка может быть:
сплошной;
выборочной;
комбинированной;
документальной;
фактической.
Сплошная проверка предполагает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации, регистров аналитического и синтетического учета, содержания бухгалтерской отчетности.
В ходе аудиторской проверки сплошным методом данные первичных документов сопоставляются с содержанием регистров аналитического учета (лицевых счетов). Затем устанавливается соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Проверяется правильность отражения остатков по синтетическим счетам на отчетные даты в соответствующих статьях баланса.
Например, в кредитных учреждениях при проведении сплошной проверки правильности отражения данных первичных документов по соответствующим лицевым счетам необходимо учитывать следующее:
сплошная проверка не всегда проводится ввиду высокой её трудоемкости (в банках насчитываются тысячи лицевых счетов клиентов — расчетных, ссудных, депозитных и других);
сверка данных аналитического и синтетического учета, установление соответствие данных синтетического учета и бухгалтерской отчетности осуществляется в автоматическом режиме.
Выборочная проверка позволяет получить достаточно точные данные о проверяемой совокупности по её относительно малой части. При выборочной проверке аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета организации не сплошным порядком, а выборочно, следуя требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности.
Выборка должна быть репрезентативной, то есть представительной. Для этого можно использовать один из следующих методов:
случайный отбор — проводится по таблице случайных чисел;
систематический отбор — заключается в том, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится на определенном числе элементов совокупности (например, изучение каждого 20-ого документа из всех документов данной категории); либо на стоимостной их оценке (например, отбирается тот элемент, составляющий сальдо или оборот, на который приходится каждый следующий миллион рублей в совокупной стоимости элемента);
комбинированный отбор — представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.
Аудиторской организации необходимо при определении объема выборки установить допустимый риск выборки, просчитать допустимые и ожидаемые ошибки, отразить в рабочей документации все стадии проведения выборки и анализ её результатов.
Комбинированная проверка — предполагает сочетание методов сплошной и выборочной проверок.
Методом сплошной проверки проводится аудит малочисленных операций, связанных с высоким риском. К таким операциям в основном относятся: валютные операции, операции с фондовыми ценностями, другие.
Методом выборочной проверки проводится аудит операций, объем которых достаточно велик. К подобным операциям относятся, например: кассовые, расчетные, хозяйственные и другие.
Документальная (камеральная) проверка — проверка, ограниченная изучением документов бухгалтерского учета (первичных и сводных) и бухгалтерской или налоговой отчетности экономического субъекта. Подобная проверка не предполагает проведение инвентаризации, устного опроса персонала руководства проверяемой организации, она осуществляется, как правило, без выхода на проверяемый объект.
Фактическая проверка осуществляется с выходом на проверяемый объект или в аудируемую организацию.
Документальная и фактическая проверки могут быть как сплошными, так и выборочными или комбинированн
Планирование и программирование аудита
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.
Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Планирование аудита состоит из 2-х этапов:
1. Составляется общий план аудита
2. Программа аудита
Общий план аудита составляется на основе данных полученных в результате тестирования СВК и внутреннего контроля клиента.
В плане аудита отражаются общие подходы к проведению ауд. Проверки. В нем указываются:
- наименование аудируемого предприятия
- состав ауд. Группы, ее численность, квалификация специалистов
- период аудита
- планируемый аудит риск и УС
-существенные моменты,, которые необходимо охватить проверкой
- график работы аудиторов
- распределение аудиторов по участникам работы
- необходимость привлечения экспертов и т.д.
План сост. В 2-х экземплярах, форма может быть текстом или таблицей.
Планирование работы
Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.
Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.
Общий план аудита
Аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:
а) деятельность аудируемого лица (общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность аудируемого лица; общий уровень компетентности руководства и т.д.)
б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля (учетную политику, принятую аудируемым лицом, и ее изменения; планы использования в ходе аудиторской проверки тестов средств контроля и процедур проверки по существу и т.д.)
в) риск и существенность (ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита; установление уровней существенности для аудита и т.д.)
г) характер, временные рамки и объем процедур, в том числе:
д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы (привлечение других аудиторских организаций к проверке филиалов, подразделений, дочерних компаний аудируемого лица; привлечение экспертов и т.д.)
е) прочие аспекты (особенности договора об оказании аудиторских услуг и требования законодательства; срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг аудируемому лицу и т.д.)
Программа аудита
Программа аудита составляется в развитии общего плана аудита. Кроме показателей содержащихся в общем плане ауд программа ауд содержит перечень необходимых для реализации плана.
Аудит. процедура – конкретные проверочные действия аудиторов.
Каждая процедура в программе обозначена номером для удобства, делать ссылки на нее в рабочих ауд. Документах.
Программа бывает 2-х видов:
1. Программа тестов средств контроля . Она служит для сбора информации о СВК.
2. Программа ауд. Процедур по существу. Это детальная проверка правильности ведения б/у и составления отчетности клиента.
Программа ауд. Утверждается руководителем ауд. Проверки, утверждается руководителем ауд. Организации.
Аудитору необходимо составить и документально оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.
Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур. Причины внесения значительных изменений в общий план и программу аудита должны быть документально зафиксированы.