Организация и порядок проведения аудиторской проверки

Деятельность аудиторских служб

Область аудиторских услуг весьма обширна. С каждым годом она расширяется. В настоящее время круг деятельности аудиторских фирм развивается в соответствии с Законом об аудиторской, согласно которому аудиторская деятельность подразделяется на основную и сопутствующие аудиту услуги.

Основной аудиторской деятельностью аудиторских организаций и аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей является:

- достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;

- целевого использования кредитов и инвестиций;

- финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);

- финансового состояния эмитента ценных бумаг;

- иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных законодательством.

Аудиторские организации, аудиторы — индивидуальные предприниматели могут оказывать сопутствующие аудиту услуги по:

- составлению бухгалтерско (финансовой) отчетности;

- определению состава и оценке стоимости предприятия при заключении договора продажи предприятия либо совершении сделок, связанных с установлением, изменением или прекращением вещных прав, а также по оценке стоимости иного имущества;

- оценке предприятий как имущественных комплексов;

- документальному подтверждению факта формирования уставного фонда, а в случаях, определенных законодательством, по подтверждению установленном порядке происхождения денежных средств учредителей (участников) страховой (перестраховочной) организации при формировании ее уставного фонда;

- постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета;

- составлению деклараций о доходах и имуществе;

- анализу финансовой и хозяйственной деятельности;

- консультированию по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения;

- управленческому консультированию, в том числе связанному с реконструкцией организаций;

- информационному обслуживанию организаций и (или) индивидуальны предпринимателей;

- автоматизации бухгалтерского учета и внедрению информационных технологий;

- оценке предпринимательских рисков;

- разработке и анализу инвестиционных проектов, составлению бизнес планов;

- проведению маркетинговых исследований;

- обучению специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью, в порядке, установленном законодательством.

Сопутствующие аудиту услуги оказываются с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к соответствующим услугам. Они могут оказываться независимо от проведения аудита.

В международной практике предлагаются и другие аудиторские услуги, например: услуги по сбору и анализу информации, которые состоят в предоставлении информации в форме финансовых отчетов без каких-либо заключений, планирование налогов и бизнеса; консультации по слиянию, приобретению, лишению прав продажи предприятий и совершения подобных финансовых сделок, рекомендации по юридическим и законодательным вопросам; консультации руководящим работникам в различных областях: стратегическое планирование, финансы, снабжение, реализация, ЭВМ, кадры и т.д.; разработка долгосрочных программ стратегического планирования; анализ, рассмотрение структуры управления и совершенствование ее организации, методов работы руководящего звена и т.д.; разработка программы обработки информации, оценка и выбор оборудования и программного обеспечения, оценка сети телекоммуникаций и защиты; применение специальных методик для повышения прибыли; совершенствование контроля материалов, начиная от прогнозирования продажи товаров широкого потребления до планирования и управления производством; консультации по проблемам страхования; планирование компенсационных выплат, проведение исследований заработной платы, разработка планов выплат пенсий и влияние их на прибыль; разработка программ по страхованию жизни и трудоспособности, консультации по управлению финансовым риском; проверки платежеспособности клиентов; решение вопросов по возврату банкам кредитов путем реорганизации предприятия — заемщика; консультации и помощь по всем вопросам приватизации; анализ мировых цен по сырью и выпускаемой продукции проверяемого предприятия, анализ рынков сбыта; определение конкурентоспособности выпускаемой продукции и др.

Стандарты аудита

Международная практика показывает, что для ведения цивилизованного аудита требуется две принципиальные группы нормативных документов:

- законодательные акты государства;

- аудиторские стандарты и другие регуляторы, т.е. основополагающие принципы и приемы, а также этические нормы, которым должен следовать аудитор при проведении проверки, сборе аудиторских доказательств и при составлении заключения (т.е. вообще всей профессиональной деятельности аудитора).

Стандарты аудиторской деятельности (Audit Standards)—система документов, устанавливающих единые требования к проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, порядку составления и представления заключений и отчетов аудитора, контролю качества аудита, подготовке аудиторов и оценке их квалификации.

Под стандартами аудита понимают основные критерии, правила или основополагающие принципы аудиторских процедур. Они должны охватывать такие сферы деятельности, как квалификационные требования, предъявляемые к представителям аудиторской профессии; права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских организаций; содержание договора и условий проведения аудиторской проверки; непосредственно аудиторской проверки; порядка составления аудиторского заключения. Стандарты аудита не являются подробными правилами, охватывающими всю аудиторскую деятельность. Они содержат только общие принципы, определяющие процесс подготовки к аудиту, его проведение и оформление результатов проверки.

Цель стандартов — достичь единообразного понимания основных принципов и целей аудита, обязанностей и ответственности аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого мнения. Стандарты аудита имеют юридическую силу.

Стандарты должны иметь одинаковую структуру построения и содержать общие положения; основные понятия и определения; сущность стандарта; практические приложения. Пользователями стандартов являются не только аудиторские организации и аудиторы-предприниматели, но и заказчики аудита, а также контрольные органы.

Работа по созданию аудиторских стандартов была развернута в конце 20 века.

Наиболее широкое признание среди аудиторских фирм получили "общепринятые аудиторские стандарты ". Они разработаны Советом по аудиторской практике (АРВ), где изложены основополагающие принципы, которые призваны дать ''подробное описание стандартов, следование которым необходимо при проведении аудита''.

Стандарты аудита позволяют поддерживать аудиторскую деятельность на должном уровне, отвечающем требованиям мировых стандартов. Они обеспечивают сравнимость качества аудиторской работы, рационализируют и организовывают работу аудиторов. Стандарты аудита определяют сложившиеся профессиональные нормы и правила, которые подтвердили свою целесообразность и необходимость в процессе работы аудиторов разных государств.

Итак, разработано 10 общепринятых стандартов, которые объединены в 3 группы:

1 — ОБЩИЕ СТАНДАРТЫ

2 — ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

3 — ОТЧЕТА

ОБЩИЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА.

1. Проверка должна проводится лицом или лицами, имеющими надлежащую подготовку, квалификацию и лицензию на ведение аудиторской деятельности. Аудитору следует воздержаться от работы, если он сомневается в достаточном уровне своей компетенции.

Подготовка аудиторов в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Законом об аудиторской деятельности, а также разработанного Управлением аудита при Министерстве Финансов Республики Беларусь Правила аудиторской деятельности (далее Правило аудиторской деятельности) ''Образование аудитора'' и Национальным банком Республики Беларусь Правила лицензирования и осуществления аудиторской деятельности в банковской системе Республики Беларусь.

В Республике Беларусь аудитором может быть физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор имеет право заниматься аудиторской деятельностью в качестве аудитора — индивидуального предпринимателя, а также в качестве работник аудиторской организации.

Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее трех аудиторов. Не менее 50% должны составлять граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, не менее 75%.

Руководителем аудиторской организации может быть только аудитор.

Право на осуществление аудиторской деятельности имеют аудиторские организации и аудиторы — индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление такой деятельности, выданную Министерством финансов Республики Беларусь. Для проведения внешнего аудита банков, небанковских кредитно-финансовых организаций необходимо также наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выданной Национальным банком Республики Беларусь, адля проведения внешнего аудита страховых (перестраховочных) организаций –лицензии на осуществление аудиторской деятельности в страховании, выданной Министерством финансов Республики Беларусь. Лицензирование аудиторской деятельности, в том числе выдача, приостановление и аннулирование лицензии на осуществление аудиторской деятельности, осуществляется в соответствии с законодательством.

Аудиторским организациям и аудиторам — индивидуальным предпринимателям запрещается занятие другими видами предпринимательской деятельности, кроме преподавательской и научной деятельности.

Лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке, не имеет права заниматься аудиторской деятельностью.

Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов, в которых содержатся сведения, составляющие государственные секреты, может проводиться только аудиторским организациями, которые не имеют в уставном фонде собственности принадлежащей иностранным физическим или юридическим лицам, международным организациям, государствам, которые имеют допуск к проведению работ (оказанию услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственные секреты, полученные в порядке, установленном законодательством.

На получение права занятия аудиторской деятельностью следует сдать экзамены по:

1. бухгалтерскому учету и анализу;

2. аудиту и налогообложению, правоведению и внешнеэкономической деятельности, ценным бумагам;

Наши рекомендации