Место финансового права в единой системе российского права

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами.

Финансовое право как наука и учебная дисциплина. Понятие "финансовое право" может употребляться в двух аспектах - как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

Финансовое право, являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т.е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Финансовое право как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права - это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность государства, группируются внутри отрасли финансового права в определенные правовые институты. Институты — это взаимо­связанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения опреде­ленной, узкой области внутри отрасли права. Они существуют объективно. Порядок расположения и изучения институтов внутри отрасли права обусловлен системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.
Поскольку финансово-правовые нормы — это установление государства, то все финансовое право состоит из двух частей — общей и особенной.


К общей части финансового права относятся нормы, регули­рующие общие принципы, правовые формы и методы финансо­вой деятельности государства, система органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое поло­жение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в ос­нове зарубежных институтов финансового права*.

* При характеристике системы финансового права следует исходить из положе­ния А.Б. Венгерова, который пишет: «Система права включает в себя и иные крупные взаимодействующие блоки, например, блок внутригосударственного (национального) права и блок тех общепризнанных принципов и норм между­народного права, которые включены (имплантированы) в соответствующую сис­тему права». //Теория государства и права. Теория права. — Т. I. — М., 1996. — С. 153.

Особенная часть финансового права включает расположен­ные в определенном научно-обоснованном порядке и логиче­ской последовательности институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Так, основным ин­ститутом финансового права, несомненно, является институт бюджетного права, поскольку в бюджетной системе аккумули­руются основные государственные финансовые ресурсы, кото­рые обеспечивают деятельность органов государственной вла­сти*. К централизованным финансам относятся также централи­зованные государственные внебюджетные фонды денежных средств. Правовые институты, регулирующие общественные от­ношения, складывающиеся в данной области, являются веду­щими среди других финансово-правовых институтов.

* В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетная система Российской Федерации — это система, основанная на экономических отношениях и государственном уст­ройстве, регулируемая нормами права; совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных вне­бюджетных фондов. Бюджет — это доходы и расходы государства. Поэтому есте­ственно, что следующим институтом финансового права являет­ся институт государственных доходов, а основными нормами — нормы, регулирующие налоговые отношения как юридических, так и физических лиц. К доходам государства относятся инсти­туты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирую­щие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.
Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно направлять их и расходовать. В связи с этим следующим правовым институтом финансового права яв­ляется институт расходов в государстве. Сюда относится бюд­жетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Специально следует сказать о банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, а затем уже расхо­дуются. Таким образом, банковский кредит может рассматри­ваться одновременно и как институт доходов, и как институт расходов.
Для банковской деятельности очень важен порядок расчетов, устанавливаемый в государстве, поэтому нормы, регулирующие расчеты, выделяются в отдельный финансово-правовой институт.
Поскольку финансовая деятельность — это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то в сис­тему финансового права входит и такой институт, как деньги и денежное обращение, а также валютное законодательство.
Таким образом, в системе финансового права нашла отраже­ние объективно существующая финансовая система государства. Единство финансовой системы выражается в общем построении системы финансового права, где в общей части закрепляются основные понятия финансовой деятельности государства, поня­тия и особенности финансово-правовых норм, финансово-правовых отношений и финансово-правовых институтов. Здесь же рассматривается финансовый контроль и дается сравнитель­ная характеристика основных финансово-правовых институтов других государств. В особенной части финансового права логи­чески последовательно располагаются и характеризуются финансово-правовые институты. И это является базой для изуче­ния финансового права и финансовой деятельности государства как деятельности публичной власти в государстве.

Наши рекомендации