Определение потребности в оборотных средствах. Проблемы финансирования оборотных средств
Определение потребности в оборотных средствах предприятия осуществляется путем нормирования оборотных средств.( н.об.ср)
По способу определения потребности в оборотных средствах они подразделяются на нормируемые и не-нормируемые.
К нормируемым оборотным средствам относят: производственные запасы сырья, материалов, тары, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовую продукцию на складах предприятия, денежные средства в кассе на хранении.
Нормирование оборотных средств обеспечивает непрерывность произ-ва и способствует эффективномуиспользованию ресурсов п/п. Величина н.об.ср. должна удовлетворять реальной потребности произ-ва. При занижении нормативов, п/п не сможет обеспечитьпроиз-во необходимыми запасами, своевременно расплатиться с поставщиками, рабочими и т.д. При завышении норматива, образуется значительное сверх необходимого запаса , происходит “замораживание” средств, что приводит к потерям. Кроме того завышенный норматив способствует к сокращению уровня рентабельности и увеличению размеров выплаты налога на имущество п/п. Н.об.ср. разрабатываются на п/п, утверждаются на 1 год и корректируются ежегодно с учётом изменения технологий организаций произ-ва, сокращение нормы расхода мат-ов Ресурсов, трудовых затрат, длительности произ-ого цикла, применение прогрессивных и более дешёвых мат-ов, ускорение отгрузки и реализации продукции. Главная задача н.об.ср. состоит в разработке обоснованных, технологических нормативов и норм, т.е. сколько нужно оборотных средств в денежном выражении для ритмичного, бесперебойного протекания произ-ого процесса, реализации продукции и для осуществления всех видов расчётов в установленные сроки.
Норматив - денежное выражение потребности.
Норма – потребность оборотных средств в сутках.
Норматив произ-ых запасов состоит из: - текущего - страхового - технологического - транспортного запасов
Текущий запас используется для обеспечения потребности произ-ва, мат.ценностей м/у двумя очередными поставками:
ТЗ = P*I P-среднесуточный расход мат. ресурсов. I – интервал поставок.
ТЗ достигает своей мах величины в момент поставки, по мере использования он уменьшается и в идеале след. поставки полностью расходуется. При несвоевременном поступлении мат-ла, т.е. фактический интервал поставки превышает плановый, произ-ый процесс может остановиться.
Во избежении этого создаётся страховой запас:
СЗ = Р(Iф – Iпл)*0,5
СЗ= 0,5*ТЗ
В случаях когда п/п находится в дали от транспортных путей, либо используют нестандартные, уникальные материалы, норма СЗ может быть увеличена до 100%. При поставки по прямым договорам, СЗ может быть сокращён до 30%.
В случае, если нарушение поставок связано с трансп-ой организацией создаётся транспортный запас:
ТрЗ = СЗ
Технологический запас создаётся в тех случаях, когда поступающие мат.ценности не удовлетворяют требованиям тех. процесса и до запуска в произ-ве проходит соответственную обработку:
ТрЗ = 0,5*ТЗ
ТехЗ = (ТЗ+СЗ+ТрЗ)*Ктех
Рпост = ТЗ+СЗ+ТрЗ+ТехЗ – объём поставок
Цпост = Цодного мат*Рпост
Н.об.ср. в незавершенном производстве отражает стоимость продукции, находящихся на разных стадиях произ-ого процесса:
Нн.п. = Зс*Д*Кн.з.
Зс – среднесуточные мат. запасы,
Д - длительность произ-го цикла в календ. дне,
Кн.з. – коэф-нт нарастания затрат:
Кн.з =(С/Сн.п.)/(С/Сплан)
С/С – себестоимость.
Если затраты нарастают равномерно, то коэф-т нарастания затрат можно представить:
Кн.з. = (Зп+0,5*Зо)/З ,
Зп – первоначальные затраты ,
Зо – прочие затраты,
З – сумма всех затрат.
При определении норматива оборотных средств в готовой продукции, учитывается время на подборку, упаковку, накопление продукции до транзитных норм, доставку. Необходимые оборотные ср-ва для поддержания запасов готовой продукции рассчитывается так:
Нт.п. = С/Спл.сут.*Iскл
С/Спл.сут. – плановая себестоимость среднесут. выпуска продукции
Iскл – это время от начала поступления продукции на склад до отправления со станции, с учётом времени на оформления транспортных и расчетных документов.
Н.об.ср. на расходы будущих периодов:
Нб.п. = Он. + Зб.пл. - Зс.пл
Он. – остаток расходов на начало планируемого периода,
Зб.пл. – расходы будущих периодов, к-ые произведены в плановом периоде,
Зс.пл. – часть расходов. к-ые списываются на с/с плановых периодов.
Исходя из эк-ки обоснованного н.об.ср-в можно организовать оборотные средства так, чтобы в процессе использования каждый вложенный рубль обеспечивал мах отдачу.
Финансирования оборотных средств - среди источников, используемых для формирования оборотных средств, выделяют собственные, заемные и привлеченные средства.
Общий размер собственных оборотных средств устанавливается предприятием самостоятельно. В процессе финансового планирования предприятие учитывает прирост и сокращение нормативов собственных оборотных средств. Прирост норматива собственных оборотных средств финансируется в первую очередь за счет собственных ресурсов. Наряду с прибылью для пополнения собственных оборотных средств используются так называемые устойчивые пассивы, которые приравниваются к собственным средствам. В качестве устойчивых пассивов служат нормальная, переходящая из месяца в месяц задолженность по заработной плате и отчислениям по социальному страхованию, остаток средств ремонтного (резервного) фонда, средства потребителей по залогам за возвратную тару, резерв предстоящих платежей. Поскольку эти средства постоянно находятся в обороте, предприятия и их размер на протяжении года существенно колеблется, в качестве источника формирования приравненных оборотных средств используется их минимальная сумма в данном году.
В течение года потребность предприятий в оборотных средствах может изменяться, поэтому нецелесообразно полностью формировать оборотные средства за счет собственных источников. Предприятие поэтому использует для финансирования оборотных средств заемные средства. Дополнительная потребность в оборотных средствах, обусловленная временными нуждами, обеспечивается краткосрочными кредитами банка.
Кроме собственных и заемных средств в обороте предприятия находятся привлеченные средства. Это кредиторская задолженность всех видов, а также средства целевого финансирования до их использования по прямому назначению.
6. Формирование, планирование и распределение прибыли предприятия.
Прибыль предприятия – разница между суммарными доходами и расходами организации.
Суммарные доходы в зависимости от их характера, условий получения и направлений деятельности предприятия подразделяются на следующие виды:
доходы от обычных видов деятельности;
операционные доходы;
внереализованные доходы;
чрезвычайные доходы.
Суммарные расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности предприятия делятся на следующие виды:
расходы по обычным видам деятельности;
операционные расходы;
внереализационные расходы;
чрезвычайные расходы.
Прибыль предприятия формируется как сумма финансовых результатов по следующим видам его деятельности:
основной (обычной) (отражает результат той основной деятельности, которая зафиксирована в уставе предприятия);
операционной (финансовой) (отражает результат финансовой деятельности и определяет как разность между операционными доходами и операционными расходами);
внереализационным операциям (определяется как разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами);
от действия чрезвычайных обстоятельств (определяется как разность между чрезвычайными поступления и чрезвычайными расходами).
Можно выделить следующие особенности распределения прибыли:
прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием;
прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены.
Прибыль является основным фактором экономического и социального развитияне только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:
прибыль от продажи продукции и товаров;
прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
прибыль от реализации основных средств;
прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
прибыль (убыток) от внереализационных операций
Существует три основных метода планирования прибыли :
1. метод прямого счета
2. аналитический метод
3. метод совмещенного расчета
Метод прямого счета применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции
П = (О Ч Ц) ― (О Ч С),
где П – плановая прибыль
О – объем выпуска товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении
Ц – цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов)
С – полная себестоимость единицы продукции
Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влияния отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.
Метод совмещенного расчета включает элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие, выявляется с помощью аналитического метода.
Указанные выше методы не единственные, существуют и другие способы составления плана прибыли, такие как анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности, анализ перекрытия ликвидности и многие другие аналитические методы.
Величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.
Предприятия в соответствии с уставом могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и потребления (фонд материального поощрения). Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы, связанные с развитием производства, расходы на социальные нужды, материальное поощрение.
Формирование прибыли характеризует экономическую эффективность деятельности предприятия. Однако распределение прибыли также может оказывать влияние на эффективность. Необходимость уплаты налоговых платежей сокращает возможности развития предприятием своего потенциала. В то же время пропорции распределения чистой прибыли не всегда могут быть эффективными. Считается, что большая часть прибыли должна направляться на накопление, а не на потребление.
7. Экономическое содержание и виды рентабельности предприятия.
Рентабельность– это относительный показатель, который отображает степень прибыльности экономической деятельности предприятия. Во время анализа рентабельности предприятия или продукции исследуются как текущие уровни рентабельности, так и динамика их изменения.
Рентабельным называют такое предприятие, которое имеет прибыль, а значит, имеет положительные показатели рентабельности. Если предприятие убыточно, то его называют нерентабельным. Продукцию называют рентабельной, если она приносит прибыль.
Показатели рентабельности предприятия очень важны при комплексном анализе его деятельности. На основании анализа рентабельности предприятия проводится инвестиционная политика, а на основании анализа рентабельности продукции - политика ценообразования.
Рентабельность дает понятие об отношении между полученным результатом и использованными ресурсами, а значит и об эффективности деятельности предприятия. Источником информации для анализа рентабельности предприятия являются все формы финансовой отчетности.
Основные показатели рентабельности это:
1) Общая рентабельность производства (рентабельность предприятия, рентабельность фондов, Return on Assets, ROA) – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов.
2) Рентабельность собственного капитала (Return of Equity, ROE) – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала
3) Рентабельность основных средств и других внеоборотных активов - отношение операционной прибыли к среднегодовой величине основных средств и других внеоборотных активов
4) Рентабельность инвестированного капитала (Return on Invested Capital ROIC) - отношение операционной прибыли за вычетом скорректированных налогов к среднегодовой величине инвестированного капитала
5) Рентабельность перманентного капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала и долгосрочных займов
6) Рентабельность суммарных активов (ROTA, Return on Total Assets) – отношение EBIT к среднегодовой величине активов
7) Рентабельность чистых активов (RONA) — отношение прибыли к среднегодовой величине внеоборотных активов и чистого оборотного капитала
8) Рентабельность активов бизнеса (ROBA) — отношение EBIT к среднегодовой величине требований к оборотному капиталу плюс основных средств
9) Рентабельность продаж (Profit margin) – отношение операционной или чистой прибыли к выручке от реализации.
10) Рентабельность продукции – отношение операционной прибыли к себестоимости реализованной продукции.
11) Рентабельность единицы продукции – отношение валовой, операционной или чистой прибыли единицы продукции к ее себестоимости
Показатели рентабельности в зависимости от параметра в знаменателе делятся на два вида: рентабельность предприятия и рентабельность продукции. В формуле рентабельности предприятия в знаменателе находятся статьи баланса (активов или пассивов), а в формуле рентабельности 12) продукции — себестоимость или выручка.
Во время анализа рентабельности предприятия аналитики обращают внимание не только на значения отдельных показателей и их изменения, но и сравнивают их между собой. Например, рост ROBA при снижении ROTA может сигнализировать о чрезмерной дебиторской задолженности, неоправданных количествах свободных денежных средств и/или затоваренности склада. Такая динамика показателей рентабельности, скорее всего, подтолкнет менеджмент к инвестициям в основные фонды.
После анализа рентабельности предприятия начинается анализ рентабельности отдельных видов продукции с целью выявления нерентабельной и малорентабельной продукции, причин выпуска такой продукции и разработки решений с целью их устранения.
Единственными факторами, влияющими на рентабельность единицы продукции являются: изменение отпускной цены и изменение себестоимости. В аналитической записке изменение и влияние этих факторов рентабельности продукции отмечается наравне с изменением самой рентабельности.
Таким образом. Рентабельность – это важный показатель деятельности предприятия, дающий более полную, чем прибыль, картину и хорошо поддающийся разного рода анализу.