Методы и методики анализа финансовой отчетности

Элементы финансовой отчетности и их содержание

Финансовая отчетность компании содержит информацию, ко­торая согласно основным критериям объединяется в общие эконо­мические категории, называемые элементами финансовой отчетно­сти. К числу таких категорий относятся: активы, обязательства, ка­питал, доходы, расходы.

Активы — имеющие стоимостную оценку ресурсы организации, контроль над которыми она получила в результате свершившихся хозяйственных операций и событий., способные обеспечить ей в бу­дущем экономические выгоды.

Экономические выгоды — это в конечном счете большее поступле­ние денежных средств (их эквивалентов или иных активов) в резуль­тате использования активов, которыми располагает компания для осуществлении бизнес-процессов. Активы, вовлекаемые в хозяйст­венные процессы, могут принести экономические выгоды разными способами: каждый в отдельности или используемые в совокупности с другими активами для производства товарной продукции и ее по­следующей продажи в целях получения прибыли. Денежные средст­ва, получаемые от продажи продукции, представляют собой особый вид активов, назначение которого состоит в обеспечении платеже­способности организации, т.е. деньги используются для погашения денежных обязательств в установленные сроки и в полном объеме.

В соответствии с основным временным признаком активы подразделяются на внеоборотные и оборотные (рис. 1.2).

Методы и методики анализа финансовой отчетности - student2.ru

Собственный капитал и заемные источники средств формируют совокупный капитал (совокупные пассивы), который представляет собой общую стоимость средств в денежной, материальной и нема­териальной формах, инвестированных в формирование активов компании, и выступает одним из трех основных видов ресурсов: материальных, трудовых и финансовых. Состояние капитала отра­жает структура пассива бухгалтерского баланса организации. Пока­затели пассива — это источники средств, которыми она располагает для ведения деятельности (рис. 5).

Методы и методики анализа финансовой отчетности - student2.ru

Собственный капитал представляет собой:

» стоимость активов, не обремененных обязательствами, т.е. чистые активы;

» финансовый ресурс, приносящий доход;

» главный источник роста благосостояния собственников ком­пании;

а барометр уровня эффективности бизнеса (его рост или сни­жение).

В состав собственного капитала организации включаются:

» уставный капитал, который состоит из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами, и определяет минимальный раз­мер имущества организации, гарантирующий интересы ее кредиторов;

* добавочный капитал, который отражает результат переоценки имущества организации; эмиссионный доход, полученный в резуль­тате реализации собственные акций по цене выше их номинальной стоимости; курсовые разницы как результат погашения задолжен­ности участниками (учредителями) по взносам в уставный капитал иностранной валютой;

* резервный капитал, который создается за счет чистой прибы­ли в соответствии с законодательством (такими организациями, как открытые акционерные общества, кредитные организации, органи­зации с участием иностранного капитала) или с уставом организа­ции и предназначен для покрытия убытков, погашения обяза­тельств по облигациям, выплаты дивидендов по привилегирован­ным акциям: в случае недостатка или отсутствия прибыли;

« нераспределенная прибыль — финансовый ресурс, накоплен­ный путем реинвестирования части чистой прибыли, полученной за весь период деятельности организации, остающейся после ее рас­пределения собственниками, являющийся устойчивым источником роста внеобротных и оборотных активов.

Главный источник роста собственного капитала — прибыль, формируемая как чистый результат хозяйственной деятельности.

По завершении отчетного периода собственники компании должны принять решение об использовании полученной прибыли, часть которой может быть направлена на разного рода выплаты (ди­виденды, вознаграждения, благотворительные цели и т.п.) или при­соединена к собственному капиталу (капитализация). Принятие решения о распределении и реинвестировании прибыли должно соответствовать стратегическим целям бизнеса. Капитализация при­были создаст условия для роста вложении r производственную базу организации, увеличение масштабов коммерческого оборота и при эффективном использовании принесет компании и ее собственни­кам еще большую прибыль в будущем. Вместе с тем удовлетворение текущих материальных запросов собственников за счет части при­были в виде отчислений на выплату дивидендов — также весьма ак­туальная задача. Для ее решения компания должна осуществлять взвешенную дивидендную политику.

Обязательства компании представляют собой возникшую ранее задолженность перед физическими и юридическими лицами, пога­шение которой приведет к уменьшению экономической выгоды, т.е. к уменьшению активов. Наличие обязательств — это конкрет­ный долг, который необходимо погасить в установленный срок, ли­бо обязанность действовать (например, отгрузить оплаченную ранее покупателем продукцию). Иначе говоря, погашение обязательства предполагает либо передачу компанией денежных средств или иных активов в сумме, равной этому обязательству {как правило), либо замену одного обязательства другим, либо включение обязательства в капитал организации в обмен на акции (доли в уставном капита­ле), следствием чего может стать предоставление прав на участие в управлении компанией, участие в прибылях и т.п.

Виды обяза­тельств организации, группированные по нескольким признакам, (представлены на рис. 1.6)

Методы и методики анализа финансовой отчетности - student2.ru

Доходы организации — это увеличение экономических выгод, ко­торое проявляется либо в росте активов, либо в уменьшении обяза­тельств, либо одновременно и в том и в другом. Доходы приводят к росту капитала организации. В зависимости от их характера, усло­вий получении и направлений деятельности доходы согласно ПБУ 9/99 «Доходы организации» подразделяются на виды, пред­ставленные на рис, J.7.

Методы и методики анализа финансовой отчетности - student2.ru

Расходы, возникающие в процессе хозяйственной деятельности организации, представляют собой уменьшение экономических вы­год в результате выбытия активов (денежных средств, иного имуще­ства) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьше­нию капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). В зависимо­сти от характера, функций и направлений деятельности расходы подразделяются на виды, перечисленные на рис. 1.8.

Методы и методики анализа финансовой отчетности - student2.ru

В бухгалтерской отчетности организации расходы должны быть отражены как минимум в двух ракурсах: по управленческим функ­циям (производственные, коммерческие, управленческие, прочие) и по элементам затрат (материальные, заработная плата, социаль­ные отчисления, амортизация, прочие). В соответствии с установ­ленными правилами учета расходы должны быть признаны в отчете о прибылях и убытках:

• с учетом связи между произведенными расходами и поступле­ниями (соответствие доходов и расходов);

• путем их обоснованного распределения между отчетными пе­риодами, когда расходы обусловливают получение доходов в тече­ние нескольких отчетных периодов и связь между доходами и расхо­дами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;

• по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод (до­ходов) или непоступление активов;

• независимо от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;

• когда возникают обязательства, не обусловленные признани­ем соответствующих активов.

Расходы будущих периодов — это затраты, произведенные в от­четном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (расходы на подготовку и освоение производства, аренду объектов основных средств, рекламу, приобретение лицензий, оплату услуг и т.п. за последующие периоды). Расходы будущих периодов отража­ются в активе бухгалтерского баланса.

Объединяя определенные виды расходов в группы, организация формирует показатели себестоимости. Термин «себестоимость» да­леко не однозначен, так как показатели себестоимости востребова­ны в оценке результатов деятельности хозяйствующих субъектов на разных этапах проведения финансово-экономического анализа. В общем виде себестоимость — это имеющая стоимостную оценку совокупность затрат живого и овеществленного труда, использован­ных в процессе производства продукции (выполнения работ, оказа­ния услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энер­гии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других расходов, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности, при­знанных в соответствии с учетной политикой организации и участ­вующих в формировании прибыли.

Одним из принципов бухгалтерского учета, который во многом определяет отражение показателей в финансовой отчетности орга­низации, выступает денежная (стоимостная) оценка, т.е. использо­вание денежного измерителя в качестве универсального в системе экономической информации.

Правильное обоснование выбора того или иного метода денеж­ной оценки — залог адекватного отражения финансовых результа­тов деятельности компании, ее финансового состояния и в конеч­ном счете оценке эффективности всего бизнеса.

Существуют разные методы денежной оценки рис. 1.9.

Методы и методики анализа финансовой отчетности - student2.ru

Первоначальная стоимость актива может наряду с непосредст­венной ценой включать в себя дополнительные расходы, связанные с его приобретением или начисленные при его создании собствен­ными силами предприятия (транспортные расходы, страхование, таможенные пошлины и т.п.). Рыночная стоимость — текущая стои­мость товаров, услуг и т.д., определяемая на основе спроса и пред­ложения в каждый конкретный момент. Наиболее надежными ис­точниками информации о показателях рыночной стоимости на те или иные товары, услуги, финансовые инструменты служат публи­куемые в средствах массовой информации листинги, обзоры, а так­же другие источники.

Восстановительную стоимость довольно часто отождествляют с текущей рыночной стоимостью. Вместе с тем они могут не совпа­дать. Например, когда компания взамен выбывающего объекта ос­новных средств самостоятельно создает новый, то такие затраты мо­гут значительно отличаться от рыночной стоимости приобретения аналогичного объекта.

Чистая стоимость реализации представляет собой разницу ме­жду ценой продажи актива и затрат, которые у компании возникают в связи с данной коммерческой сделкой (например, продажа основного средства может потребовать его демонтажа, такелажных работ).

Дисконтированная (приведенная) стоимость определяется для со­поставления денежных измерителей, удаленных во времени. При сопоставлении настоящей стоимости актива с будущими выгодами, которые предполагается от него получить, или настоящей стоимо­сти обязательства с денежными средствами, необходимыми для его погашения в будущем, проводится процедура дисконтирования бу­дущих денежных средств с использованием коэффициента дискон­тирования (приведения). Выбор ставки дисконтирования весьма субъективен. Он определяется с учетом многих факторов, напри­мер, общих инфляционных темпов, степени финансовых рисков, характерных для той или иной хозяйственной операции, уровня до ходности альтернативных возможностей использования капитала. Дисконтирование — процесс, позволяющий оценить заданную буду­щую стоимость с позиции более раннего момента времени с учетом временной ценности денежных средств.

Методы и методики анализа финансовой отчетности

Проведение анализа финансовой отчетности организации ста­новится возможным при использовании различных методик ее ис­следования. Таковыми могут быть, например, методики анализа от­дельных показателей деятельности хозяйствующего субъекта, мето­дики комплексного анализа, методики факторного анализа. В общем понимании методика — это совокупность способов, пра­вил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы.

Построение любой методики анализа финансовой отчетности должно быть ориентировано на соблюдение последовательности действии, связанных с определением:

• цели и задач анализа;

• объектов анализа;

• системы показателей;

• последовательности и периодичности исследования;

• способов изучения объектов анализа;

• источников данных;

• субъектов анализа;

• технических средств обработки информации;

• характеристики документов для описания результатов анализа.

Существуют общие методикианализа, которые могут быть ис­пользованы для анализа разных объектов (например, методика ана­лиза ликвидности баланса), а также частные методики, конкретизи­рующие общую методику относительно конкретного предприятия с учетом специфики, масштабов деятельности, постановки задачи анализа.

К одному из важнейших элементов методики экономического анализа относится выбор способов (приемов, методов) исследова­ния, которые служат инструментами аналитического процесса на этапах: первичной обработки информации и ее систематизации; изучения динамики показателей, их взаимосвязи и взаимозависи­мости; определения влияния факторов на результативные показате­ли; выявления резервов; определения перспектив повышения эф­фективности хозяйственной деятельности.

К стандартным приемам анализа бухгалтерской отчетности от­носятся следующие.

1. Чтение отчетности и анализ абсолютных показателей. Бухгал­терский баланс — наиболее информативный источник данных о со­стоянии капитала и имущества организации. В Бухгалтерском балансе зафиксированы итоги хозяйственной деятельности к мо­менту его составления. Баланс отражает финансово-экономическую ситуацию в организации. Чтение баланса — это знание содержания каждой его статьи, способа ее оценки, роли в деятельности пред­приятия, связи с другими статьями. Чтение баланса позволяет опре­делить и оценить состав капитала, обязательств и их элементов; внеоборотных и оборотных активов и их элементов; установить на­личие «болевых точек» — убытков, уменьшения валюты баланса. Показатели баланса отвечают на вопрос: «Что представляет собой предприятие на данный момент?» На вопрос: «В результате чего сложилось такое положение?» — отвечают данные Отчета о прибы­лях и убытках, а также примечания к финансовой отчетности.

2. Горизонтальный (динамический) анализ бухгалтерской отчетно­сти позволяет провести сравнение показателей во времени. Для это­го рассчитывают их абсолютные и относительные изменения. Абсо­лютные изменения (прирост или уменьшение) — разность между значением показателя за отчетный период (на отчетную дату) и зна­чением показателя за предыдущий период (на предыдущую отчет­ную дату). Относительные изменения — отношение значения пока­зателя за отчетный период (на отчетную дату) к значению показате­ля за предыдущий период (на предыдущую отчетную дату). Относительное изменение называется темпом роста, выраженном коэффициентом или процентом.

3. Вертикальный (структурный) анализ дает возможность срав­нить абсолютные величины отдельных показателей, формирующих совокупный итоговый показатель (суммы внеоборотных и оборот­ных активов, остатков незавершенного производства и готовой про­дукции и т.п.), а также сопоставить относительные характеристики отдельных показателей, установив удельный вес (долю) каждого в их общей итоговой величине. Например, удельный вес оборотных активов в валюте баланса на конец года (в процентах) рассчитывает­ся так:

Методы и методики анализа финансовой отчетности - student2.ru

4. Структурно-динамический анализ выявляет изменения (струк­турные сдвиги) удельного веса (доли) отдельного показателя на конец периода (или за отчетный период) по сравнению с его удельным весом на начало периода (или за предыдущий период).

5. Трендовый анализ — это анализ динамических (временных) ря­дов показателей хозяйственной деятельности, расщепление уровня ряда на его составляющие, выделение основной линии развития — тренда. Линия тренда отражает долгосрочную основную динамику показателя. Существуют разные приемы выявления тренда: сглажи­вание, выравнивание и др.

6. Коэффициентный анализ широко применяется для изучения бухгалтерской отчетности. Коэффициенты — относительные показа­тели, которые подразделяются на две группы: коэффициенты рас­пределения и коэффициенты координации. Коэффициенты распре­деления показывают, какую часть (долю, удельный вес) тот или иной абсолютный показатель составляет от итога группы показателей. Коэффициенты координации представляют собой качественные ха­рактеристики, отражающие соотношения разных по существу абсо­лютных показателей или их линейных комбинаций, имеющих раз­ный экономический смысл. Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении отчетных величин с базисными, а также в изучении динамики за отчетный период и ряд лет. Исходя из ин­формационных возможностей бухгалтерской (финансовой) отчет­ности можно выделить четыре основные группы финансовых коэф­фициентов координации:

1) рентабельности;

2) оборачиваемости;

3) финансовой устойчивости;

4) ликвидности и платежеспособности.

На определенных этапах реализации той или иной методики анализа финансовой отчетности применяют качественные и коли­чественные методы (способы, приемы), с помощью которых исход­ную информацию обрабатывают, преобразуют, систематизируют, определяют влияние факторов, подсчитывают неиспользованные резервы и т.п. Количественные методы экономического анализа весьма разнообразны, что объясняется многообразием и сложно­стью анализируемых хозяйственных процессов.

В соответствии с положениями экономического анализа коли­чественные методы подразделяют на традиционные (статистиче­ские) и экономико-математические (рис. 1.10).

Методы и методики анализа финансовой отчетности - student2.ru

Традиционные методы используют для предварительной обра­ботки информации, систематизации, сравнения экономических по­казателей, исследования показателей в динамике, проведения фак­торного анализа функциональной зависимости.

Применительно к анализу деятельности организации стати­стическое наблюдение — это планомерное научно организованное фиксирование данных, отражающих разные стороны ее хозяйствен­ной жизни, запись информации по определенным правилам и в оп­ределенных аналитических целях.

Изучение любого показателя начинают, как правило, с анализа его абсолютной величины, которую сравнивают с абсолютной вели­чиной этого показателя за предшествовавший период, норматив­ной, плановой величиной. Сравнение проводят также со средней ве­личиной, исчисленной по совокупности аналогичных показателей, с лучшим показателем. Сравнение является на первый взгляд одним из самых простых способов анализа. Однако необходимо учесть, что адекватные выводы могут быть получены только при сравнении сопоставимых показателей.

Относительные величины применяются при анализе динамики разных показателей, а также в процессе изучения структурных по­казателей и их изменения. Выводы об изменениях показателей в ди­намике (во времени) можно сделать, рассчитав темпы роста (сниже­ния) в виде отношения величины соответствующего показателя к его базисной величине (базисный темп роста) или к его величине за предшествующий период (цепной темп роста).

Важную роль в экономическом анализе играют средние величи­ны, которые позволяют обобщать совокупность типичных, однород­ных показателей хозяйственной деятельности, выявлять закономер­ности и тенденции: средняя арифметическая, средняя взвешенная, средняя геометрическая, средняя хронологическая моментного ряда динамики и т.д.

С помощью метода группировки изучают разные экономические показатели с точки зрения выявления между ними причинно-след­ственных связей. В процессе применения метода группировки про­водят определенную классификацию показателей, а также факторов (причин), приводящих к изменению этих показателей. Группировка целесообразна в тех случаях, когда есть основание предполагать, что между изменением данного экономического показателя и фактора (или нескольких факторов) имеется связь.

Одна из главных задач анализа заключается в изучении причин изменения экономических показателей для оценки деятельности организации. Цель факторного анализа — количественное измере­ние влияния каждого отдельно взятого фактора.

Экономические показатели рассматривают в анализе как результат воздействия других показателей — факторов. Факторы — это причины, воздействующие на изучаемый экономический по­казатель, в ходе анализа которых получают количественную и ка­чественную оценку их воздействия на результативный показатель.

Разделение экономических показателей хозяйственной дея­тельности организации на результативные и факторные достаточ­но условно, так как практически каждый результативный показа­тель может быть использован в качестве факторного, оказывающе­го влияние на другой показатель более высокого порядка, и наоборот.

В процессе экономического анализа исследуют факторные модели, отражающие функциональные зависимости (детермини­рованные, жесткие связи), а также стохастические (вероятност­ные).

Важным моментом факторного анализа является выбор модели, адекватно отражающей зависимость между результативным показа­телем и влияющими на него факторами (причинами). В детермини­рованных (жестких, функциональных) факторных моделях выделя­ются три основных типа:

Методы и методики анализа финансовой отчетности - student2.ru

Факторный анализ показателей финансовой отчетности осно­ван на принципе элиминирования, т.е. устранения (игнорирования) влияния всех других факторов (причин) на изменение результатив­ного (итогового) показателя, кроме одного.

Для решения задач факторного анализа используют такие мето­ды, как цепные подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, интегральный, долевого участия, логарифмический, диф­ференцирования.

Для выявления влияния факторов и измерения их воздействия используются определенные методики факторного анализа, в про­цессе реализации которых применяются различные методы фак­торного анализа:

• балансовый;

• индексный;

• цепных подстановок;

• абсолютных разниц;

• относительных разниц;

• интегральный;

• дифференцирования.

Балансовый метод необходим, например, для расчета влияния остатков готовой продукции на начало и конец отчетного периода, объема произведенной продукции на изменение объема реализо­ванной готовой продукции.

Индексный метод также широко применяется при решении за­дач факторного анализа. Он дает возможность разложить по факто­рам как относительное, так и абсолютное отклонение результатив­ного показателя. Примером служит определение влияния на выруч­ку от продаж двух факторов: физического объема реализованной продукции (в количественном выражении) и цен на продукцию.

Использование индексного метода при решении задач фактор­ного анализа имеет некоторые ограничения: количество факторов, включенных в аналитическую формулу, — не более двух, а результативный показатель представляется только в виде произве­дения факторов. При исследовании других видов зависимостей с большим числом факторов применяют другие методы факторно­го анализа: цепных подстановок, интегральный, логарифмический и пр.

Методом цепных подстановок рассчитывают величину влияния факторов на результативный показатель с использованием фактор­ных моделей, выраженных в виде функции двух и более переменных (алгебраической суммы, произведения или частного от деления од­них переменных на другие).

Интегральный метод, как и метод цепных подстановок, приме­няется для измерения влияния факторов на результативный показа­тель в факторных моделях, отражающих функциональные зависи­мости. Интегральный метод позволяет получить более точные ре­зультаты расчетов, не зависящие от последовательности замены базисных значений факторов на отчетные. Дополнительный при­рост результативного показателя, образовавшийся от взаимодейст­вия факторов, распределяется между ними.

Одна из особенностей интегрального метода факторного анали­за — принцип общего подхода к решению самых разнообразных за­дач вне зависимости от количества факторов, включенных в модель, а также формы связи между ними. Для решения задач факторного анализа интегральным методом необходимо использовать разные формулы для измерения влияния факторов. Ту или иную формулу выбирают исходя из вида факторной системы (мультипликативная, кратная, смешанная). Сложность построения формул заключается в построении подынтегральных выражений элементов структуры факторной системы, так как этот процесс индивидуален для каждой факторной модели.

Дифференцирование также является методом количественной оценки влияния отдельных факторов на изменение результативного показателя. Согласно этому методу предполагается, что приращение результативного показателя (функции) распределяется на слагаемые, каждое из которых исчисляется как произведение соответствующей частной производной на приращение переменной, по которой вы­числена данная производная.

Наиболее важный этап проведения факторного анализа — создание исходной модели — описания взаимосвязи между факторами и резуль­тативными показателями, а также работа с ней — моделирование.

Моделирование — один из ключевых методов научного познания, с помощью которого создается модель (условный образ) объекта ис­следования.

Определенные методы экономического анализа служат инстру­ментарием для разных типов экономических моделей, позволяю­щих структурировать и идентифицировать связи между исследуе­мыми показателями. Принято выделять следующие основные типы моделей, используемые в экономическом анализе:

• дескриптивные — модели описательного характера, основан­ные на использовании информации, содержащейся прежде всего в бухгалтерской отчетности;

• предикативные — модели предсказательного, прогностиче­ского характера, применяемые для прогнозирования доходов пред­приятия и его будущего финансового состояния;

• нормативные — модели сравнения фактических результатов с ожидаемыми бюджетными.

Экономико-математическое моделирование широко применя­ется в экономическом анализе для изучения экономических про­цессов и явлений, оценки показателей хозяйственной деятельности. Сущность этого метода заключается в том, что взаимосвязь иссле­дуемого показателя с факторами передается в виде конкретного ма­тематического уравнения (неравенства). Экономико-математическая модель должна быть адекватна действительности, отражать существенные стороны и связи изучаемого объекта. Процесс моде­лирования условно подразделяется на четыре этапа:

1) установление теоретических закономерностей, присущих ана­лизируемому экономическому процессу;

2) анализ эмпирических данных, отражающих структуру, дина­мику показателей;

3) выбор методов решения задачи;

4) анализ полученных результатов.

В процессе создания экономико-математической модели часто возникает проблема, связанная со сложностью формализации эко­номического процесса (включения в модель всех элементов, факто­ров). Возникает необходимость упрощения модели, исключения второстепенных характеристик. Так, одной из наиболее сложных задач экономико-математического моделирования считается по­строение модели экономики предприятия в целом. Экономико-ма­тематическая модель конкретного показателя хозяйственной дея­тельности представляет собой факторную систему. Факторы как элементы модели должны обладать причинностью, достаточной специфичностью, самостоятельностью существования, возможно­стью количественного измерения, учетной возможностью.

В экономическом анализе исследуются факторные модели, от­ражающие функциональные зависимости между результативным показателем и факторами, включенными в модель. Моделирование таких факторных систем называется детерминированным модели­рованием.

Широкую известность получила разработанная специалистами компании «Дюпон» система моделирования исходной кратной фак­торной модели рентабельности активов (Du Pont model), которая по­зволяет описать взаимосвязь обобщающего показателя эффектив­ности бизнеса (рентабельности) с воздействующими на него факто­рами рентабельности продаж и оборачиваемости активов.

Детерминированные факторные системы можно моделировать с помощью следующих приемов.

Наши рекомендации