ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) – Доходов от основной деятельности

В международной практике под выручкойпонимают 1)поступление или 2)иное увеличение активов предприятия или 3)выполнение (т.е. уменьшение) его обязательств, которое происходит в результате основной, или главной, деятельности предприятия.

В российском бухгалтерском законодательстве нет однозначного определения данного понятия. Вместе с тем в п. 5. ПБУ 9/99 «Доходы организации» указывается, что выручка от реализации определяется исходя из поступлений, связанных с продажей продукции и товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом отмечается, что выручкой считаются поступления, получение которых связано с основной (главной) деятельностью организации, что в принципе соответствует сущности выручки, определяемой в международной практике. Попутно заметим, что в соответствии с указанным ПБУ понятие «выручка от реализации» заменено на «выручку от продаж».

Своевременное поступление выручки — очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия, так как выручка от продаж является основным регулярным источником доходов для организации из всех возможных поступлений средств.

Выручка для предприятия – важнейший финансовый показатель. Значение выручки в деятельности организаций (предприятий) выражается в следующем.

1.Выручка от продаж служит основным оценочным (предварительным) показателем результативности работы предприятий, так как по ее поступлению можно судить о том, что выпускаемая продукция по объему, качеству, цене соответствует рыночному спросу.

2.От своевременности поступления выручки (и ее размера) зависят ликвидность (платежеспособность), устойчивость финансового положения организации, размер ее прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, работниками.

3.За счет выручки от реализации предприятия покрывают свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль. Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов за сырье, материалы, комплектующие, в связи с чем организация вынуждена выплачивать штрафы, а это в конечном итоге обусловливает не только потери прибыли предприятия-поставщика, но и перебои в работе и остановку производства смежных предприятий.

4.Поступление выручки на счета предприятий имеет не меньшее значение и для государственного бюджета, так как она является источником уплаты всех налоговых платежей и отчислений в государственные внебюджетные фонды.

Момент реализации (продажи) продукции (работ и услуг) подтверждается правом перехода собственности от одних владельцев к другим. Передача этого права осуществляется в соответствии с условиями договора купли-продажи, обмена, передачи и т. д.

По договорам поставки (ст. 506—524 ГК РФ), как правило, переход права собственности происходит в момент отгрузки товаров и передачи товаросопроводительных документов. Если выручка от продажи отпущенных (отгруженных) готовой продукции и товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки эти товары учитываются на счете 45 «Товары отгруженные».

Данный счет правомерно применять для учета отгруженных товаров только в трех случаях:

а) для учета товаров, отгруженных комитентом по договору комиссии или другому посредническому договору;

б) для учета товаров, отгруженных по договору мены, до его исполнения, т. е. поступления встреченного товара;

в) для учета товаров, отгруженных согласно договорам купли-продажи (поставки) с особым порядком перехода права собственности (например, по факту оплаты товара).

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной 1)величине поступления денежных средств и иного имущества 2)и (или) величине дебиторской задолженности.

В целях налогообложения реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а также передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу — на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Отсюда следует, что Налоговый кодекс РФ оперирует понятием «реализация», а не бухгалтерским понятием «продажи». Трактовка этих понятий соответственно в налоговом и бухгалтерском учете позволяет выявить по меньшей мере два существенных различия между ними.

Если под продажами понимаются только хозяйственные операции, связанные с обычными видами деятельности организации, то для квалификации конкретной сделки как реализации товаров, работ или услуг для целей налогообложения достаточно самого факта ее совершения, и при этом не обязательно, чтобы данная сделка была предметом деятельности организации. В бухгалтерском учете продажи — это хозяйственные операции организации, направленные на получение доходов, т. е. обязателен возмездный характер операций (сделок). Для целей налогообложения возмездность как характеристика операций, позволяющая признать их реализацией товаров (работ, услуг), указывается лишь в общем определении данного понятия. В случаях, специально предусмотренных Налоговым кодексом РФ, реализацией могут признаваться также сделки, совершенные и на безвозмездной основе.

Налоговый кодекс также содержит перечень операций, которые не признаются реализацией товаров, работ, услуг (ст. 39 НК РФ), а следовательно, доходы по ним не будут являться выручкой от реализации в целях налогообложения.

В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса выручку от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения рассчитывают одним из следующих методов:

• начисления — по мере 1)отгрузки и 2)предъявления заказчику (покупателю) расчетных документов;

• оплаты — по поступлению денежных средств на счета в коммерческих банках, а при расчетах наличными деньгами — по поступлению денежных средств в кассу предприятия.

Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятиями самостоятельно и отражается в приказе по учетной политике.

Выручку от продаж определяют (зависит от 2-х основных факторов первого порядка) 1)исходя из (физического) объема реализации продукции, товаров, работ, услуг и 2)применяемых цен (тарифов) 3)без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных таможенных пошлин (!!!).

В самом общем виде основные направления использования выручки можно представить на рис. 5.1.

На размер выручки от реализации влияют следующие группы факторов:

а) общеэкономические факторы — уровень инфляции, процентных ставок; уровень цен на товарных рынках, (уровня акцизов и НДС) валютный курс и др.;

б) производственные — связаны с объемом производства, с наличием и использованием производственных мощностей предприятия, качеством продукции и ее ассортиментом, с ритмичностью выпуска, уровнем отпускных цен и др.;

ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) – Доходов от основной деятельности - student2.ru

в) факторы в сфере обращения (коммерческие факторы) — связаны с ритмичностью отгрузки, с соблюдением условий договора, с выбором оптимальных форм расчетов, со сроками прохождения расчетных документов, с развитием дилерской сети, с оптимальным использованием посреднических фирм и др.;

г) факторы, зависящие от деятельности контрагентов, — связаны с перебоями в материально-техническом снабжении, несвоевременностью оплаты продукции покупателями, с недостатками отдельных форм безналичных расчетов и т. п.

Одним из наиболее существенных факторов, влияющих на формирование доходов, а следовательно, и прибыли предприятия является уровень применяемых в экономике цен. Цена есть основа распределительного процесса, поскольку в ней отражены основные элементы стоимости, через цены реализуются конечные цели предпринимательской деятельности, определяется ее эффективность. Цены обеспечивают конкретному предприятию запланированную прибыль, определяют во многом степень конкурентоспособности производимой им продукции, уровень спроса на нее.

В системе рыночных отношений проблеме ценообразования уготована ключевая роль. Существо ее состоит в том, что проведенная в России в конце 1980-х годов реформа по либерализации цен привела к резкому сокращению государственного регулирования процесса ценообразования и свелась к применению свободных, т. е. рыночных, цен, величина которых определяется соотношением спроса и предложения. На долю государственного регулирования цен приходится лишь узкий круг товаров, производимых предприятиями-монополистами. Между тем как свободные, так и регулируемые цены могут быть оптовыми (отпускными) и розничными. Рассмотрим их состав и структуру.

Оптовая цена предприятия включает полную себестоимость продукции и прибыль предприятия. По оптовым ценам предприятия продукция реализуется другим организациям (предприятиям) или торгово-сбытовым организациям.

Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия, налог на добавленную стоимость и акцизы. По оптовой цене промышленности продукция реализуется за пределы данной отрасли. Если продукция реализуется через сбытовые организации и оптовые торговые базы, то в оптовую цену промышленности включается наценка для покрытия издержек и образования прибыли этих организаций.

Розничная цена включает оптовую цену промышленности и торговую наценку (скидку). Если оптовые цены применяются преимущественно во внутрихозяйственном обороте, то по розничным ценам товары реализуются конечному потребителю — населению. Структура розничной цены представлена на рис. 5.2.

ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) – Доходов от основной деятельности - student2.ru

Уровень отпускных цен затрагивает одновременно интересы товаропроизводителя, и потребителя товаров, а также интересы посредников, торговых организаций, государства. Безусловно, установление экономически обоснованного уровня цены, обеспечивающей рентабельность деятельности, имеет ключевое значение для самого предприятия.

Однако в условиях конкуренции с неизбежностью встает вопрос об использовании предпринимательскими организациями наиболее совершенных и гибких методов ценообразования. В свою очередь, эффективность того или иного метода ценообразования обусловлена тем, насколько полно учитывается в нем спрос, который определяет текущую рыночную конъюнктуру, формирует структуру инвестиций и экономики в целом. Как уже отмечено, объем выручки от продаж является в современных условиях хозяйствования одним из важнейших показателей деятельности предприятий, поскольку создает заинтересованность последних не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько объема реализованной (проданной) продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции).

Это значит, что организации заинтересованы в производстве таких изделий и товаров, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом. Все это придает особую значимость работе по планированию поступлений выручки и обеспечению выполнения плана.

ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ (ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ) – Доходов от основной деятельности

Поскольку выручка является важнейшим оценочным показателем деятельности предприятия, от которого зависит и конечный финансовый результат (прибыль), выручка является важнейшим объектом управления в т.ч. планирования.

В мировой практике расчет выручки от реализации базируется на глубоком изучении рынков сбыта продукции, оценке их емкости. При этом вначале оценивается общая потенциальная емкость рынка, т. е. общая стоимость товаров, которые могут быть реализованы в данном регионе с учетом степени его насыщенности и тенденции изменения спроса. Затем определяется доля рынка, которую предприятие способно захватить, получив максимальную сумму реализации. В итоге прогнозируется объем продаж при имеющихся условиях работы (произв. воможностей – мощностей), уровне цен, наличии конкурентов.

В свою очередь производств мощности зависят от …. Емкость рынка для фирмы – от …

При планировании выручки от продаж финансовые отделы (департаменты) предприятий действуют в тесном контакте с отделами (департаментами) маркетинга и вместе с ними несут совокупную ответственность за результаты сбыта.

Вместе с тем нельзя сбрасывать со счетов и столь важный внутренний фактор, влияющий на размер объемов производства и продаж, как наличие производственных мощностей предприятия, позволяющих выпустить такой объем продукции, который востребован рынком.

Безусловно, фактор емкости освоенного рынка, а также потенциального рынка продаж в условиях жесткой конкурентной борьбы является определяющим.

Обоснованное прогнозирование объемов продаж продукции и поступлений доходов имеет особую важность (м б основой - ?) в финансовом планировании, поскольку от него зависит как размер финансовых результатов деятельности организации (предприятия), так и собственно степень реальности самих стратегических и тактических решений по развитию бизнеса.

1)По сути, планирование объемов продаж и связанных с этим денежных поступлений является исходной точкой финансового планирования (т.к. выручка – это основной фонд ресурсов), его самой ответственной и наиболее сложной задачей. Решение этой задачи связано с необходимостью учета множества внешних и внутренних факторов, которые в той или иной степени влияют на объем реализации продукции предприятия. (Основой для него явл заключ контракты на поставку продукции)

Если предприятие не имеет контрактов на весь объем своей произв мощности, то необходимо воспользоваться методом прогнозирования. Для этого разрабатывают три варианта прогноза продаж: песс, оптим и наиболее вероятный. Расчет объемов продаж целесообразно начинать с наихудшего сценария развития бизнеса (варианта), когда возможны потеря части рынка из-за конкурентов, появление на рынке нового, более качественного продукта, недопоставки сырья, материалов, рост цен на топливо и т. п.

Другой вариант расчета должен быть сориентирован на максимальный объем продаж в условиях расширения рынка сбыта, устранения конкурентов, повышения качества продукции и т. п.

Наконец, следующим вариантом расчета является наиболее вероятный (усредненный) сценарий развития событий и связанный с ним наиболее вероятный объем продаж. Данный вариант требует максимально объективной оценки как собственных возможностей предприятия, так и емкости рынка.

Выручка от реализации продукции рассчитывается на основании объема реализованной на сторону продукции и действующих цен без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок, без экспортных тарифов. И поскольку не вся произведенная в том или ином периоде товарная продукция (ТП) в нем же и реализуется, то при планировании выручки от реализации учитываются также объемы переходящих ее остатков на начало (О1) и конец (О2) планового периода, в результате чего планируемый объем продаж (Вп) рассчитывается по следующей формуле:

вп = о1 + тп - о2.

2) К основным методам планирования выручкиотносят 1)метод прямого счета, 2)расчетный метод, 3)метод, основанный на использовании порога рентабельности (маржинальных, операционный анализ), и др.

Метод прямого счета заключается в том, что по каждому (виду) изделию в отдельности подсчитывается объем реализации в отпускных ценах, а затем результаты складываются.

***************************

где Вп — выручка от продаж в планируемом периоде; Цi — цена единицы i-го вида продукции; п — всего видов продукции; Вi. — объем реализации i—го вида продукции в натуральном выражении.

Этот метод применяется 1) при небольшом ассортименте выпускаемой продукции и в случае, 2)когда имеются заказы потребителей на все виды продукции на плановый период, заключены договоры с потребителями, в которых указаны количество поставляемой продукции и цена ее реализации.

Рассмотрим пример.Как рассчитать выручку методом прямого счета (табл. 5.1)?

Таблица 5.1 Прямой расчет выручки от реализации продукции на предприятии

Изделие Остатки на начало года, ед. План выпуска, ед. Остатки на конец года, ед. Объем реализации, ед. Стоимость в отпускных ценах  
                    единицы продукции, руб. всего объема реализации, руб. (гр.5 гр.6)  
 
А 100 000 101 000 10100 000  
В 250 000 252 000 30 240 000  
С 300 000 301 000   75 250 000
Итого   115 590 000  
                 

Расчетный метод. Вэтом случае плановая величина выручки от реализации (ВР) определяется исходя из величины 1)ожидаемых остатков нереализованной продукции на начало и конец планового периода, а также из 2)величины прогнозируемого выпуска товарной (!!!) продукции в плановом периоде (ТПпл).

При этом расчет плановой величины выручки от реализации зависит от метода учета выручки.

Так, величину выручки от реализации продукции по методу отгрузки в плановых финансовых расчетах можно определить по следующей формуле:

ВРпл = ТП + Д01 + Д02,

где ДО, — изменение остатков готовой продукции на складе (бухгалтерский счет 43 «Готовая продукция») на конец планируемого периода по сравнению с его началом в отпускных ценах; Д02 — изменение остатков товаров отгруженных, учитываемых на бухгалтерском счете 45 «Товары отгруженные», на конец планируемого периода по сравнению с его началом в отпускных ценах.

Величина выручки от реализации продукции по методу оплаты в плановых финансовых расчетах может быть определена по формуле

ВР^ТП^+ ДС^+ ДС^+ ДОз,

где Д03— изменение остатков товаров отгруженных, не оплаченных в срок покупателями (бухгалтерский счет 62 «Расчеты спокупателями и заказчиками») и (или) принятых ими на ответственное хранение, на конец планируемого периода по сравнению сначалом в отпускных ценах.

При этом остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода включают в себя следующие элементы: а) готовая продукция на складе; б) товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил; в) товары отгруженные, но не оплаченные в срок, включая товары на ответственном хранении у покупателей.

В составе остатков продукции на конец планируемого периода учитывают только: а) готовую продукцию на складе; б) товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил. Два других элемента являются нарушением платежной дисциплины и поэтому не планируются, равно как и в случае с планированием затрат по производству и реализации продукции.

Для пересчета переходящих остатков готовой продукции на начало планируемого периода (планового года) из производственной себестоимости в отпускные цены используют коэффициент пересчета, исчисляемый как отношение объема производства продукции в IV квартале отчетного года в отпускных ценах к тому же объему по производственной себестоимости. При определении суммы выходных остатков готовой продукции в отпускных ценах на конец планируемого периода (планового года) учитывают выпуск продукции в IV квартале планового года и установленную норму запаса готовой продукции на складе и в отгрузке.

Рассмотрим пример.Стоимость товарной продукции, выпущенной в IV квартале отчетного года, в отпускных ценах составила 8500 тыс. руб., по производственной себестоимости — 7700 тыс. руб. Выпуск товарной продукции в IV квартале планируемого года в отпускных ценах предприятия составляет 8100 тыс. руб., норма запаса готовой продукции на складе и в отгрузке — 10 дней. Производственная себестоимость входных остатков готовой продукции в планируемом году составит 800 тыс. руб. Планируемый объем выпуска товарной продукции в отпускных ценах на год составляет 45 000 тыс. руб. Определите планируемый объем выручки от продаж на следующий год в отпускных ценах предприятия.

Сначала определим, чему равен коэффициент пересчета для входных остатков: К = 8500: 7700 = 1,1. Отсюда стоимость входных остатков готовой продукции в отпускных ценах в планируемом году составит 880 тыс. руб.(800 -1,1). ВIVквартале планового года выпуск товарной продукции в отпускных ценах предусмотрен в сумме 8100 тыс. руб. Следовательно, ее однодневный выпуск составит 90 тыс. руб. (8100 : 90), а стоимость переходных остатков в отпускных ценах с учетом нормы запаса составит 900 тыс. руб. (8100 : 90 • 10). Зная планируемый объем выпуска товарной продукции в отпускных ценах, можем рассчитать планируемый объем продаж на следующий год (ВР^):

ВР = 880 + 45000 - 900 = 44 980 тыс. руб.

Метод, основанный на использовании порога рентабельности. На основе этого метода рассчитывается минимальный объем реализации (Qmin), покрывающий затраты на производство и реализацию, т. е. точка безубыточности, причем как в единицах продукции (натуральном выражении), так и в стоимостном (денежном) выражении.

Формулы расчета соответственно следующие:

************************

где F— постоянные затраты, необходимые для деятельности предприятия; Р— цена единицы продукции; v — величина переменных затрат на единицу продукции; d — доля переменных затрат в базовой выручке; D — маржинальный доход на весь выпуск (разность между выручкой и суммой переменных затрат); N — выручка от реализации продукции.

Рассмотрим пример.Величина постоянных затрат на выпуск и реализацию продукции составляет 1 млн руб., цена единицы продукции — 20 тыс. руб. Плановый размер переменных затрат на единицу продукции равен 10 тыс. руб. Определите безубыточный объем реализации продукции в натуральном выражении.

Подставим данные в формулу, приведенную выше:

Qmin = 1 000 000 : (20 000 - 10 000) = 100 ед.

Отсюда, зная плановые затраты на единицу продукции, определяемые одним из методов планирования затрат реализуемой продукции, заданный уровень рентабельности продукции, учитывая результаты маркетинговых исследований по рекомендуемой номенклатуре и прогнозируемой цене продукции, можно определить плановый размер выручки по данному виду продукции и аналогично по всем другим видам продукции. В итоге получим планируемый объем продаж, обеспечивающий не только безубыточную, но и рентабельную деятельность организации (предприятия).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Дайте определение доходов предприятия.

2.Что означает понятие «признание доходов»? При каких условиях признаются доходы?

3.Какие виды поступлений относятся к доходам от обычных видов деятельности?

4.Какие факторы оказывают влияние на размер выручки от продаж?

5.Какие методы планирования выручки от реализации вам известны?

6.Укажите на различия между понятиями «реализация» и «продажи».

Глава 6. ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ПРИБЫЛИ

Экономическая сущность прибыли — это одна из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы к трактовке ее происхождения и сущности.

В первом приближении

Многочисленные исследования, относящиеся к проблеме соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском учете, ее экономическому содержанию, привели к разграничению таких понятий, как 1)«бухгалтерская прибыль» и 2)«экономическая прибыль».

Под бухгалтерской прибылью обычно понимается 1)прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами (нормативными актами) бухгалтерского учета и 2)указываемая в отчете о прибылях и убытках как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Понятие бухгалтерской прибыли (раньше она называлась балансовой) введено в России с 1 января 1999 г. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н п. 79. Согласно ему бухгалтерская прибыль это 1)конечный финансовый результат, выявленный 2)за отчетный период 3)на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и 4)оценки статей бухгалтерского баланса.

Таким образом, из сказанного следуют следующие признаки (принципы расчета) бухгалтерской прибыли:

1. Это прибыль, рассчитанная в соответствии с норм актами

2. Доходы и расходы берутся «не все фактические», а только признаваемые в соответств с норм актами

3. и только за отчетный период;

4. Это прибыль которая рассчитывается на основе бухгалтерского учета всех хозяйственных операций;

5. Это прибыль, которая получена на основе оценки статей бух баланса.

Определение бухгалтерской прибыли традиционно базируется на двух концепциях: 1)концепции поддержания благосостояния, (или сохранения капитала);

2)концепции эффективности, (или наращения капитала).

Согласно первой из них финансовый результат (прибыль) есть прирост в течение отчетного периода собственного капитала (средств, вложенных собственниками) предприятия и является результатом улучшения благосостояния фирмы. Данную концепцию иногда называют «концепцией прибыли, основанной на изменениях в активах и пассивах».

Согласно второй концепции прибыль есть разница между доходами и расходами предприятия и мерило эффективности деятельности предприятия и его руководства.

В соответствии с ней прибыль является результатом корректного разнесения выручки и расходов по соответствующим отчетным периодам, а большинство неденежных активов и пассивов являются результатом такого разнесения.

Корректное разнесение доходов и расходов подразумевает соотнесение в данном отчетном периоде «усилий» (т. е. расходов) и соответствующих им «достижений» (т. е. доходов). При таком подходе доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, будут признаны в качестве актива или пассива вне зависимости от того, представляет такой актив или пассив реальный будущий приток или отток экономических ресурсов. На таком подходе, по существу, основана концепция двойной записи в бухгалтерском учете, посредством которой выявляется двойной финансовый результат: как наращение собственного капитала (статистическая модель баланса) и как разница между доходами и расходами (финансовая модель баланса).

Показатель бухгалтерской прибыли не лишен недостатков. В качестве основных можно выделить следующие:

• в силу допущения бухгалтерскими стандартами разных стран (а зачастую в рамках одной страны для разных предприятий) возможности использования различных подходов при определении тех или иных доходов и расходов показатели прибыли, рассчитанные разными предприятиями, могут быть несопоставимы;

• изменение общего уровня цен (инфляционная составляющая) ограничивает сопоставимость данных по прибыли, рассчитанной за разные отчетные периоды;

• величина прибыли, отражаемая в бухгалтерской отчетности, не позволяет оценить, был ли приумножен или растрачен капитал предприятия за отчетный период, так как в бухгалтерской отчетности непосредственно не признается фактор альтернативной стоимости капитала.

С экономической точки зрения капитал предприятия приумножается, когда выгоды, полученные предприятием от использования долгосрочных ресурсов, превышают экономические затраты на их привлечение. Стремление к оценке эффективности использования капитала привело к активному использованию в зарубежной практике показателя экономической прибыли.

Под экономической прибыльюобычно понимается прирост экономической (рыночной) стоимости предприятия.

Экономическая прибыль обычно определяется как разность между 1)рентабельностью вложенного (совокупного) капитала и 2)средневзвешенной стоимостью (ценой) капитала, умноженной на величину вложенного (совокупного) капитала.

\ПРИМЕР !!!

Можно исп 2 приема

1) расчит бух прибыль Д - Р = П и ЧП. Далее из ЧП вычитаем

2)

1)Экономическая прибыль отличается от 2)бухгалтерской тем, что при ее расчете учитывается стоимость использования всех (!!!) долгосрочных и иных процентных обязательств (источников финансовых ресурсов), а не только расходов по уплате процентов по заемным средствам, как это имеет место при расчете бухгалтерской прибыли. Иными словами, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину альтернативных затрат, или затрат отвергнутых возможностей. Между тем именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов. Положительное (-ная величина финансового результата) ее значение означает, что компания заработала больше, чем требуется для покрытия стоимости (привлеченных) используемых ресурсов*.

Однако количественная оценка прибыли при таком подходе весьма условна. Это касается как субъективности идентификации исходной базы для расчета, так и того, какие изменения собственного капитала можно считать элементами прибыли.

Кроме всего прочего, экономическая прибыль весьма трудоемка в расчете и может быть исчислена для компаний, чьи акции участвуют в листинге.

Существование понятий «бухгалтерская» и «экономическая» прибыль вовсе не означает возможность прямого сопоставления их содержания, поскольку у каждого показателя может быть своя сфера применения. Кроме всего прочего, их можно использовать и как взаимодополняющие показатели.

Исследуя трактовки прибыли различных научных школ, можно сформулировать следующее ее определение. Прибыль — это экономическая категория, которая отражает чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития.

Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых ею функциях, среди которых можно выделить следующие:

2)прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, т. е. прибыль является измерителем (мерой) эффективности (использования ресурсов) общественного производства. По прибыли определяется рентабельность использования собственных и заемных средств, основных фондов, все-

Новодворский В.Д., Клестоеа Н.В., Шпак А.В. Прибыль предприятия- бухгалтерская и экономическая // Финансы. - 2003. - № 4 -СTtА 66

го авансированного капитала и каждой акции и т. п. Тем самым прибыль и рентабельность являются основными индикаторами эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

1)Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что прибыль выступает основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих ее развитие, а также источником выплаты дивидендов ее акционерам и владельцам и в этом смысле служит главной мотивацией развития их предпринимательской инициативы. При этом в отличие от других внутренних источников формирования финансовых ресурсов организации

4)прибыль является (постоянно воспроизводимым) основным источником (развития) (А ПОЧЕМУ НЕ ВЫРУЧКА) и ее воспроизводства в успешных условиях хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

3)Общественно- (полезная) социальная функция прибыли состоит в том, что она выступает источником (удовлетворения) формирования средств бюджетов различных уровней, попадая в них в виде налогов, и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, для реализации государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и других программ. Социальная функция прибыли проявляется и в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности организации, направленной на финансирование социальной сферы, оказание материальной помощи отдельным категориям граждан. Кроме всего прочего, прибыль служит источником материального стимулирования работников предприятий, так как именно за счет прибыли предприятием может производиться:

• премирование персонала сверх размеров выплат, предусмотренных законодательством по системам текущего премирования;

• выплата материальной помощи;

• оплата дополнительных отпусков сверх норм, предусмотренных законодательством;

• выплата надбавок к пенсиям, единовременной помощи пенсионерам предприятия;

• предоставление бесплатного питания работникам или компенсация удорожания питания;

• оплата жилья, путевок на лечение и отдых работников и их детей и другие виды материальной помощи. Прибыль есть особый систематически воспроизводимый ресурс организации, конечная цель осуществления бизнеса, основной внутренний источник развития и роста рыночной стоимости организации, индикатор кредитоспособности и конкурентоспособности организации, гарантия выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Поддержание необходимого уровня прибыльности — объективная закономерность нормального функционирования организации в рыночной экономике. Систематическая нехватка прибыли и ее неудовлетворительная динамика свидетельствуют о неэффективности бизнеса.

Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Это означает:

• получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

• беспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

• обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал;

• получение достаточного объема инвестиционных ресурсов, сформированных за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;

• обеспечение роста рыночной стоимости организации и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

Наши рекомендации