Подбор литературы по выбранной теме
Для написания курсовой работы требуется подобрать и тщательно изучить имеющийся литературный материал. Литература подбирается студентом самостоятельно, в затруднительных случаях консультации по этому поводу даёт руководитель курсовой работы.
При написании курсовой работы используются:нормативно-законодательные акты,учебники и учебные пособия, монографии, авторефераты диссертаций,справочники,журнальные и газетныестатьи, а также статьи и материалы информационной сетиInternet, справочные правовые системы, сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научно-практических конференций вузов.
Знание нормативных правовых актов и умение ими пользоваться в современный период необходимы каждому студенту.Важно, чтобы студент не только хорошо знал методологическую базу по теме исследования, но и имел представление о фактических правовых последствиях применения того или иного закона. Практически по любой теме курсовой работы может использоваться тот или иной закон РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
Для того чтобы сделать курсовую работу логичной и обоснованной, необходимотщательно выбирать источники информации. Особенно это относится кматериалам, которые берутся из сети Internet. Обращение к сайтам типаwww.referat.ru, www.diploma.net,www.bankreferatov.ru и т.п.недопустимо!
Список рекомендуемой литературы для выполнения курсовой работы, списки сайтов, которые можно использовать при наличии соответствующих ссылок, и которые содержат научно-аналитическую информацию, атакже электронные варианты книг, статей, научных сборников приведены в приложении А.
Для подбора литературы составляют библиографический список. Чтобы в ограниченное время ознакомиться с возможно большим числом источников, необходимо просматривать только те части книг и статей, которые имеют прямое отношение к содержанию курсовой работы.
Изучая литературу, необходимо составлять рабочие записи. Это могут быть выписки или краткое изложение примеров и фактов, которые могут быть использованы в дальнейшем. При этом необходимо не забывать записывать названия источников и страницы, откуда заимствованы цитаты или записи, чтобы в дальнейшем не пришлось вновь искать первоисточники.Полученные сведения можно систематизировать по разделам работы. На основе анализа отобранного материала следует раскрыть содержание темы, при возможности и необходимости дать сравнительный анализ различных точек зрения по отдельным вопросам.
В работе должно быть использовано не менее 7-10 источников литературы. Выдержки из нормативных правовых актов, авторские высказывания и др. цитируются дословно либо излагаются своими словами. После каждого цитирования обязательна ссылка в тексте курсовой работы на автора и источник с указанием страниц.
В ходе изучения литературных источников уточняется первоначальный план работ и составляется развернутое содержание курсовой работы.
Структура пояснительной записки
Пояснительная записка к курсовой работе должна содержать:
- титульный лист;
- задание на курсовую работу;
- план-график выполнения курсовой работы;
- содержание;
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (основные и справочные).
Примерная структура приведена на рисунке 1.
Содержание курсовой работы
Введение
Это вступительная часть курсовой работы. В ней обосновывается выбор темы и ее актуальность, формулируются цель и задачи исследования, перечисляются вопросы, подлежащие анализу, определяются границы изучаемого объекта. При изложении введения студент должен избрать тезисный стиль и постановочную форму.
По качеству и содержательности введения судят о степени компетентности студента, его знании освещаемой проблемы в курсовой работе, составляют мнение о характере работы в целом.
Объем введения 1-2 страницы.
Основная часть
В ней рассматриваются теоретические и практические вопросы исследуемой проблемы, формулируются основные результаты проведенных исследований, определяются и аргументируются возможные направления развития, рассматриваются перспективы развития.
Студент должен продемонстрировать уровень своих знаний в области теоретических и практических аспектов функционирования государственных и муниципальных финансов; понимание сущности объекта исследования; умение работать с литературой; умение анализировать и систематизировать собранный материал; знание современных разработок и публикаций отечественных и зарубежных авторов по теме исследования; знание правовых и законодательных.Обязательно должен быть сделан вывод о степени разработанности теоретических, методологических и методических вопросов по исследуемой проблеме, дана критическая оценка изученных материалов, определена собственная позиция. При этом студент должен грамотно оперировать общеизвестными понятиями и терминами.
Рисунок 1 – Примерная структура курсовой работы
Основная часть курсовой работы состоит из двух разделов: теоретического и аналитического, раскрывающих содержание темы, каждый из которых должен иметь целевое назначение. Разделы разбиваются на подразделы, которые в свою очередь при необходимости разбиваются на пункты и подпункты.
Теоретическийраздел
В нем рассматриваются вопросы теории исследуемой проблемы на основе изучения литературных источников. В этом разделе необходимо:
а) дать теоретическое обоснование тематической проблематики, в рамках которой пишется курсовая работа;
б) дать характеристику объекта и предмета исследования, однако не следует приводить детальное описание общеизвестных закономерностей, функциональных связей, явлений, свойств и принципов;
в) проанализировать степень изученности и разработанности исследуемого вопроса в существующей литературе(дать краткий обзор
имеющейсянаучной литературы по рассматриваемому вопросу, призванный показать знакомствосо специальной литературой, умение систематизировать источники,критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанноедругими исследователями, определять главное в современном состоянии изученноститемы);
г) охарактеризовать и критически проанализировать точки зрения различных авторов на теоретические положения рассматриваемой проблемы, найти сходство и различия точек зрения авторов. Рассмотреть решенные и дискуссионные теоретические проработки, которые по-разному освещены в разнообразных литературных источниках. Высказать свою точку зрения, определить свое отношение к отдельным проработанным дискуссионным теоретическим вопросам и обосновать свою позицию по исследуемому вопросу;
д) осветить изменение изучаемоговопроса с течением времени с целью выявления основных тенденций и особенностей развития.
В теоретическомразделе студент должен продемонстрировать уровень своих знаний в области теоретических аспектов государственных и муниципальных финансов и смежных дисциплин; понимание сущности поставленной проблемы;умение работать с литературой;умение анализировать исистематизировать собранный теоретический материал; знание современных разработок и публикаций отечественных и зарубежных авторов по теме исследования;знание правовых и законодательных актов государственного регулирования и управления.Обязательно должен быть сделан вывод о степени разработанности теоретических, методологических и методических вопросов по исследуемой проблеме,дана критическая оценка изученных материалов, определена собственная позиция.
При разработке теоретическогораздела курсовой работы необходимо иметь в виду, что курсовая работа должна базироваться на изученном материале и представлять собой следующий шаг по сравнению с соответствующими разделами курса «Государственные и муниципальные финансы». Поэтому материалы, имеющиеся в учебниках и приводимые в лекциях по курсу, должны восприниматься студентами как уже известные истины и не описываться подробно в теоретической части курсовой работы. При этом студент должен грамотно оперировать общеизвестными понятиями и терминами.
Аналитическийраздел
Это – центральная, основная часть курсовой работы. Она охватывает количественную и качественную характеристику и критический анализ соответствующих финансовых явлений и процессов, отражающих их состояние, динамику и тенденции развития.
В аналитическом разделе на основе анализа статистического материала выявляется практическое состояние исследуемого объекта и сравнивается с теоретическими исследованиями первого раздела.
В разделе необходимо:
– дать развернутую характеристику объекта исследования;
– указать цель анализа;
–сформировать комплекс показателей для оценки анализируемого объекта;
–изложить методологическую и статистическую базу предполагаемого анализа;
– дать ссылку на источник исходных данных и привести их в табличной форме;
– произвести расчет показателей;
– проанализировать структуру, динамику развития и современное состояние;
– проиллюстрировать результаты анализасравнительными таблицами, графиками и диаграммами;
– сделать выводы об эффективности функционирования объекта исследования.
Материалами для анализа служат статистическая отчетность, служебная и нормативно-правовая документация. Обязательно должна быть ссылка на источник получения данных.
Следует учесть, что оценка исследуемых явлений проводится в динамике (примерно за последние три – пять лет). Используемые статистические материалы должны быть полными, достоверными, не устаревшими. Характер и объем собранного материала зависит от выбранной темы и особенностей принятой методики исследования. В процессе отбора материала у студента должен постепенно выработаться необходимый каждому будущему специалисту научно-исследовательский подход к практике.
Собранные данные группируются и обобщаются, анализируются системы оценочных показателей, выявляются количественные и качественные связи между показателями исследуемого объекта.Все расчеты должны быть приведены в работе. Далее приводятся результаты анализа количественных и качественных характеристик состояния и эффективности функционирования объекта за определенный период.
Обработку материалов необходимо проводить с помощью современных методов экономического, статистического, математического,сравнительного, диагностического, системно-логического, программно-целевого анализа (контент-анализ, динамические ряды, группировки, средние величины и показатель вариации, индексы, корреляционный анализ и др.), программных продуктов с тем, чтобы выявить закономерности и сделать научно обоснованные выводы, которые должны быть проиллюстрированы с помощью схем, графиков, диаграмм, таблиц и т.д.
Конечным результатом аналитическогораздела является формулирование выводов, которые являются основой итогового (заключительного)раздела.
Заключение
Является логическим завершением курсовой работы.
Должно содержать общую оценку курсовой работы. В нем подводятся итоги выполненного исследования, приводятся основные результаты, дается оценка полноты решения поставленных задач. Если работа выполняется в рамках НИРС, то формулируются дальнейшие возможные направления исследований. Выводы должны быть краткими, ясно и четко сформулированными.
В заключении возможно повторение тех выводов, которые были сделаны в основной части курсовой работы.
Объем заключения1-2 страницы.
6Требования к оформлению пояснительной записки
Курсовая работа должна иметь общий объем около 25страниц печатного текста без приложений.В данный объем не включаются: список используемых источников и приложения.
Одним из основных требований, предъявляемых к курсовым работам, является самостоятельное творческое мышление.
Курсовая работа должна быть написана простым, понятным языком. Предложения должны быть свободными от лишних слов и повторений, точно и ясно выражать мысль.
Необходимо добиваться, чтобы в работе была внутренняя логическая связь рассматриваемых вопросов, внимательно следить, чтобы не было противоречий между отдельными положениями в ее изложении, разногласий с фактическим цифровым материалом. Все разделы должны быть связаны между собой.
Курсовая работа должна отличаться лаконичностью, логикой, доказательностью и обоснованностью выводов.
Текст курсовой работы демонстрирует:
– знакомство автора с литературой;
– умение выделить проблему и определить методы ее решения;
– умение последовательно изложить суть рассматриваемых вопросов:
– владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;
– приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение функциональным стилем изложения.
Наиболее часто встречающиеся ошибки:
–отсутствие ссылок на исследования ученых и практиков и другие цитируемые источники;
–отсутствие аргументированных выводов, обоснованности предложений;
–отсутствие собственных оценок, мыслей, предположений;
–несоответствие содержания и формы, т.е. несовпадение основного текста и выводов, как по разделам, так и в целом по работе;
–казенный стиль (штампы), неудобный для восприятия.
Оформление курсовой работы должно производиться в полном соответствии с требованиями к оформлению текстовой документации по ГОСТ 7.32 – 2001.
Текст работы выполняется на одной стороне листа белой односортной бумаги. Формат страницы: А4 (210 • 297) ориентация книжная с нумерацией страниц.
Поля: верхнее и нижнее - 2 см, левое – 3 см, правое – 1 см.
Межстрочный интервал: полуторный.
Шрифт: размер (кегль) – 14; тип – TimesNewRoman; 1-я строка абзаца с отступом 1,27 см, выравнивание по ширине.
В работе все страницы должны быть пронумерованы арабскими цифрами, начиная с четвертой и до последней страницы, включая приложения, без пропусков и повторений. Титульный лист, задание на курсовую работу, план выполнения курсовой работы и содержание не нумеруются, но входят в общую нумерацию соответственно как страницы 1, 2, 3, 4 и 5. Номер страницы проставляется внизу справа или посередине.
Титульный лист является первым листом курсовой работы и оформляется по установленному образцу. На нем должно быть отражено: наименование вуза, кафедры, изучаемой дисциплины и темы курсовой работы, ФИО студента, факультет, группа, ФИО преподавателя, принявшего курсовую работу, дата (год) выполнения курсовой работы.На титульном листе должна быть подпись студента.Пример оформления титульного листа дан в файлеприложении Б.
После титульного листа идут листы с заданием на курсовую работу (см. отдельный файл приложение В) и план-график выполнения курсовой работы.План-график выполнения курсовой работы заполняется самостоятельно каждым студентом. Рекомендуемыйплан-график выполнения курсовой работы представлен в отдельном файле приложении Г.
Содержание оформляется следующим листом после плана выполнения курсовой работы. В нем последовательно пронумеровано формулируются основные разделы и подразделы работы с указанием страницы, на которой начинается раздел (подраздел). Введению, заключению, списку использованных источников и приложениям номер не присваивается. Пример оформления содержания приводится в приложении Д.
Оформление введения, основной части и заключения должно соответствовать требованиям к оформлению текстовой документации (см. ГОСТ 7.32 – 2001, стандарт УГАТУ или методические указания к написанию выпускных квалификационных работ).
Заголовки разделов печатаются строчными буквами(кроме первой прописной)с выравниванием слева, начертание «обычный», отступ первой строки аналогично основному тексту. Каждый раздел начинается с новой страницы (листа).
Заголовки подразделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с выравниванием слева, начертание «обычный»и отделяются от основного текста пропуском одной строки.
Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивать заголовки не допускается. Подразделы с новой страницы начинать не нужно.
Пример заголовка раздела и подраздела в тексте курсовой работы:
2 Название раздела. Название раздела. Название раздела. Название раздела. Название раздела
2.1 Название подраздела. Название подраздела. Название подраздела. Название подраздела
Недопустимо заголовки разделов и подразделов «отрывать» от последующего текста, т.е. печатать заголовок на одной странице (листе), а последующее изложение текста начинать на другой.
Часто встречающиеся в тексте сложные словосочетания при первом упоминании (в том числе и в заголовках) пишут полностью и тут же в скобках – сокращенно (аббревиатуру). В дальнейшем изложении употребляют только аббревиатуру без расшифровки.