Подбор и изучение литературы по выбранной теме

Работа над темой предполагает, в первую очередь, изучение учебной, учебно-методической, научной литературы, практических публикаций в сборниках статей, периодических изданиях, Сети Интернет и других источниках. Изучение литературных источников может показать, что предшественники не уделяли достаточного внимания некоторым сторонам явлений и процессов, их отраслевым, региональным, временным или другим особенностям. Анализ всех известных методических и организационно-управленческих практик позволяет уточнить и конкретизировать тему работы, поскольку опыт свидетельствует, что решения, найденные для одних обстоятельств, часто требуют серьезной адаптации к реальным условиям деятельности других хозяйствующих субъектов. В связи с этим конкретная курсовая работа может служить примером развития известных методических подходов в части их применения в организации, на материалах которой готовится курсовая работа. Более, того применение данного подхода обусловлен требованиями к выполнению курсовой работы.

Поскольку наиболее доступной студентам является учебная и учебно-методическая литература, начинать изучение подходов к решению проблемы следует именно с нее. При этом (в отличие от обычного учебного процесса) появляется конкретная цель поиска материалов, связанных с определенной темой. Отталкиваясь от основных учебных материалов, следует больше внимания уделить дополнительной литературе, зафиксировать фамилии специалистов, работавших по выбранной тематике, и названия организаций, которые участвовали в решении методических вопросов по данной проблеме.

В то же время, следует понимать, что в учебники, учебные пособия и другие учебно-методические разработки, как правило, включаются уже проверенные гипотезы и устоявшиеся мнения. В связи с этим использования только учебно-методической литературы недостаточно для подготовки курсовой работы. Важно привлечь также нормативные и правовые документы, законодательные акты, а также материалы публикаций по проблеме в периодической печати, Интернет, сборниках статей научных и научно-практических конференций и т.п. Это позволит учесть результаты более поздних исследований, чем это отражено в учебниках и пособиях. Важным подготовительным этапом работы является составление обзора литературы. Эта операция позволяет систематизировать изученные материалы, определить разницу в подходах к решению родственных проблем со стороны разных авторов. В дальнейшем на основе обзора не только принимаются решения о содержании всей работы, но и формируются основные подразделы первой главы, в которой должны быть обобщены теоретические материалы по выбранной теме.

При работе с литературой важно с самого начала тщательно фиксировать данные о прочитанных книгах, статьях, публикациях в Интернет. При этом следует руководствоваться правилами составления и оформления списка использованной литературы, рассмотренными в п. 9.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА

После проведения первоначального ознакомления с литературными источниками по избранной теме, студент приступает к составлению плана курсовой работы. В ходе составления плана определяется общая стратегия разработки темы, масштаб и глубина научного исследования.

Содержащийся в плане перечень основных вопросов позволит сформулировать название глав и построить правильную структуру параграфов внутри глав.

8. Структура и содержание курсовой работы

Структура курсовой работы должна включать:

· титульный лист,

· содержание (оглавление),

· введение,

· три главы (в каждой главе по 2-3 параграфа),

· выводы и предложения,

· список использованных источников

· приложения.

Все листы должны быть пронумерованы арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последнего без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер страницы не ставится. Порядковый номер страницы ставится в центре нижней части листа без точки. Последним листом работы нумеруется последний лист списка использованных источников.

Образец титульного листа курсовой работы приведен в Приложении 1.

После титульного листа помещается содержание (оглавление), которое должно отражать логику изложения курсовой работы. В содержании приводятся заголовки глав и параграфов курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием (многоточием) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три знака вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.

Введение (1 –2 с.) должно содержать обоснование актуальности выбранной темы, цель и конкретные задачи, формулировку объекта и предмета исследования.

Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к квалификационной работе студента. Для этого составляется краткий обзор литературы по выбранной теме, в котором делается вывод, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке. Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанные разработки и публикации другими авторами, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Освещение актуальности должно быть немногословным в пределах 1-2 страниц машинописного текста.

Цель исследования - это мысленное прогнозирование результата, определение оптимальных путей решения задач эффективными методами и приемами исследования при написании курсовой работы.

Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы для достижения основной цели.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся с собой как общее и частное. Если объект – это процесс или явление в области или сфере деятельности (товарного обращения, рынка товаров, торговли и т. д.), предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. Объект, как правило, отражает проблемную ситуацию, позволяет рассматривать предмет исследования во всех его взаимосвязях, предмет же – это реальный определенный элемент в границах объекта, обладает либо очевидными границами, либо автономностью существования.

Следует отметить, что именно предмет исследования определяет тему квалификационной работы.

Обязательным элементом курсовой работы является указание на методы исследования, которые являются способом получения достоверных научных знаний и новых фактов в различных отраслях и сферах коммерческой деятельности. Здесь необходимо перечислить общенаучные и специальные методы, используемые в решении коммерческих задач.

Первая глава (5-8 с.) должна включать на основе анализа литературы полное и систематизированное изложение состояния проблемы, которой посвящена выбранная студентом тема курсовой работы.

Во второй и третьей главах(10-16 с.) курсовой работы подробно рассматривается методика и техника исследования коммерческой деятельности предприятия.

Традиционно во второй главе проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики, проводится его анализ, оценка, моделирование, проектирование и т. д.

В третьей главе проводится научное обоснование оптимизации организационно-управленческих процессов или экономическое обоснование мероприятий по их совершенствованию, развитию действующих систем и стратегий бизнеса и др.

Выводы и предложения (2 с.). Выводы должны содержать краткую трактовку полученных результатов, их научную и практическую ценность или экономический эффект. Результаты исследования должны соотноситься с общей целью и поставленными задачами во введении. Практические предложения должны вытекать из круга работ, выполненных лично студентом на производственной практике и рекомендованных к внедрению на предприятии.

Список использованной литературы(2 с.) должен включать, как правило, не менее 15 источников, не считая нормативных актов, по всем разделам курсовой работы.

В приложенияхприводится вспомогательный материал: промежуточные математические расчеты, таблицы вспомогательных данных, анкеты, инструкции, типовые договора, иллюстрации и др.

Объем курсовой работы должен быть 20 – 30 печатных страниц формата А 4 (исключая приложения).

Курсовая работа должна быть представлена на кафедру на бумажном, электронном носителе (диске CD-RW), а также выслана по электронной почте ([email protected]).

Наши рекомендации