Подбор литературы по выбранной теме исследования

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный аграрный университет»

Основы менеджмента

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсового проекта

для студентов

специальности 080507 «Менеджмент организации»;

направление 080200 «Менеджмент»

Красноярск – 2011

Составитель: к.э.н., доцент Т.А. Мартынова

Основы менеджмент: метод. рекомендации по выполнению курсового проекта для студентов специальности 080507«Менеджмент организации»; направление 080200 «Менеджмент»/ Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2011. – 51 с.

В методических рекомендациях кратко излагаются требования, предъявляемые к оформлению и содержанию курсового проекта, даётся тематика, а также примерная структура некоторых тем.

Предназначено для студентов специальности «Менеджмент организации» для очной и заочной форм обучения

Рецензент: к.т.н., доцент Карасева М.В

ã Красноярский государственный аграрный университет, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………...………………..4

1. Общие положения курсового проект…………….……………..5

1.1. Цели и задачи курсового проекта…………………………….5

1.2. Подбор литературы по выбранной теме исследования……..6

1.3. План (содержание) курсового проекта……………………….6

2. Общие требования к структуре и содержанию курсового проекта…………………………………………………………………….7

3. Рекомендации по теме курсового проекта……...…………….12

4. Примерное содержание курсового проекта по темам………..23

5. Требования к оформлению курсового проекта………...…….26

5.1. Общие требования к оформлению работы…………………26

5.2. Структура текстового документа……………………………27

5.3. Требования к оформлению текстового материала…………28

5.3. Оформление таблиц………………………………………….32

5.4. Оформление иллюстраций…………………………………..35

5.5. Цитирование………………………………………………….36

5.6. Оформление приложений……………………………………38

5.7. Оформление библиографического списка………………….39

6. Оценка и защита курсового проекта…………………………..40

7.Темы курсового проекта…………………...…………………...42

Библиографический список……………………………...……….44

Приложение А……………………………………………………..49

Введение

Курсовой проект является завершающим этапом изучения курса «Основы менеджмента». Выполнение курсового проекта позволяет закрепить, творчески осмыслить и практически применить знания, полученные в ходе изучения дисциплины "Основы менеджмента"; расширить представление о современных проблемах управления; научиться мыслить концептуально и обосновывать эффективность предлагаемых решений.

Курсовой проект является важной частью самостоятельной работы студентов. Опыт и знания, полученные студентами на этом этапе обучения, во многом могут быть использованы для подготовки дипломной работы.

Настоящие методические рекомендации разработаны для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации» и направление 080200 «Менеджмент» очной и заочной форм обучения и, с одной стороны, обеспечивают единый подход к решению поставленных задач, а с другой – позволяют проявить индивидуальные знания и умения каждого студента, использовать и развивать его творческий потенциал в процессе работы.

1 Общие положения курсового проекта 1.1 Цели и задачи курсового проекта

Курсовой проект по «Основам менеджмента» является самостоятельным исследованием, обобщающим теоретические знания, полученные в процессе изучения дисциплины, и навыки практической деятельности в реальных организациях.

Подготовка курсового проекта преследует основные цели:

1) систематизировать, закрепить и расширить теоретические и практические знания студентов, полученных в процессе изучения курса;

2) развить навыки ведения самостоятельной работы и овладеть методикой исследования при решении определённых проблем и вопросов в курсовом проекте;

3) определить уровень теоретических и практических знаний студентов, а также умения применять их для решения конкретных практических задач;

4) разработать конкретные предложения, мероприятия по улучшению исследуемой темы.

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта предназначены для формирования определенного уровня знаний, навыков и умений, которые дают возможность анализировать процессы развития производственной системы, понять место и роль процесса управления предприятием.

Исходя из этого, в соответствии с поставленными целями студент в процессе выполнения курсового проекта должен решить следующие задачи:

1) обосновать актуальность выбранной темы, её ценность и значение для сфер управления организацией;

2) изучить теоретические положения, статистические материалы, научную литературу по проблеме, содержащейся в выбранной теме;

3) профессионально описать объекты и субъекты управления, присутствующие в организации в условиях конкретной управленческой ситуации;

4) собрать необходимый материал для проведения конкретного анализа; провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации;

5) сделать выводы и разработать рекомендации по решению выявленной проблемы, исходя из ситуационных особенностей;

6) оформить курсовой проект в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным материалам.

Курсовой проект выполняется студентом самостоятельно при консультации руководителя на базе данных конкретного объекта исследования.

Подбор литературы по выбранной теме исследования

Подбирать литературу по курсовому проекту следует самостоятельно. Студенту необходимо показать свое умение пользоваться каталогами и библиографическими справочниками, а также лекционными и семинарскими материалами.

Самостоятельная работа при подборе литературы предполагает систематические консультации с руководителем. С ним должен быть обязательно согласован список подобранной литературы, а также следует проконсультироваться о том, какие новейшие изменения и дополнения необходимо учесть при проработке подобранной литературы. По мере ознакомления с источником они включаются в список использованной литературы.

Обзор литературы начинается с ознакомления с первоисточниками: исторические документы, законодательные и нормативные акты, статистические сборники. После этого можно приступить к изучению монографий, научно-исследовательской литературы, затрагивающих данную проблему. Взгляды наиболее видных ученых должны быть кратко проанализированы, сопоставлены.

Тщательное изучение литературы должно быть завершено до того, как начат подбор фактического практического материала, обобщаемого как в статистических сборниках, так и на примере предприятий и организаций.

1.3 План (содержание) курсового проекта

План написания курсового проекта должен быть тщательным образом продуман и согласован с преподавателем. В этих целях необходимо составить список изданной по теме литературы, подобрать источники, экономические, социальные или кадровые программы соответствующих объектов управления; планы, справки, отчеты руководящих органов, материалы социологических исследований по проблеме.

Затем на основании изученных материалов по избранной теме следует составить план работы. План должен предусматривать не только основные пункты, но и подпункты, детализирующие отдельные вопросы или подвопросы. В плане определяются основные направления исследования, его цели и задачи, последовательность раскрытия поставленных вопросов. В процессе написания курсового проекта по согласованию с научным руководителем в план могут вноситься некоторые изменения и уточнения. Окончательный вариант плана формируется в виде содержания курсового проекта по завершению его написания.

2 Общие требования к структуре и содержанию курсового проекта

Курсовой проект по «Основам менеджмента» – самостоятельная творческая работа студента.

План написания курсового проекта составляется студентом самостоятельно с учётом рекомендаций данного методического пособия. Тема и содержание работы согласовываются с руководителем.

Общий объём курсового проекта составляет 30-35 машинописных листов. При изложении материала следует соблюдать определённую последовательность. Курсовой проект состоит из трёх глав, введения, заключения, библиографического списка и приложений, которые должны быть обязательно представлены. Размеры этих разделов должны быть примерно следующими:

Титульный лист

Содержание

Введение (постановка цели и задач курсовой работы – 1-2 страницы)

Глава 1. (теоретическая, обзор литературы по проблеме – 10-15 страниц)

Глава 2. (описательно-практическая, анализ объекта – 10-15 страниц)

Глава 3. (аналитическая, анализ проблемы и рекомендации по её решению – 8-10 страниц)

Заключение (общие выводы по курсовой работе – 1-3 страницы)

Библиографический список (10-15 источников)

Приложения (объём устанавливается в зависимости от темы курсовой работы)

Краткое содержание составных частей курсового проекта

Титульный лист.Представляет собой бланк установленного образца (Приложение А). В верхней части листа указывается название вуза, института, затем, в центре листа название работы и её тема. Ниже, с правой стороны – данные о студенте, должность, звание, учёная степень, фамилия и инициалы руководителя.

Содержание. Включает введение, номера и заголовки всех глав, заключение, библиографический список, приложения с указанием начальных страниц.

Введение. Это вступительная часть курсового проекта, в которой обосновывается теоретическая и практическая актуальность проблемы, формируются цель и задачи курсового проекта, которые ставит перед собой и решает в ходе выполнения работы студент. Указываются объект и предмет исследования, методы исследования, используемые при решении поставленных задач в работе, источники информации. Выбор организации осуществляет сам студент, руководствуясь своими интересами, опытом, знаниями, возможностями получения необходимой информации. Поэтому объектами управления могут быть самые разные организации, например, промышленные предприятия, банки, учебные организации, сельскохозяйственные предприятия, а также отдельные подразделения предприятий или объединений. Исключение составляют студенты, обучающиеся по целевой контрактной подготовке.

В целом по содержанию вводной части должно быть понятно, какие именно аспекты проблемы для организации собирается исследовать автор, какие использует подходы.

Глава 1. В этой главе автор должен дать обзор теоретических источников, выбранных в соответствии с темой курсового проекта. При написании данной главы студенты должны продемонстрировать хорошие навыки работы с библиографией, которые заключаются, прежде всего, в грамотном подборе литературы. В качестве исходного пункта работы с литературой предлагается список основных источников. Студентам не следует ограничиваться предложенным списком литературы, необходимо дополнить его самостоятельно, обратившись к материалам, публикуемым в периодических изданиях, в официальной статистике и т. д.

Составной частью этой главы служит обзор накопленного зарубежного и отечественного опыта по рассматриваемой проблеме. В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходства и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу, сделать соответствующие выводы и сформировать направления, которые должны быть решены в следующих главах курсового проекта.

Глава 2. В этой главе даётся характеристика объекта исследования, предприятия, на базе которого студент пишет свою работу на основе собранной качественной и количественной информации. Студентам необходимо составить так называемый "портрет" предприятия с точки зрения управления, в котором необходимо наличие следующих аспектов:

I. Внутренняя среда предприятия.

Описывая внутреннюю среду, необходимо указать наименование предприятия, сферу деятельности, рассмотреть отраслевую принадлежность, специализацию, исторический аспект деятельности предприятия, если это имеет принципиальное значение для исследуемой проблемы.

Далее необходимо сформировать цели и задачи, построить структуру управления предприятием (при необходимости – схему организационной структуры), охарактеризовать внутриорганизационные коммуникации, описать используемые технологии, персонал (состав и численность).

Здесь же анализируется финансово-экономическое состояние предприятия: выручка, прибыль, рентабельность, себестоимость, коэффициенты ликвидности, платёжеспособности и т. д.

Рассматривается ассортимент выпускаемой продукции, описываются рынки сбыта в качественном и количественном выражении, определяются маркетинговые стратегии, которых придерживается предприятие.

II. Внешняя среда организации.

Анализируя внешнюю среду, выделяют факторы прямого и косвенного воздействия. Определяется их влияние на организацию. Анализ факторов внешней среды даёт возможность выявить особенности социально-экономической среды, взаимодействие с которой оказывает прямое или косвенное воздействие на положение организации. Должен быть выполнен короткий, но обоснованный анализ экономической ситуации в стране, отрасли, состояния рынка продукции или услуг. Этот анализ дополняется изучением социальных и культурных факторов, формирующих вкусы, традиции, платёжеспособный спрос населения.

Немаловажное значение имеет анализ таких факторов как государственное регулирование, политика местных органов власти. Объектом анализа должны быть также: оценка и тенденции развития техники и технологии в изучаемой области, данные об ожидаемых изменениях в демографических характеристиках.

Анализируются также факторы прямого воздействия: поставщики (их количество, качество и регулярность поставок, цены), потребители (категории, ассортимент, предпочтения, вкусы, требования), конкуренты (состояние, возможность появления новых, барьеры вхождения на рынок).

В заключении необходимо выявить наиболее и наименее опасные факторы внешней среды, а также определить взаимосвязь с внутренней средой.

Анализ главы выполняется на основе материалов годовых отчётов, бизнес-планов, первичной отчётности, статистических сборников, периодической печати, законодательной документации.

Глава 3. Содержание третьей главы должно точно соответствовать теме курсового проекта и полностью его раскрыть. На основе теоретических положений, сформулированных в первой главе, и практических данных, описанных и обобщенных во второй главе, в третьей главе необходимо:

- проанализировать практику управления предприятием по вопросам избранной темы, использую любой метод исследования;

- определить проблемную ситуацию по исследуемой теме и выявить причины её возникновения, используя любой метод исследования;

- разработать рекомендации по решению проблемы.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей решения проблемы, автор приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации, а также прогнозирует последствия их принятия.

В целом, третья глава является наиболее важной и сложной в написании, так как предполагает большой личный вклад студента, адекватное понимание ситуации, разработку предложений, рекомендаций, глубокое осмысление информации и логичное, аргументированное изложение материала, соответствующего предъявленным требованиям к курсовому проекту.

В заключении следует сформулировать основные выводы и предложения, вытекающие из результатов проведённого исследования. Выводы и предложения должны быть четкими и конкретными. Этот раздел – итог всего курсового проекта, суть которого должна быть понятной и без чтения текста всей работы.

Курсовой проект должен быть подписан студентом. Дата и подпись студента проставляется после заключения.

Библиографический список. В этом разделе даётся список используемой литературы, который оформляется согласно требованиям, предъявляемым к библиографии. Библиографический список должен содержать 10-15 литературных источников и отражать самостоятельную творческую работу студента. Каждый включенный в такой список источник должен иметь отражение в курсовом проекте. При ссылке в тексте курсового проекта на использованный источник приводится его порядковый номер в списке литературы и номер страницы. Указанная ссылка заключается в квадратных скобках.

Следует обратить внимание на наличие в списке новых источников литературы.

Приложения. В этом разделе помещаются копии документов, таблицы, графики, диаграммы, анкеты и другие вспомогательные или дополнительные документы и материалы, которые загромождают текст курсового проекта. Приложения следуют за библиографическим списком в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы (счет страниц продолжается после списка литературы). Объем приложений не ограничен и не включается в обязательное количество страниц курсовой работы.

Все части курсового проекта как комплексного исследования проблемы должны быть логически связаны между собой и содержать объяснение перехода от одного рассматриваемого вопроса к другому, от одного раздела – к другому.

3 Рекомендации по темам курсового проекта

Наши рекомендации