Понятие валютного регулирования и валютного контроля

Функции ЦБ как органа валютного регулирования

Регулирование Банком России валютных операций резидентов и нерезидентов4. Регулирование репатриации резидентами иностранной валютыи валюты Российской Федерации

Регулирование Банком России части валютной выручки резидентов

Валютные интервенции Банка России

Организация Банком России валютного контроля в Российской Федерации

Организация мониторинга валютных операций Банком России

Понятие валютного регулирования и валютного контроля

Валютное регулирование и валютный контроль - комплекс экономических, организационных и правовых мер воздействия, органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля на внутренние валютные потоки и внешние платежи и переводы (транзакции) в рамках государственной валютной политики.

Цели валютной политики

· укрепление валютно-финансового положения страны, повышение ее международной платежеспособности и кредитоспособности, международной валютной ликвидности;

· повышение инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов и противодействие "бегству капитала" за границу;

· укрепление национальной валюты, создание условий для ее конвертируемости и стабильности курса по отношению к иностранным валютам.

Объект валютной политики - валютные ценности - иностранная валюта и валютные ценности (ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").

В соответствии с Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным ценностям относятся также внешние ценные бумаги:

· платежные документы, основными видами которых являются чеки, векселя и аккредитивы. Перечень платежных документов оставлен в законе открытым, поскольку в результате совершенствования банковских услуг появляются новые виды платежных документов;

· фондовые ценности - акции и облигации, выраженные в иностранной валюте;

· другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, - казначейские векселя, некоторые товаросопроводительные документы (варранты), железнодорожные накладные, коносаменты и др.

Субъектами валютной политики являются определяемые Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" органы и агенты валютного регулирования и валютного контроля.

Валютное регулирование и валютный контроль как инструменты денежно-кредитной политики стали широко использоваться в 1930-х годах, что явилось реакцией денежных властей на явление, получившее название "бегство капитала" (capital flight).

Согласно ст. 5 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" органами валютного регулирования являются Центральный банк и Правительство Российской Федерации.

Органами валютного контроля (ст. 22 Закона) являются Центральный банк, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку, а также не являющиеся уполномоченными банками проф участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы).

Банк России одновременно выступает и как основной орган валютного регулирования, и как один из органов валютного контроля. Он наделен правом издания нормативно-правовых актов, обязательных к исполнению всеми участниками валютного рынка и внешнеэкономической деятельности.

Статьей 35 Федерального закона "О Центральном банке" валютное регулирование определено в качестве одного из инструментов государственной денежно-кредитной политики.

Как инструмент денежно-кредитной политики валютное регулирование может быть реализовано двумя методами:

1. административными: изданием обязательных к исполнению всеми участниками валютных отношений нормативных правовых актов, устанавливающих порядок совершения валютных операций, в том числе посредством валютных ограничений - мер запретительного характера, направленных на лимитирование операций резидентов и нерезидентов с валютными ценностями;

2. экономическими: проведением уполномоченным органом политики процентных ставок, операций на открытом рынке, валютных интервенций и прочих мер.

Преобладание либо административных, либо экономических методов зависит от конкретной макроэкономической ситуации.

Наши рекомендации