Цели, задачи и функции финансового механизма
Финансовый механизм – это динамичная система действия совокупности финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании, управлении денежными потоками и контроле за процессом формирования и использования финансовых ресурсов.
Цель финансового механизма в обеспечении эффективного функционирования финансовой системы. Задачи финансового механизма:
- обеспечение стабильного кругооборота финансовых ресурсов;
- обеспечение перераспределения финансовых ресурсов в соответствии с потребностями отдельных субъектов хозяйствования;
- уменьшение риска потерь финансовых ресурсов субъектами хозяйствования.
Финансовый механизм выступает в роли инструмента воздействия финансов на хозяйственный процесс, под которым понимается совокупность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Поэтому финансовому механизму по мимо традиционных функций финансов присущи и свои индивидуальные функции: организационная и управленческая.
- Организационная функция финансового механизма направлена на организацию финансовых отношений как объекта управления, т.е. определяет соответствующую логику формирования и создания финансовых ресурсов.
- Управленческая функция финансового механизма выражается в воздействии на денежные потоки по формированию финансовых ресурсов и эффективному их использованию.
8.Структура финансового механизма
Структурно финансовый механизм (рис. 1) состоит из двух систем:
- система управляющего воздействия;
- система обеспечения управления.
Система управляющего воздействия – это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления.
Финансовый метод – это способ воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс. Он отвечает на вопрос:
«Как надо воздействовать?», т.е. указывает определённое направление воздействия. Действие финансового метода проявляется в воздействии его на формирование и использование денежных фондов.
Система управляющего воздействия – это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления.
Финансовый рычаг – это приём действия финансового метода. Он отвечает на вопрос: «Чем надо воздействовать?», т.е. показывает с помощью какого элемента можно воздействовать на финансовые ресурсы.
Управляющее воздействие не может быть эффективным без надлежащего обеспечения этого воздействия.
Система обеспечения управления – это система, которая позволяет сделать реально выполнимым, какое либо мероприятие.
Правовое обеспечение – это совокупность воздействий на финансовые отношения на основе правовой законодательной базы государства или международных конвенций. Это происходит при помощи Конституции, Кодексов, Постановлений Правительства, Приказов Министерств, Указов Президента, Законов, Устава юридических лиц и т.п.
Нормативное обеспечение – это совокупность воздействий связанных с организацией, планированием, регулированием и контролем денежных потоков, структуры денежных ресурсов в процессе финансовых отношений. Это происходит при помощи инструкций, методических указаний, норм, нормативов, тарифных ставок и т.п.
Норма – это установленная мера, т.е. какая-то средняя величина. Например, нормы расхода сырья, нормы амортизационных отчислений, ставки тарифных взносов, ставки налогов и др.
Норматив – это технический, экономический и другой показатель норм, в соответствии с которым выполняется какая-то программа. Норматив означает расчётную величину. Например, норматив отчислений в ремонтный фонд, норматив потребности в оборотных средствах и т.п.
Информационное обеспечение – этосовокупность воздействий на финансовые отношения на основе информации о конъюнктуре рынка, о внешней среде, о результатах деятельности и финансового состояния, а также другой информации разного рода.
Сущность, содержание и функции финансового механизма являются общими для всех отраслей народнохозяйственного комплекса. В тоже время каждая отрасль имеет определённую специфику функционирования в ней финансового механизма, обусловленную особенностями отраслевой организации финансовых отношений.
Финансовый механизм представляет собой целостную и довольно сложную систему.
Как система, финансовый механизм есть совокупность взаимодействующих элементов (подсистем и т.п.), составляющих целостное образование. Каждому элементу этой системы присущи различные свойства. При этом всегда можно выделить общие свойства всех элементов системы. Такими свойствами являются:
1. Элемент системы выполняет только ему присущую функцию, которая не повторяется другими элементами этой системы. Например, прибыль, цена, налог, страхование, кредитование и т.п.
2. Элемент обладает способностью взаимодействовать и интегрировать с другими элементами. Например, налог с прибылью, кредитование с инвестированием и т.п.
3. Элемент тесно связан с другими элементами своей системы. Например, цена с прибылью, процент с кредитом и т.п.
Сложность системы финансового механизма определяется неоднородностью составляющих элементов, разнохарактерностью связей между ними, структурным разнообразием элементов. Это вызывает многообразие и различие элементов системы, их взаимосвязей, тенденций изменений состава и состояния системы, множественность критериев оценки их деятельности.
№ 9 Цели, задачи и функции финансового менеджмента
Финансовый менеджмент – управление источниками финансовых ресурсов, финансовыми ресурсами и финансовыми отношениями с целью рационального их использования и наращивания капитала организации.
Гл. Цель: обеспечение роста благосостояния собственности организации в текущем и перспективном периоде.
Цели:
· выработка определенных решений для достижения рациональных конечных результатов и нахождения оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития организации и принимаемыми решениями текущего и перспективного финансового управления;
· максимизация прибыли организации
· обеспечение устойчивого темпа роста развития организации
· поддержка финансовой устойчивости и ликвидности
· максимизация рыночной стоимости организации
1. Общие Функции:
· Организационная функция (финансовый менеджмент объединяет людей в структуре какого – либо аппарата, при этом устанавливаются взаимосвязи этой службы с подразделениями этой организации, оговариваются ее функции)
· Прогнозирование заключается в формировании прогноза изменения финансовых показателей.
· Планирование. На основании этой функции составляется программа действий реализация целей и задач финн менеджмента.
2. Функции финансового менеджмента как субъекта управления:
· Регулирующая. При ее реализации достигается такая организация оборота финансовых ресурсов, при которых достигается финансовая устойчивость организации.
· Функция координации. Аппарат управления будет обеспечивать координацию подразделений организации, обеспечивая при этом единство организации в целом и оптимизируя движение финансовых потоков
· Функция стимулирования. Заключается в разработке мер поощрения и повышения заинтересованности в результатах труда работников организации.
3. Функции финансового менеджмента как объекта:
· Функции контроля.
· Функция мониторинга. Предлагает рассмотреть процессы в динамике. Оценить тренд развития финансовых показателей.
Задачи:
1.Стратегические (максимизация прибыли, обеспечение инвестиционной привлекательности, обеспечение финансовой устойчивости, максимизация рыночной стоимости организации (не равна рыночной ст-ти имущества организации))
2. Текущие (обеспечение сбалансированности денежных средств – платежеспособность и ликвидность, достижения уровня рентабельности за счет гибкой ценовой политики и снижения издержек, избежание банкротства)
3. Операционные (оперативный анализ, учет, контроль и принятие решения по стабильному функционированию коммерческой организации)
Задачи финансового менеджмента:
- Обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.
- Оптимизация денежного оборота.
- Оптимизация расходов.
- Обеспечение минимизации финансового риска на предприятии.
- Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия.
- Обеспечение рентабельности предприятия.
- Задачи в области антикризисного управления.
- Обеспечение текущей финансовой устойчивости предприятия.
№ 10 Органы управления финансами
Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.
Президент РФ(Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.
Федеральное Собраниеутверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.
Правительство РФформирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.
Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.
Главная задачаМинистерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной пошлины товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции: – разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;
– прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
– финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;
– совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;
– управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
– осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;
– координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.
Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное казначейство.
В структуру Федерального казначейства входят Главное управление Федерального казначейства, территориальные органы в субъектах Российской Федерации, органы Федерального казначейства в районах, городах и городских районах. При контроле всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной власти Казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от Казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов Российской Федерации и Правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министерствам и ведомствам.
№ 11 Структура оборотных и внеоборотных активов предприятия
Внеоборотные активы — разновидность имущества предприятия, раздел бухгалтерского баланса, в котором отражается в стоимостной оценке состояние этого вида имущества на отчётную дату. К внеоборотным относят активы предприятия, приносящие предприятию доходы в течение более одного года, или обычного операционного цикла, если он превышает один год[1]. Другая часть активов предприятия — оборотные активы, приносят доход предприятию один и более раз в течение года. Соответственно, затраты на внеоборотные активы постепенно (частями) переносятся на готовую продукцию в течение полезного срока их использования[2][3][4].
Состав и структура внеоборотных активов
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (ПБУ 4/99) к внеоборотным активам относятся:
- Нематериальные активы:
- Права на объекты интеллектуальной (промышленной) собственности
- Патенты, лицензии, товарные знаки, знаки обслуживания, иные аналогичные права и активы
- Организационные расходы
- Деловая репутация организации
- Основные средства:
- Земельные участки и объекты природопользования
- Здания, машины, оборудование и другие основные средства
- Незавершённое строительство
- Доходные вложения в материальные ценности:
- Имущество для передачи в лизинг
- Имущество, предоставляемое по договору проката
- Финансовые вложения:
- Инвестиции в дочерние общества
- Инвестиции в зависимые общества
- Инвестиции в другие организации
- Займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев
- Прочие финансовые вложения
К оборотным активам относятся:
o денежные средства в кассе организации и банках;
o легкореализуемые ценные бумаги, не рассматриваемые в качестве долгосрочных финансовых вложений;
o дебиторская задолженность;
o запасы товаров, материалов, сырья;
o остатки незавершенного производства, готовой продукции;
o текущая часть расходов будущих периодов.
№ 12 Методы финансового планирования и прогнозирования
Нормативный метод- заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. Нормы-абсолютные показатели, отражающие расход ресурсов на единицу продукции, работ, услуг. Нормативы-относит показатели, характеризующие уровень использования ресурсов.
Метод экономического анализа. Экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определит закономерность его изменения, оценить возможности и пути достижения поставленных целей.
Балансовый-разработка балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение по всем направлениям их расхода. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики.
Математическое моделирование-позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансового прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогноза вариант, наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финансовой политики.
Экономическое прогнозированиерасчет показателей прогноза осуществляющихся на основе оценочных коэффициентов при одной или нескольких переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов.
Метод экспертных оценок –в основу прогноза закладывается мнение специалиста, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.
Метод экстраполяции заключается в сложившихся в прошлом и настоящем тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.