Основные цели, задачи, методы и концепции финансового менеджмента. Организация финансового менеджмента на предприятии и его информационное обеспечение.

Финансовый менеджмент — это управление финансами компании, направленное на достижение стратегических и тактических целей функционирования данной компании на рынке. К основным целям финансового менеджмента относятся:

· максимизация рентабельности;

· достижение конкурентоспособного уровня прибыли, рост доходов собственников, менеджеров, персонала фирмы и усиле­ние мотивации их труда;

· оптимизация затрат;

· повышение уровня управления капиталом, оптимизация потоков денежных средств;

· финансовое обеспечение поступательного экономического развития, рост рыночной стоимости предприятия (капитала);

· упрочение завоеванных позиций в конкурентной борьбе;

· финансовое обеспечение конкурентного преимущества на рынках, обеспечение «прорывов» в необходимых направлениях деятельности и др.

Задачи финансового менеджмента:

- формирование объема финансовых ресурсов, необходимого для обеспечения текущей деятельности организации и направлений его развития;

- наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;

- оптимизация денежного оборота и расходов (затрат);

- устранение неэффективных участков деятельности;

- максимизация прибыли предприятия;

- минимизация уровня финансового риска;

- эффективное управление ресурсами в целях увеличения стоимости предприятия;

- обеспечение устойчивых темпов роста экономического потенциала предприятия;

- оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия на предстоящие периоды;

- применение методик оценки эффективности принимаемых финансовых решений;

- избежание банкротства (антикризисное управление);

- обеспечение текущей финансовой устойчивости и целевой рентабельности на основе построенной системы показателей эффективности.

Методы финансового менеджмента условно можно разделить на три группы: общеэкономические методы; инструментальные (количественные) методы принятия управленческих решений; специальные методы1. Рассмотрим их общую характеристику.

К группе экономических методов относятся следующие: кредитование, ссудо-заемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и другие. Общая логика таких методов, их основные параметры, возможность или обязательность их исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления, а вариабельность их применения ограничена.

В группу инструментальных (количественных) методов входят методы прогнозирования, факторный анализ, методы финансовой математики, моделирование и другие методы. Число инструментальных методов очень велико, и наиболее важными для финансового менеджмента являются следующие их подгруппы: методы факторного анализа, методы прогнозирования, методы теории принятия решений.

Важную роль в финансовом менеджменте играют прогнозы и ориентиры; например, прогноз объема реализации, себестоимости продукции, потребности в источниках финансирования, величины денежных потоков и других величин.

Наибольшее распространение получили следующие методы прогнозирования: методы экспертных оценок, методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей; а также методы ситуационного анализа и прогнозирования.

В группе методов теории принятия решений объединяются качественное и количественное начала, то есть опыт и интуиция аналитика, а также необходимость и целесообразность учета некоторых ограничений, предусматриваемых используемым инструментарием и условиями внешней среды. К основным методам в рассматриваемой группе относятся следующие: методы имитационного моделирования, метод построения дерева решений, метод анализа чувствительности.

Специальные методы по критериям регулируемости и обязательности применения занимают промежуточное положение между первыми двумя группами. К ним относятся: дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и другие.

Основные концепции финансового менеджмента:

§ концепция денежного потока;

§ концепция компромисса между риском и доходностью;

§ концепция стоимости капитала;

§ концепция эффективности рынка;

§ концепция асимметричной информации;

§ концепция агентских отношений;

§ концепция альтернативных затрат.

Содержание системы информационного обеспечения финансового менеджмента определяется отраслевыми особенностями деятельности предприятия, его организационно-правовой формой, масштабом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий.

Конкретные показатели этой системы формируются за счет внешних и внутренних источников, которые можно разделить на следующие группы:

1. Показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны (используются при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности).

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка (используются при формировании портфеля финансовых инвестиций, осуществлении краткосрочных вложений).

3. Показатели, характеризующие деятельность конкурентов и контрагентов (используются при принятии оперативных управленческих решений).

4. Нормативно-регулирующие показатели.

5. Показатели, характеризующие результаты финансовой деятельности предприятия (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках).

6. Нормативно-плановые показатели.

Наши рекомендации