Сущность финансового менеджмента, его значение, цели, функции, задачи

Принципы организации и базовые элементы финансов коммерческих организаций

Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятийстроятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами.

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложений денежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыночных отношений существенно расширило самостоятельность хозяйствующих субъектов, появились новые возможности в инвестировании денежных средств. Предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства, участия в формировании уставного каптала другого хозяйствующего субъекта, хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Однако сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйствующих субъектов в процессе формирования финансовых ресурсов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их деятельности. Так, предприятия всех форм собственности в соответствии с законодательством уплачивают необходимые налоги в соответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетных фондов.

Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательской деятельности, обеспечивающей конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование и развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип.

Принцип материальной заинтересованности – объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности – получением прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща коллективам предприятий и организаций, отдельным работникам и государству в целом. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.

Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. В целом, для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств (сроки, качество продукции), несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашения векселей, нарушении налогового законодательства, а также в случае неэффективной деятельности путем применения к данному хозяйствующему субъекту процедуры банкротства.

Принцип обеспечения финансовых резервов. Необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу.

Управленческий учет в системе финансового менеджмента

Основные методы анализа финансовой отчетности

Горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности

Общий анализ финансовой отчетности

Анализ финансового состояния по данным баланса компании.

Коэффициенты рентабельности

Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах.

Рентабельность Продаж (англ. Return on Sales) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.

Рентабельность Продаж = (чистая прибыль / объему продаж)

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

Рента́бельность акти́вов (англ. return on assets, ROA) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.

Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли и вычисляется по формуле: Рентабельность активов = Чистая прибыль за период / Средняя величина активов за период

Ra = P / A

где: Ra — рентабельность активов, P — прибыль за период, A — средняя величина активов за период.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ (экономическая рентабельность активов) показывает сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации.

Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько рублей прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции.

Рента́бельность со́бственного капита́ла (англ. return on equity, ROE) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.

Рентабельность подрядных услуг. Этот показатель может использоваться для конкурсной оценки эффективности каждого из подрядчиков, а также для оценки экономии от предоставления услуги. Рассчитывается как отношение разницы затрат при непредоставлении и предоставлении услуги к затратам при предоставлении услуги.

Ру = (З0 — З1) / З1

Выручка

Аппроксимация затрат

Условно-постоянные издержки

Переменные затраты

Реальное изменение совокупных издержек

Постоянные затраты

Объем продаж

Основные бюджеты компании

Основной, или общий бюджет состоит из трёх обязательных финансовых документов:

  1. Прогноза отчёта прибылей и убытков
  2. Прогноза отчёта о движении денежных средств
  3. Прогноза балансового отчёта

Как правило, такой бюджет составляют на 3 года с разбивкой 1го года по месяцам.

Процесс бюджетирования разделён на две составные части: подготовка операционного бюджета и подготовка финансового бюджета.

Операционный бюджет включает:

  • бюджет продаж - операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции.
  • бюджет производства
  • бюджет производственных запасов (информация об объеме запасов сырья, материалов и незавершенного производства)
  • бюджет прямых затрат на материалы. Составляется после определения объема производства для определения потребностей в материально-производственных запасах и соответственно для планирования закупок на предстоящий период. Объем планируемых закупок зависит от ожидаемого потребления материалов и объема материальных запасов предприятия. Бюджет материальных затрат обычно включает расчет ожидаемых наличных платежей за приобретаемые материалы.
  • бюджет производственных накладных расходов. Включает все прочие статьи, которые не являются прямыми затратами на материалы и прямыми затратами на труд. Сюда относятся такие расходы, как амортизация, отдельные виды налогов, включаемые в себестоимость, арендная плата и др.
  • бюджет прямых затрат на оплату труда
  • бюджет коммерческих расходов. Расчёт коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги) должен соотноситься с объёмом продаж
  • бюджет управленческих расходов
  • бюджет прибылей и убытков

Финансовый бюджет состоит из:

  • инвестиционного бюджета – отражает притоки и оттоки денежных средств по инвестиционной деятельности предприятия.
  • кассового бюджета – подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период, включающая как конкретные статьи поступлений и выплат, так и их временные параметры

§ прогноза баланса.

55.Финансирование инвестиционных проектов

Инвестиционное решение – решение о вложении капитала в активы, способные принести доход в будущем

Инвестирование – отказ от потребления в пользу получения дохода в будущем

Инвестиционный проект - обоснованная технико-экономическими расчетами последовательность действий по достижению цели инвестирования

Источники финансирования инвестиционных проектов:

1. Самофинансирование

2. Акционирование

3. Долговое финансирование (кредиты, облигации)

4. Инвестиционный лизинг

5. Венчурное финансирование

6. Государственное финансирование

Капитальные расходы инвестиционного характера могут конкретизироваться федеральных целевых программах.

7. Фонды прямых инвестиций

Прямые инвестиции – вложение денег непосредственно в реальные активы или получение контроля над предприятием (приобретение контрольного либо значительного пакета акций)

Фонды прямых инвестиций – инструмент реализации прямых инвестиций

8. Стратегические иностранные инвестиции

9. Комбинированное финансирование (проектное, форвардное финансирование, мезонины, LBO)

LBO - приобретение контрольного пакета акций компании с привлечением заемных средств

Мезонинное финансирование - продукт, предназначенный для нужд компаний с малой капитализацией (финансирование сделок слияний-поглощений, в девелоперском бизнесе: предоставляются под обеспечение не строящимся объектом недвижимости, а акциями компании-застройщика)

Источники средств для долгосрочных инвестиций:

а. Собственные источники средств – Дополнительная эмиссия акций, нераспределенная прибыль. В долгосрочном финансировании амортизацию использовать нельзя из-за высокой инфляции, высокого риска управления свободными денежными средствами и резкой нехватки денежных средств на текущее потребление.

б. Традиционные инструменты долгосрочного заимствования – Банковские кредиты, облигационные займы

в. Комбинированные формы финансирования –Привилегированные акции - гибрид между задолженностью и акционерным капиталом; Лизинг - гибрид между кредитом и арендой; Производные инструменты и конвертируемые ценные бумаги; Мезонины – долговое финансирование с опционом на акции заемщика; Венчур, фонды прямых инвестиций

Метод периода окупаемости

Срок окупаемости инвестиционного проекта PP – это время с начала освоения инвестиций, по истечению которого сумма приведенных эффектов будет равна сумме приведенных капитальных вложений. Определяется срок окупаемости как с учетом так и без учета фактора времени, для чего анализируется соответствующие денежные потоки. Если доход (прибыль) одинаков по годам реализации инвестиционного проекта, то срок окупаемости определяется по формуле

PP = К/П,

где К – капитальные вложения на реализацию проекта, руб.;

Внутренняя норма прибыли

Внутренняя норма доходности (прибыли, внутренний коэффициент окупаемости, Internal Rate of Return - IRR) - норма прибыли, порожденная инвестицией. Это та норма прибыли (барьерная ставка, ставка дисконтирования), при которой чистая текущая стоимость инвестиции равна нулю, или это та ставка дисконта, при которой дисконтированные доходы от проекта равны инвестиционным затратам. Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника.

IRR = r, при котором NPV = f(r) = 0,

Ее значение находят из следующего уравнения:

Сущность финансового менеджмента, его значение, цели, функции, задачи - student2.ru

CFt - приток денежных средств в период t;
It - сумма инвестиций (затраты) в t-ом периоде;
n - суммарное число периодов (интервалов, шагов) t = 0, 1, 2, ..., n.

IRR должен быть выше средневзвешенной цены инвестиционных ресурсов: IRR > CC.Если это условие выдерживается, инвестор может принять проект, в противном случае он должен быть отклонен.

Достоинства показателя внутренняя норма доходности (IRR) состоят в том, что кроме определения уровня рентабельности инвестиции, есть возможность сравнить проекты разного масштаба и различной длительности.

57.Временная стоимость денег, ее использование в финансовом менеджменте

Одна и та же сумма денег в разные периоды времени имеет разную стоимость. При этом стоимость денег в настоящее время всегда выше, чем в любом будущем периоде. Эта неравноценность определяется действием трех основных факторов: инфляцией, риском неполучения дохода при вложении капитала и особенностями денег, рассматриваемых как один из видов оборотных активов.

Теория временной стоимости денег утверждает, что количество денег принадлежащих одному инвестору с течением времени увеличивается, при условии их вложения в тот или иной объект инвестирования с учетом риска.

Будущая стоимость денег представляет собой сумму инвестируемых в настоящий момент средств, в которые они превратятся через определенное время с учетом ставки %. Определение будущей стоимости денег связано с процессом наращения (compounding) начальной стоимости, который представляет собой поэтапное увеличение вложенной суммы путем присоединения к первоначальному ее размеру суммы процентных платежей.

Настоящая стоимость денег – сумма будущих денежных средств, инвестированных в настоящий момент с целью определения их размера (грубо говоря – какую сумму мне вложить сейчас, чтобы получить столько-то). Этот процесс называется процессом дисконтирования.

Все финансовые решения, связанные с изменением стоимости во времени, могут осуществляться как по простым ,так и сложным %

Простой % - представляет собой сумму дохода, которую получат путем начисления к основной сумме вклада процентных платежей в течении всего периода накопления.

· Определение будущей стоимости при простых процентах:

S= P*(1+n*i)

· Определение настоящей стоимости

P=S* 1/ (1+n*i)

Сложный процент – сумма дохода, начисляемого к основной сумме вклада, но не выплачиваемая, а дающая основание начислить процент вместе с этой суммой.

· Определение будущей стоимости при сложных процентах:

S= P*(1+i)n

· Определение настоящей стоимости

P=S* 1/ (1+*i)n

Рыночный подход

Рыночный подход- общий способ определения стоимости компании, в рамках которого используется один или более методов, основанных на сравнении данной компании с аналогичными компаниями.

Метод компании - аналога:основан на использовании цен, сформированных открытым рынком. Базой для сравнения служит цена на единичную акцию котирующейся компании Метод сделок:ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов:основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Рассчитываемые коэффициенты базируются на основе статистических наблюдений за отраслью и компанией.

Предприятия-аналоги должны относиться к той же отрасли, что и оцениваемая компания, а также быть сходны по следующим основным финансовым и производственным характеристикам:

· размер компании (выручка, численность, стоимость активов и т. д.);

· ассортимент;

· товарная и территориальная диверсификация;

· технологическая и техническая оснащенность;

· риски, связанные с работой;

· сопоставимость предполагаемой сделки (форма сделки, условияфинансирования, условия оплаты и т. д.).

Если между компаниями-аналогами и оцениваемой компанией по каким-либо из перечисленных критериев существуют расхождения, необходимо использовать соответствующие мультипликаторы (коэффициенты, характеризующие соотношения результирующего показателя к одной из его составляющих).

Используются следующие виды мультипликаторов:

· стоимость компании / прибыль (P/E);

· стоимость компании / денежный поток;

· стоимость компании / рыночная стоимость материальных активов.

При расчете стоимости компании рекомендуется пользоваться несколькими мультипликаторами, заранее рассчитав для каждого степень достоверности (весомость).

При использовании нескольких мультипликаторов формула расчета стоимости компании будет выглядеть следующим образом:

Стоимость компании = Σ (Кi *Mi * Bi),

где n - количество показателей деятельности, используемых при оценке стоимости компании;

Ki - показатель деятельности оцениваемого предприятия;

Mi - мультипликатор по i-му показателю;

Bi - вес i-го мультипликатора.

Затратный подход

Затратный подход основан на определение рыночной стоимости всех видов имуществ предприятия за вычетом долговых обязательств.

Метод чистых активов применяется в следующих случаях:

  • Оцениваемое предприятие обладает значительными материальными активами.
  • У оцениваемого предприятия отсутствуют ретроспективные данные о прибыли или нет возможности прогнозировать будущую прибыль.
  • Оценивается новое предприятие или незавершенное строительство.
  • Оцениваемое предприятие сильно зависит от контрактов или не имеет постоянной клиентуры.
  • Оценивается холдинговая или инвестиционная компания, которая не получает прибыли за счет собственного производства.

Информационной базой метода чистых активов является бухгалтерский баланс предприятия. Оценщик проводит анализ и корректировку всех статей ежеквартального баланса на последнюю отчетную дату для определения рыночной стоимости имеющихся активов.

Стоимость предприятия = Рыночная стоимость активов - долговые обязательства.

При оценке акционерных обществ необходимо учитывать "порядок оценки стоимости чистых активов акционерных обществ", утвержден приказом министерства финансов РФ и федеральной комиссией по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. №10Н, 03-6/ПЗ.

Процедура оценки рыночной стоимости предприятия методом чистых активов:

  1. Оценивается рыночная стоимость недвижимого имущества предприятия.
  2. Определяется стоимость движимого имущества предприятий.
  3. Выявляются и оцениваются нематериальные активы.
  4. Определяется рыночная стоимость краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений.
  5. Определяется рыночная стоимость материально-производственных запасов.
  6. Оценивается дебиторская задолжность.

Доходный подход

Подход базируется на финансовом анализе бизнеса предприятия и прогнозировании тех доходов, которые оно способно в будущем принести своему владельцу. Применение данного подхода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. В меньшей степени метод применим для компаний, терпящих систематические убытки.

Основные понятия в данном подходе:

Денежный потокпредставляет собой зависимость от времени динамики денежных поступлений и затрат. Это последовательность годовых значений разностей между притоками и оттоками денежных средств за расчетный период

Чистый дисконтированный доходрассчитывается как алгебраическая сумма годовых дисконтированных значений денежного потока. Он характеризует превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами с учетом их неравноценности из-за разновременности.

Норма дисконта- это ставка дохода, используемая для пересчета денежных сумм, подлежащих уплате или получению в будущем, к текущей стоимости.

Это величина, которая удовлетворяет требованиям руководства или акционеров предприятия.

Необходимая норма дисконта представляет собой минимальную величину, которую можно рассчитывать как среднюю величину издержек собственного и заемного капитала, взвешенную по структуре капитала.

Издержки заемного капитала определяются на момент оценки процентом по кредитам (например, по банковским кредитам или ссудам). При определении издержек собственного капитала исходят из сравнимых (на взгляд акционеров) возможностей его альтернативных вложений, существующих на рынке, прежде всего с учетом ожидаемого риска.

Кроме того, норма дисконта ориентируется на рентабельность возможных альтернативных инвестиций на самом предприятии. Таким образом, величина нормы дисконта определяется структурой и оценкой капитала компании.

В рамках доходного метода традиционно выделяют метод дисконтированных денежных потоков(discounted cash flow method, DCF) и метод капитализации прибыликомпании (capitalized returns method).

Метод дисконтированных денежных потоков

Сущность финансового менеджмента, его значение, цели, функции, задачи - student2.ru

Денежный поток в постпрогнозный период(определяется для каждого прогнозного года) =Чистая прибыль +амортизационные отчисление + прирост норматива собственного оборотного капитала – прирост капитальных вложений- возврат долгосрочной задолженности и процентов.

Обоснованная рыночная стоимость предприятия = текущая стоимость денежных потоков в прогнозный период + текущая стоимость остаточного периода + дефицит (избыток) собственных оборотных средств по сравнению с нормативами – ликвидационная стоимость нефункицонльных активов (не принимающих участие в формировании денежного потока)

Метод капитализации прибыли

Метод капитализации прибыли - упрощенный метод в рамках доходного подхода.

Используется, когда предприятие в течение длительного срока получает примерно одинаковые величины прибыли (или темпы ее роста постоянны).

Оценка стоимости компании производится по формуле:

V= I / R,

где

V – стоимость компании

I – величина прибыли

R – ставка капитализации

Расчет ставки капитализации производится исходя из ставки дисконта, уменьшенной на ожидаемые среднегодовые темпы роста прибыли.

Сущность финансового менеджмента, его значение, цели, функции, задачи - student2.ru

[1] Ковалева А.М., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 416 с.

Сущность финансового менеджмента, его значение, цели, функции, задачи

Финансовый менеджмент — один из необходимых элементов экономического управления деятельностью предприятия. Осуществление любой хозяйственной деятельности сопровождается движением финансовых и денежных потоков. Такое движение порождается самим фактом наличия деловых взаимоотношений данного предприятия с другими юридическими лицами.

Главная цель финансового менеджмента – обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия (пайщиков, акционеров) в текущем и перспективном периоде. В процессе реализации главной цели финансовый менеджмент направлен на решение основных задач:

1. Обеспечение формирования необходимого объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в перспективе. При этом должно быть привлечено достаточное количество собственных финансовых ресурсов, это делается прежде всего за счет повышения эффективности их использования. Привлечение заемных источников целесообразно при условии их окупаемости, когда использование повысит рентабельность собственных средств.

2. Обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации. Прежде всего требуется установление необходимой пропорциональности в использовании финансовых ресурсов на цели производственно-хозяйственного и социального развития организации, на выплаты необходимого уровня доходов, на инвестированный капитал собственникам организации и т.п.

3. Оптимизация денежного оборота. Эта задача решается путем эффективного управления денежными потоками организации в процессе кругооборота денежных средств с целью минимизации среднего остатка свободных денежных активов.

4. Обеспечение максимизации прибыли при предусматриваемом уровне финансового риска. Это достигается прежде всего за счет эффективного управления активами, вовлечения в хозяйственный оборот заемных финансовых средств, выбора наиболее эффективных направлений операционной и финансовой деятельности при осуществлении эффективной налоговой, амортизационной, дивидендной политики.

5. Обеспечение минимизации уровня финансового риска при необходимом уровне прибыли путем диверсификации видов операционной и финансовой деятельности, а также портфеля финансовых инвестиций; профилактика и избегание отдельных финансовых рисков с помощью эффективных форм их внутреннего и внешнего страхования.

6. Обеспечение постоянного финансового равновесия организации в процессе ее развития посредством поддержания высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности, формирования оптимальной структуры капитала и активов, достаточного уровня самофинансирования инвестиционных потребностей.

7. Финансовое планирование

8. Осуществление финансового учета, контроля и анализа

Функции финансового менеджмента:

1. Распределительная функция – эффективная структуракапитала предприятия, а так­же формирование фондов финансовых ресурсов. Являясь приори­тетной структурой в общей системе управления, финансовый ме­неджмент призван таким образом организовать финансовые потоки, чтобы обеспечить эффективный и бесперебойный воспроизводствен­ный процесс на предприятии.

2. Воспроизводственная функция – обеспечение достаточности денежных средств для нормального функционирования предприятия, сбалан­сированность материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота.

3. Организационная функция – системный подход в организации управления денежны­ми потоками и фондами, взаимодействие функциональных структур предприятия для достижения, намеченного финансового результата. Организационная функция предполагает взаимную увязку ресурсов в пространстве и во времени.

4. Финансовое планирование – количественная определенность предполагаемых процессов и мероприятиятий. Базируясь на анализе хозяйственной деятельности предприятия, финансовое планирование формирует конкретные пока­затели, задает экономические пропорции развития благодаря распре­делению финансовых ресурсов.

5. Прогнозирование позволяет выявить определенные тенденции, складывающиеся на рынке, экстраполируя которые на временной отрезок можно раз­работать варианты стратегии и тактики для достижения намеченной цели.

6. Стимулирующая функция финансового менеджмента обеспечи­вает необходимую мотивацию как собственникам, так и всему коллек­тиву предприятия. Заинтересованность в высокой результативности собственного труда обеспечивается соответствующей организацией системы оплаты.

7. Контрольная функция финансового менеджмента отражает со­стояние кругооборота ресурсов, эффективность хозяйствования, обеспе­чивает контроль за управленческими решениями в области финансов, предусматривая сбор необходимой информации, анализ факторов, явившихся причиной отклонения от запланированных параметров.

Наши рекомендации