Вопрос: Каков порядок ежемесячных страховых выплат работающим пострадавшим в случае задержки данных выплат страхователем?

Ответ: В соответствии с п. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ при задержке страхователем производимых им ежемесячных страховых выплат более чем на один календарный месяц, указанные выплаты по заявлению застрахованного или лиц, имеющих право на их получение, производятся страховщиком с последующим возмещением страхователем понесенных страховщиком расходов и выплатой ему пени в размере, установленном законодательством Российской Федерации.

Письмо ФСС РФ от 14.10.2003 N 02-18/07-6776 «Ответы на вопросы по применению Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"»

В связи с многочисленными обращениями исполнительных органов Фонда направляем ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по применению Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Л.Н.РАУ

Приложение

1. Возможна ли передача личного (учетного) дела пострадавшего от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания по месту постоянного жительства без его согласия?

23 сентября 2003 года вступило в силу Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 27 августа 2003 года N 97 "О внесении изменений в Порядок передачи личных (учетных) дел пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по месту их постоянного жительства, утвержденный Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 27 января 2003 года N 6" (зарегистрировано в Минюсте РФ 10 сентября 2003 года). В данном Постановлении не предусматривается получение согласия пострадавших при передаче их личных (учетных) дел по месту постоянного жительства. Указанная норма применяется с 23 сентября 2003 года (опубликовано в "Российской газете" 23 сентября 2003 года N 189).

2. Применяются ли районные коэффициенты к расходам на постоянный посторонний уход при передаче личного (учетного) дела пострадавшего в регион, где установлен такой коэффициент?

В соответствии с п. 6.5 "Временного порядка взаимодействия субъектов и участников системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вопросам медико-социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного и оплаты дополнительных расходов на его проведение", разработанного Фондом социального страхования Российской Федерации (от 18.04.2000 N 02-08/10-943П) совместно с Минздравом России (от 18.04.2000 N 2510/4245-23) и Минтрудом России (от 19.04.2000 N 2726-АО), в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты, размер оплаты (возмещения) расходов на посторонний уход (специальный медицинский, постоянный и бытовой) определяется с учетом этих коэффициентов.

Кроме этого, согласно совместному письму Минтруда России (от 16.01.2001 N 305-АО), Минздрава России (от 18.01.2001 N 2510/562-01-32) и Фонда социального страхования Российской Федерации (от 18.01.2001 N 02-08/10-133П) оплата исполнительным органом Фонда посторонних видов ухода с учетом районных коэффициентов осуществляется пострадавшим, постоянно проживающим в местностях, где установлены подобные надбавки.

При этом, если в регионе действуют несколько районных коэффициентов, следует учитывать районный коэффициент к заработной плате, установленный федеральным законодательством для данной местности по непроизводственным отраслям промышленности.

Таким образом, районный коэффициент к расходам на посторонний уход применяется с момента переезда пострадавшего на постоянное место жительства в регион, где установлен районный коэффициент.

3. Что считать датой установления острого или хронического профессионального заболевания?

В соответствии с Инструкцией о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967 (приложение N 6 к Приказу Минздрава России от 28.05.2001 N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации"), датой установления острого или хронического профессионального заболевания следует считать дату установления заключительного диагноза учреждением здравоохранения.

4. Каким образом расследуется профзаболевание, если пострадавший работал во вредных условиях на разных предприятиях, где могло возникнуть профзаболевание?

В соответствии с п. 5.2 Инструкции о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967 (утверждена Приказом Минздрава России от 28.05.2001 N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации"), если профзаболевание возникло или могло возникнуть на предприятиях, подконтрольных разным центрам госсанэпиднадзора, то расследование и составление акта о случае профзаболевания осуществляется по последнему месту работы пострадавшего в контакте с вредным производственным фактором, вызвавшим профессиональное заболевание.

5. Как осуществляется возврат страховых выплат, излишне перечисленных на счета получателей этих выплат в случае их смерти?

В соответствии с ч. 2 ст. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента допускается только по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Действующими нормативными правовыми актами в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возможность списания банком излишне перечисленных страховых выплат без распоряжения клиента не предусмотрена.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на органы ЗАГС возложена обязанность в 10-дневный срок направлять органам Фонда по своему месту нахождения сведения о государственной регистрации смерти граждан.

Учитывая изложенное, необходимо организовать взаимодействие с органами ЗАГС.

После получения информации о государственной регистрации факта смерти застрахованного лица от органов ЗАГС региональное отделение должно прекратить перечисление страховых выплат на лицевой счет умершего лица.

Что касается излишне перечисленных сумм страховых выплат, то, в соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, их следует взыскивать с наследников получателя как суммы неосновательного обогащения через суды общей юрисдикции.

6. На основании каких документов назначаются страховые выплаты в случае смерти застрахованного иждивенцам и лицам, имеющим право на их получение?

В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний" (далее - Закон), при назначении страховых выплат лицам, имеющим право на их получение в случае смерти застрахованного, необходимо подтверждение факта нахождения на иждивении или установление права на получение содержания.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.

Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются учащимся старше 18 лет до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет. Для назначения обеспечения по страхованию указанным лицам необходимо представить справку учебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного учится в этом учебном учреждении по очной форме обучения.

Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются также инвалидам - на срок инвалидности, а также женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно. В соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, в частности, факт нахождения лица на иждивении, что влечет возникновение права данного лица на получение обеспечения по страхованию в соответствии с Законом. Установление юридического факта нахождения на иждивении имеет значение, если часть заработка застрахованного была постоянным и основным источником дохода.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона, для назначения обеспечения по страхованию инвалидам, а также женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, необходимо представлять документ, подтверждающий факт их нахождения на иждивении. Таким документом будет являться судебное решение об установлении юридического факта.

Письмо ФСС РФ от 29.09.2004 г. N 02-18/06-6549 «Ответы на вопросы, возникающие при назначении страховых выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве»

Фонд социального страхования Российской Федерации направляет для использования в практической работе ответы на вопросы, наиболее часто поступающие из исполнительных органов Фонда.

Л.Н.PAУ

Приложение

1. Возможна ли передача личного (учетного) дела пострадавшего от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания по месту постоянного жительства без его согласия?

23 сентября 2003 года вступило в силу Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 27 августа 2003 года N 97 "О внесении изменений в Порядок передачи личных (учетных) дел пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по месту их постоянного жительства, утвержденный Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 27 января 2003 года N 6" (зарегистрировано в Минюсте России 10 сентября 2003 года). В данном Постановлении не предусматривается получение согласия пострадавших при передаче их личных (учетных) дел по месту постоянного жительства. Указанная норма применяется с 23 сентября 2003 года (опубликована в "Российской газете" 23 сентября 2003 года N 189).

2. Применяются ли районные коэффициенты при определении расходов на постоянный посторонний уход при передаче личного (учетного) дела пострадавшего в регион, где установлен такой коэффициент?

В соответствии с п. 6.5 Временного порядка взаимодействия субъектов и участников системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по вопросам медико-социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного и оплаты дополнительных расходов на его проведение, разработанного Фондом социального страхования Российской Федерации (от 18.04.2000 N 02-08/10-943П) совместно с Минздравом России (от 18.04.2000 N 2510/4245-23) и Минтрудом России (от 19.04.2000 N 2726-АО), в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты, размер оплаты (возмещения) расходов на посторонний уход (специальный медицинский, постоянный и бытовой) определяется с учетом этих коэффициентов.

Кроме этого, согласно совместному письму Минтруда России (от 16.01.2001 N 305-АО), Минздрава России (от 18.01.2001 N 2510/562-01-32) и Фонда социального страхования Российской Федерации (от 18.01.2001 N 02-08/10-133П) оплата исполнительным органом Фонда посторонних видов ухода с учетом районных коэффициентов осуществляется пострадавшим, постоянно проживающим в местностях, где установлены подобные надбавки.

При этом, если в регионе действуют несколько районных коэффициентов, следует учитывать районный коэффициент к заработной плате, установленный федеральным законодательством для данной местности по непроизводственным отраслям промышленности.

Таким образом, районный коэффициент к расходам на посторонний уход применяется с момента переезда пострадавшего на постоянное место жительства в регион, где установлен районный коэффициент.

3. Что считать датой установления острого или хронического профессионального заболевания?

В соответствии с Инструкцией о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967 (приложение N 6 к Приказу Минздрава России от 28.05.2001 N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации"), датой установления острого или хронического профессионального заболевания следует считать дату установления заключительного диагноза учреждением здравоохранения.

4. Каким образом расследуется профзаболевание, если пострадавший работал во вредных условиях на разных предприятиях, где могло возникнуть профзаболевание?

В соответствии с п. 5.2 Инструкции о порядке применения Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 967 (утверждена Приказом Минздрава России от 28.05.2001 N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации"), если профзаболевание возникло или могло возникнуть на предприятиях, подконтрольных разным центрам госсанэпиднадзора, то расследование и составление акта о случае профзаболевания осуществляется по последнему месту работы пострадавшего в контакте с вредным производственным фактором, вызвавшим профессиональное заболевание.

5. Как осуществляется возврат страховых выплат, излишне перечисленных на счета получателей этих выплат в случае их смерти?

В соответствии с ч. 2 ст. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента допускается только по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Действующими нормативными правовыми актами возможность списания банком излишне перечисленных страховых выплат без распоряжения клиента не предусмотрена.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.07.2003 N 118-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на органы ЗАГС возложена обязанность в 10-дневный срок направлять органам Фонда по своему месту нахождения сведения о государственной регистрации смерти граждан.

Эта обязанность возлагается на органы ЗАГС также и Федеральным законом от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".

После получения информации о государственной регистрации факта смерти застрахованного лица от органов ЗАГС региональное отделение Фонда должно прекратить перечисление страховых выплат на лицевой счет умершего лица.

Что касается излишне перечисленных сумм страховых выплат, то в соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации их следует взыскивать с наследников получателя как суммы неосновательного обогащения через суды общей юрисдикции.

6. На основании каких документов назначаются страховые выплаты в случае смерти застрахованного иждивенцам и лицам, имеющим право на их получение?

В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) при назначении страховых выплат лицам, имеющим право на их получение в случае смерти застрахованного, необходимо представить документ, подтверждающий факт нахождения на иждивении или установление права на получение содержания.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.

Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются учащимся старше 18 лет до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет. Для назначения обеспечения по страхованию указанным лицам необходимо представить справку учебного учреждения о том, что имеющий право на получение страховых выплат член семьи умершего застрахованного учится в этом учебном учреждении по очной форме обучения.

Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются также инвалидам - на срок инвалидности, а также женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно. В соответствии со ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, в частности факт нахождения лица на иждивении, что влечет возникновение права данного лица на получение обеспечения по страхованию в соответствии с Законом. Установление юридического факта нахождения на иждивении имеет значение, если часть заработка застрахованного была постоянным и основным источником дохода.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона для назначения обеспечения по страхованию инвалидам, а также женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, необходимо представлять документ, подтверждающий факт их нахождения на иждивении. Таким документом будет являться судебное решение об установлении юридического факта.

7. Следует ли руководствоваться при расчете капитализируемых платежей Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 72?

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фондом социального страхования Российской Федерации разработана Методика расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей. Данный документ утвержден Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 72.

Методика была согласована без замечаний с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству и направлена на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

По заключению Минюста России от 20 августа 2001 года N 07/8410-ЮД Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 72 в государственной регистрации не нуждается.

Таким образом, Методика разработана на основании и в строгом соответствии с действующим законодательством о возмещении вреда и призвана своей целью защищать законные интересы пострадавших, получивших трудовое увечье при исполнении профессиональных обязанностей, что согласуется с требованиями п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Примечание.

Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ.

Методика разработана не только в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", но и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1093 ГК РФ в случае ликвидации юридического лица соответствующие повременные платежи должны быть капитализированы для выплаты потерпевшему по правилам, установленным законом или иными правовыми актами.

Действующий закон о банкротстве так же, как и предыдущий, не содержит правил капитализации сумм в возмещение вреда, причиненного несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Такие нормы содержатся в специальном Законе от 24.07.1998 N 125-ФЗ, а также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 года N 863.

Расчет размера капитализируемых платежей проводится на момент принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и открытии конкурсного производства (на дату принятия решения о ликвидации страхователя). С этой даты и до внесения записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц факторы, которые приводят к изменению размера капитализируемых повременных платежей в период конкурсного производства, остаются постоянными. Такими факторами при исчислении указанных платежей являются: изменение фактического возраста; изменение нуждаемости пострадавшего в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, изменение степени утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего; изменение в связи с индексацией ежемесячной страховой выплаты.

Коэффициенты капитализации базируются на вероятностно-статистической модели, которая использует демографическую статистику населения, рассчитаны для получателей в зависимости от их пола и возраста (для мужчин и женщин). Коэффициенты капитализации, используемые в Методике, научно обоснованы методами актуарной математики и характеризуют показатель дожития мужчин и женщин. Коэффициенты капитализации разнятся из-за неодинаковой средней продолжительности жизни мужчин и женщин.

Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обязывает конкурсного управляющего рассчитать размер капитализированных платежей согласно Методике расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей и внести капитализированные платежи на счет страховщика.

8. Следует ли назначать обеспечение по страхованию членам сельскохозяйственных производственных кооперативов, принимающим личное трудовое участие в деятельности кооператива?

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональном заболевании" обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" для осуществления своей деятельности сельскохозяйственные потребительские кооперативы вправе нанимать работников и из числа своих членов. Трудовые отношения работников в кооперативе регулируются законодательством о труде Российской Федерации. Время работы в кооперативе работников и членов производственного кооператива засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж на основании записей в трудовых книжках, которые производственный кооператив обязан вести на каждого члена кооператива, а также на каждого работника кооператива. Не допускается установление условий, ухудшающих положение работников и членов производственного кооператива по сравнению с нормами, установленными законодательством о труде Российской Федерации. В соответствии с указанным Законом кооператив обязан вносить в Фонд социального страхования Российской Федерации страховые взносы. Кроме того, кооператив производит оплату труда своих членов как в денежной, так и в натуральной форме. Размер оплаты труда зависит от личного трудового участия члена производственного кооператива и доходов кооператива.

Таким образом, члены сельскохозяйственного производственного кооператива, как и члены сельскохозяйственного потребительского кооператива, могут состоять в трудовых отношениях с кооперативом и с ними могут заключаться трудовые договоры в соответствии с действующим законодательством о труде. В данном случае члены сельскохозяйственных производственных кооперативов будут являться застрахованными в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Письмо ФСС РФ от 03.05.2005 г. N 02-18/06-3884 «О применении Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"».

Департамент страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний направляет для использования в практической работе информационно-аналитический обзор наиболее часто задаваемых вопросов, возникающих в ходе реализации Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Руководитель Департамента

страхования от несчастных случаев

на производстве и профзаболеваний

И.Г.БАРАНОВСКИЙ

Приложение

1. Вопрос: Как производится назначение обеспечения по обязательному социальному страхованию лиц, у которых выявлено профессиональное заболевание и установлена степень утраты профессиональной трудоспособности спустя несколько лет после выхода на пенсию?

Ответ: Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) вступил в силу 6 января 2000 года.

Для целей указанного Закона используются следующие понятия: страховщик, страхователь, застрахованный, страховой взнос и т.д.

Под понятие "застрахованный" в соответствии со ст. 3 Закона подпадают физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, или гражданско-правового договора, в соответствии с которым страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Указанные физические лица, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной способности, также относятся к застрахованным.

Согласно п. 5 ст. 7 Закона лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено законодательством СССР или законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работника увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по обязательному социальному страхованию.

В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Например, ранее право на возмещение вреда пострадавшим установлено не было, на момент вступления вышеуказанного Закона в силу они не состояли в трудовых отношениях с работодателем, следовательно, в настоящее время они не являются застрахованными лицами. Таким образом, действие Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ на них не распространяется.

В ряде субъектов Российской Федерации судебная практика по данной категории дел складывается с учетом мнения Фонда по применению норм Закона.

2. Вопрос: Имеют ли право на обеспечение по страхованию в связи с потерей кормильца лица, получающие второе высшее образование?

Согласно нормам Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) право на обеспечение по данному виду страхования имеют в случае смерти застрахованного несовершеннолетние лица до достижения ими возраста 18 лет, а также учащиеся старше 18 лет до окончания учебы в учебных учреждениях по очной форме обучения.

В связи с тем, что действующее законодательство прямо не содержит ограничения при назначении обеспечения по обязательному социальному страхованию при получении указанными лицами только одного вида образования, указанное обеспечение при соблюдении условий, указанных в Законе, назначается до окончания учебы, но не более чем до достижения получателем возраста 23 лет.

3. Вопрос: Производится ли обеспечение по страхованию лиц, пострадавших в результате аварии на ПО "Маяк"?

Ответ: В настоящее время обеспечение в возмещение вреда данной категории пострадавших осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", который распространил действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан, проживавших на вышеуказанной территории, а также на граждан, участвовавших в работах по ликвидации последствий аварии.

Согласно Федеральному закону от 26.11.98 N 175-ФЗ назначение и выплата сумм в возмещение вреда производятся через органы социальной защиты населения за счет средств федерального бюджета.

Нормы Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" на указанных лиц не распространяются, поскольку действующим законодательством не предусмотрено двойное возмещение вреда по одному и тому же основанию.

4. Вопрос: Подлежат ли передаче по месту постоянного проживания личные (учетные) дела пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на предприятиях, находящихся в стадии ликвидации?

Ответ: В соответствии с Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 27.01.2003 N 6, а также в соответствии с письмом Фонда социального страхования Российской Федерации от 13.04.2004 N 02-18/06-2310 личные (учетные) дела пострадавших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний на предприятиях, находящихся в стадии ликвидации, передаются по месту их постоянного жительства, если с конкурсным управляющим (ликвидационной комиссией) согласованы объемы платежей, подлежащих капитализации и передаче их страховщику как кредитору.

5. Вопрос: Что понимается под понятием "обычный размер вознаграждения"?

Ответ: Согласно п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон), если страховой случай наступил после окончания трудового договора, по желанию застрахованного учитывается его заработок до окончания срока действия указанного договора либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Данная норма предоставляет застрахованному право выбора расчетного периода в случае наступления страхового случая после окончания трудового договора, а также в случае, когда размер ежемесячной страховой выплаты не позволяет адекватно возместить пострадавшему потерю профессиональной трудоспособности, применить обычный размер вознаграждения работника определенной квалификации в данной местности на момент получения увечья либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых функций.

В законодательстве отсутствует определение понятия "обычный размер вознаграждения", однако, по мнению Департамента, данное понятие можно охарактеризовать как средний размер заработка (дохода) работника его квалификации, сложившийся в данной местности.

Исходя из положений ст. 12 Закона, при исчислении среднего месячного заработка учитывается заработок по той работе, при исполнении которой произошло повреждение здоровья.

6. Вопрос: Как производится назначение обеспечения по страхованию за прошедшее время?

Ответ: В соответствии с нормами Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" требование о назначении и выплате обеспечения по страхованию, предъявленное за прошедшее время в связи с установлением учреждением медико-социальной экспертизы размера утраты профессиональной трудоспособности за прошлое время, удовлетворяется за этот период не более чем за три года, предшествовавшие обращению за обеспечением по страхованию.

7. Вопрос: Как рассчитывается обеспечение по страхованию лиц, находившихся на иждивении застрахованного, получавшего страховое обеспечение, в случае его смерти?

Ответ: В соответствии с п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднемесячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих право на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.

В случае смерти лица, получающего обеспечение по страхованию, лицам, находящимся на иждивении застрахованного, размер страхового обеспечения рассчитывается исходя из фактического размера ежемесячных страховых выплат, получаемых пострадавшим при жизни, за вычетом доли, приходящейся на него самого.

8. Вопрос: Производится ли обеспечение по страхованию в случае смерти застрахованных лиц, являющихся слушателями учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 22.08.96 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" статус слушателей учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента высшего у

Наши рекомендации