Письмо ФСС РФ от 21.06.2005 г. N 02-18/06-5481 «О применении повышающих коэффициентов при расчете среднего заработка застрахованного»

В Фонд социального страхования Российской Федерации поступают обращения региональных отделений Фонда в связи с различной судебной практикой по порядку применения коэффициентов при расчете среднего заработка застрахованного, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата.

Статьей 29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон) установлено, что со дня вступления Закона в силу утрачивает силу Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 N 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей", за исключением абзацев первого и второго пункта 2.

Абзацами первым и вторым пункта 2 вышеуказанного Постановления предусматривается в связи с повышением стоимости жизни и изменениями в уровне номинальной оплаты труда увеличение на соответствующие коэффициенты заработка, из которого исчислен размер возмещения.

Таким образом, в связи с повышением стоимости жизни законодательно закреплено применение коэффициентов к суммам заработка по увечьям и иным повреждениям здоровья, полученным до 31 января 1993 года.

В соответствии с пунктом 10 статьи 12 Закона в связи с повышением уровня жизни суммы заработка, из которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, увеличиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Порядок увеличения сумм заработка по увечьям, полученным после 31.01.1993, законодательно не определен.

Вместе с тем суды при вынесении решений по вопросам назначения обеспечения по страхованию применяют при расчете размера среднего месячного заработка по увечьям, полученным после 31.01.1993, порядок индексации заработной платы пропорционально росту величины прожиточного минимума, росту индекса потребительских цен или минимального размера оплаты труда.

Однако в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2003 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2004 года, указывается, что не основана на нормах действующего законодательства индексация заработной платы застрахованного пропорционально росту величины прожиточного минимума трудоспособного населения, росту индекса потребительских цен или увеличению минимального размера оплаты труда за 12-месячный период, установленный для исчисления среднемесячного заработка для определения размера ежемесячного страхового возмещения. Поскольку ежемесячное страховое возмещение компенсирует утраченный заработок, то оно должно исчисляться из реально полученного пострадавшим среднемесячного заработка за расчетный период.

Учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, при вынесении судами решений об индексации заработной платы для исчисления ежемесячной страховой выплаты с применением вышеуказанных коэффициентов региональным отделениям Фонда рекомендуем обжаловать подобные решения в порядке, установленном Гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, а также пунктом 2 статьи 36 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Дополнительно сообщаем, что Фондом направлены в Минздравсоцразвития России предложения по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в частности, об исключении пункта 10 статьи 12.

Л.Н.РАУ

Письмо ФСС РФ от 06.07.2005 г. N 02-18/06- 6048 «О применении иностранных официальных документов на территории российской федерации, представляемых в целях обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В связи с поступающими запросами региональных отделений Фонда по вопросу применения иностранных официальных документов сообщаем.

В соответствии со статьей 7 Гражданского кодекса Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

При этом, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора. Аналогичная норма содержится и в статье 2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Статьей 55 Консульского Устава СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.06.1976, определено, что консул легализует документы и акты, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей. Такие документы и акты принимаются к рассмотрению только при наличии консульской легализации, если иное не предусмотрено законодательством СССР или международным договором Российской Федерации.

Консульская легализация заключается в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей на документах и актах и соответствия их законам государства пребывания с целью использования их в другом государстве. Консульская легализация подтверждает правомочность документов и актов в международном общении.

Иностранные документы, предназначенные для использования на территории России, могут быть легализованы на территории того государства, где эти документы выданы, либо на территории Российской Федерации.

Функции по консульской легализации за границей выполняют дипломатические или консульские учреждения Российской Федерации.

В первом случае документ должен быть заверен в Министерстве иностранных дел или ином уполномоченном органе государства, на территории которого выдан документ, а затем легализован в консульской службе Российской Федерации, находящейся в данном государстве.

Во втором случае иностранный документ заверяется в дипломатическом представительстве или консульском учреждении государства, где он был выдан, а затем легализуется в Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Документы, составленные на иностранном языке, должны представляться с надлежащим образом заверенным их переводом на русский язык.

Вместе с тем, процедура консульской легализации может быть отменена положениями международных договоров и соглашений, участницей которых является Российская Федерация.

В соответствии с Гаагской конвенцией от 5 октября 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, к которой Российская Федерация присоединилась 31 мая 1992 года, документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства, предназначенные для представления в официальные органы государств - участников Конвенции, могут быть использованы на территории другого государства только после их соответствующего удостоверения.

В соответствии с указанной Конвенцией на документах, совершенных компетентным органом одного государства и предназначенных для использования на территории другого государства, проставляется специальный штамп (апостиль) - удостоверительная надпись. Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступает лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми он скреплен. Подпись, печать или штамп, проставляемые компетентным органом на апостиле, не требуют никакого дальнейшего заверения или легализации.

Легализации и проставления апостиля не требуется, если договоренности между двумя или несколькими государствами отменяют или упрощают данную процедуру.

Так, двусторонние договоры об оказании правовой помощи, участницей которых является Российская Федерация, а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная 22 января 1993 года в Минске государствами - членами СНГ, определяют порядок, в соответствии с которым документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения, рассматриваются как официальные и пользуются на территории других государств - участников договора (конвенции) доказательственной силой официальных документов без какого-либо удостоверения.

После легализации или удостоверения посредством апостиля, а также в случаях, когда легализация не требуется, производится перевод документов и верность перевода свидетельствуется нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

На основании изложенного, при представлении в исполнительные органы Фонда иностранных официальных документов, необходимых для осуществления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, принимаются к рассмотрению документы, легализованные в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или положениями международных договоров, отменяющих или упрощающих процедуру легализации, участницей которых является Российская Федерация.

Л.Н.РАУ

Статья: Взносы на "травматизм": как рассчитать, уплатить и получить возмещение из ФСС? (Мишанина М., 2017)

"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2017, N 5

ВЗНОСЫ НА "ТРАВМАТИЗМ":

КАК РАССЧИТАТЬ, УПЛАТИТЬ И ПОЛУЧИТЬ ВОЗМЕЩЕНИЕ ИЗ ФСС?

Несмотря на все пертурбации, произошедшие в 2017 году в сфере обязательного социального страхования, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы на "травматизм") по-прежнему администрирует ФСС. Изменился ли порядок исчисления и уплаты этих взносов? Как за счет взносов возместить расходы на предупредительные меры по сокращению травматизма? Какие бухгалтерские записи следует сделать в учете? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Основные правила исчисления и уплаты взносов

База для начисления страховых взносов. Правоотношения в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным законом N 125-ФЗ <1>. Согласно положениям данного Закона взносом на "травматизм" признается обязательный платеж, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который учреждение-страхователь обязано внести страховщику - ФСС.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Страховые взносы начисляются на выплаты и иные вознаграждения застрахованным лицам в рамках (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ):

- трудовых отношений;

- гражданско-правовых договоров на выполнение работ и (или) оказание услуг, а также договоров авторского заказа, если уплата взносов предусмотрена этими договорами.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, поименованы в ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ. К ним, в частности, относятся:

- государственные пособия и компенсационные выплаты (в пределах норм), установленные законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления (пп. 1, 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ);

- отдельные виды материальной помощи (пп. 3, 12 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ).

База для начисления страховых взносов на травматизм определяется исходя из величины облагаемых взносами выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, как в денежной, так и в натуральной форме (п. 2, 3 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ).

Обратите внимание! Для целей начисления взносов на травматизм предельная величина базы по страховым взносам не установлена. Такие взносы исчисляются со всей суммы облагаемых ими выплат и вознаграждений в пользу физических лиц без каких-либо ограничений.

Размер страхового тарифа. Тарифы взносов на травматизм устанавливаются в зависимости от класса профессионального риска по основному виду деятельности учреждения (ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 125-ФЗ).

В 2017 году страховые взносы уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, которые утверждены Федеральным законом N 179-ФЗ <2> (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2016 N 419-ФЗ). То есть размеры тарифов взносов на травматизм по сравнению с прошлым годом не изменились, они установлены в диапазоне от 0,2 до 8,5%. Каждому классу профессионального риска (всего их 32) присвоен свой тариф. Чем выше риск получить производственную травму или профессиональное заболевание, тем больше тариф.

--------------------------------

<2> Федеральный закон от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".

Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (далее - Правила N 713). Согласно п. 15 указанных Правил страхователи - государственные (муниципальные) учреждения относятся к первому классу профессионального риска в части деятельности, которая финансируется из бюджетов всех уровней и приравненных к ним источников. Соответственно, тариф страховых взносов для таких учреждений должен быть установлен в размере 0,2%.

Обратите внимание! Приказом Минтруда РФ от 30.12.2016 N 851н (вступил в силу 30.01.2017) утверждена новая классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная на основе наименований видов деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД 2.

С целью установления на текущий год тарифа страховых взносов на травматизм учреждения обязаны ежегодно в срок до 15 апреля подавать в территориальный орган ФСС по месту регистрации комплект документов для подтверждения основного вида экономической деятельности. Данную процедуру следует проводить в порядке, определенном Приказом Минздравсоцразвития РФ N 55 <3> (далее - Порядок N 55).

--------------------------------

<3> Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами".

К сведению. Основной вид деятельности вновь созданных учреждений не требует подтверждения в первый год их деятельности (п. 6 Порядка N 55).

Размер тарифа на год территориальный орган ФСС указывает в уведомлении. Оно направляется страхователю в двухнедельный срок с даты, когда соответствующие документы представлены (п. 4 Порядка N 55). До установления тарифа страховые взносы должны уплачиваться с учетом основного вида деятельности, подтвержденного в предыдущем году (п. 11 Порядка N 55).

В случае неподтверждения основного вида деятельности в определенные сроки тариф взносов на "травматизм" будет установлен ФСС самостоятельно исходя из вида деятельности учреждения, имеющего наиболее высокий класс профессионального риска, в соответствии с кодами ОКВЭД, которые указаны в ЕГРЮЛ. Фонд уведомит страхователя об этом в срок до 1 мая (п. 5 Порядка N 55, п. 13 Правил N 713).

На заметку. Особенности подтверждения основного вида экономической деятельности за 2016 год были рассмотрены в Письме ФСС РФ от 08.02.2017 N 02-09-11/16-07-2827.

Согласно нормам ст. 22 Федерального закона N 125-ФЗ ФСС может устанавливать скидки или надбавки к тарифу. Их размер рассчитывается по итогам работы страхователя за три года и устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию. Размер скидки или надбавки не может превышать 40% страхового тарифа, установленного страхователю. При наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не предусматривается.

Исчисление страховым взносов. Исчисление обязательных платежей по страховым взносам производится ежемесячно по следующей формуле (п. 9 ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ):

Облагаемые взносами Суммы ежемесячных

выплаты и иные Тариф обязательных платежей,

Страховые вознаграждения, страховых исчисленных с начала

взносы = начисленные с x взносов - расчетного периода <*>.

к уплате начала расчетного (с учетом по предшествующий

за месяц периода <*> до скидки календарный месяц

окончания (надбавки)) включительно

календарного месяца

--------------------------------

<*> Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (п. 1 ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ).

Сумма страховых взносов, подлежащая уплате страхователем, уменьшается на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения согласно законодательству РФ (п. 7 ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ). Кроме того, страхователь вправе зачесть сумму превышения расходов на выплату обязательного страхового обеспечения над суммой начисленных страховых взносов в счет предстоящих платежей (п. 8 ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ).

Уплата страховых взносов. Ежемесячный обязательный платеж по страховым взносам на "травматизм" производится не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который взносы начислены. Если указанный срок приходится на выходной или нерабочий праздничный день, взносы надо заплатить в ближайший следующий за ним рабочий день. Об этом говорится в п. 4 ст. 22 Федерального закона N 125-ФЗ.

Перечисляются взносы в рублях и копейках (п. 10 ст. 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ).

Согласно Указаниям N 65н <4> взносы на "травматизм" уплачиваются в 2017 году по КБК 393 1 02 02050 07 1000 160.

--------------------------------

<4> Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.

Проведение мероприятий по охране труда за счет взносов

Суммы страховых взносов на "травматизм", подлежащие перечислению в установленном порядке в ФСС в текущем финансовом году, могут быть направлены на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - предупредительные меры) (п. 6 ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с Правилами N 580н <5>.

--------------------------------

<5> Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минтруда РФ от 10.12.2012 N 580н.

К сведению. Особенности возмещения расходов страхователя на предупредительные меры в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, определены Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294.

Размер финансирования предупредительных мер. Согласно п. 2 Правил N 580н на проведение предупредительных мер могут быть направлены средства в размере не более 20% сумм страховых взносов, начисленных им за предшествующий календарный год, за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем за данный период.

При этом в случае, если учреждение с численностью работников до 100 человек не осуществляло финансовое обеспечение предупредительных мер в течение предыдущих двух лет, объем средств не может превышать:

- 20% сумм страховых взносов, начисленных за три последовательных года, предшествующих текущему финансовому году, за вычетом произведенных за этот период расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования;

- сумму страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС в текущем финансовом году.

Расходы, подлежащие возмещению за счет средств ФСС. Перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств ФСС, приведен в п. 3 Правил N 580н.

Примечание. В 2016 году данный перечень был скорректирован и расширен (см. Приказы Минтруда РФ от 29.04.2016 N 201н, от 14.07.2016 N 353н).

Среди указанных мероприятий названы:

- проведение специальной оценки условий труда;

- реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие государственным нормативным требованиям охраны труда;

- обучение по охране труда отдельных категорий работников (включая отдельные категории работников опасных производственных объектов, руководителей, специалистов служб охраны труда, членов комиссий по охране труда);

- приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории РФ (далее - СИЗ), в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств. Расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная специальная одежда изготовлена на территории РФ из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых также является Российская Федерация;

- санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

- проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;

- обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых предусмотрено такое питание;

- приобретение приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеров или алкометров) (если работники проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры);

- приобретение приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов) (если страхователями осуществляются пассажирские и грузовые перевозки);

- приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи;

- приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах;

- приобретение отдельных приборов, устройств, оборудования и (или) комплексов (систем) приборов, устройств, оборудования, непосредственно обеспечивающих проведение обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте и (или) дистанционную видео- и аудиофиксацию инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранение результатов такой фиксации.

Порядок возмещения расходов на предупредительные меры. Чтобы возместить расходы на проведение мероприятий по охране труда за счет средств ФСС, нужно представить в срок до 1 августа текущего календарного года в территориальное отделение фонда заявление (п. 4 Правил N 580н). К нему следует приложить:

- план финансового обеспечения предупредительных мер на текущий год;

- копию плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;

- документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер (перечислены в п. 4 Правил N 580н, зависят от видов проводимых мероприятий).

Копии документов должны быть заверены печатью учреждения (при наличии) (п. 6 Правил N 580н).

Органы ФСС принимают решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, в том числе об объеме финансового обеспечения или отказе в финансовом обеспечении, в следующем порядке (п. 8 Правил N 580н):

- в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет до 10 000 000 руб. включительно, решение принимается территориальным отделением ФСС по месту регистрации страхователя в течение 10 рабочих дней со дня получения комплекта документов;

- в отношении страхователей, у которых сумма страховых взносов, начисленных за предшествующий год, составляет более 10 000 000 руб., решение принимает территориальное отделение ФСС в течение 3 рабочих дней со дня получения комплекта документов, после чего оно направляет их на согласование в ФСС (центральный аппарат), который согласовывает представленные документы в течение 15 рабочих дней со дня их поступления.

Решение территориального органа ФСС оформляется приказом и в течение трех рабочих дней с даты его принятия или получения согласования из центрального органа ФСС направляется страхователю. При принятии решения об отказе в финансовом обеспечении указываются причины (п. 9 Правил N 580н).

Подтверждение расходов на предупредительные меры. После завершения запланированных мероприятий страхователь обязан представить в ФСС отчет об использовании сумм страховых взносов на предупредительные меры и документы, подтверждающие произведенные расходы (п. 12 Правил N 580н). Рекомендуемая форма отчета приведена в Письме ФСС РФ от 02.07.2015 N 02-09-11/16-10779 (приложение 2). Формировать его нужно ежеквартально.

К сведению. Сведения о расходовании средств на финансирование предупредительных мероприятий отражаются также по строке 9 таблицы 3 "Расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" формы 4 - ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.09.2016 N 381.

Отметим, что расходы на мероприятия по охране труда, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (п. 14 Правил N 580н).

Отражение операций в учете

Расходы государственных (муниципальных) учреждений на уплату страховых взносов на "травматизм" необходимо отражать по коду вида расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений" с увязкой в целях ведения бухгалтерского (бюджетного) учета с подстатьей 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ.

Для отражения расходов в части обеспечения мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приобретение спецодежды), в счет начисляемых страховых взносов на травматизм предусмотрена увязка кода вида расходов 119 со статьями (подстатьями) 225, 226, 340 КОСГУ (приложение 5 к Указаниям N 65н).

В соответствии с положениями Инструкций N 162н <6>, 174н <7> и 183н <8>, разъяснениями Минфина, приведенными в Письмах от 16.02.2017 N 02-07-07/8786, от 29.12.2016 N 02-07-10/79030, от 23.12.2016 N 02-07-10/77807, расходы на начисление и перечисление взносов на "травматизм", а также расходы на оплату мероприятий по сокращению травматизма и последующее получение от ФСС суммы финансового обеспечения указанных расходов отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете так:

Содержание операции Дебет <9> Кредит <9>
Ежемесячное начисление страховых взносов на "травматизм"
Начислены страховые взносы 0 401 20 213 0 109 XX 213 0 303 06 730
Уплачены страховые взносы в ФСС 0 303 06 830 0 304 05 213 <10>
0 201 11 610 18 (подстатья 213 КОСГУ)
Отражение расходов на проведение мероприятий по сокращению травматизма
Поступило имущество, выполнены работы, оказаны услуги в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 105 XX 340 0 106 31 310 0 302 34 730 0 302 31 730
0 401 20 225 0 109 XX 225 0 302 25 730
0 401 20 226 0 109 XX 226 0 302 26 730
Произведена оплата в рамках мероприятий по сокращению травматизма:    
- исполнителю работ, услуг 0 302 25 830 0 302 26 830 0 304 05 225 <10> 0 304 05 226 <10>
0 201 11 610 18 (подстатьи 225, 226 КОСГУ)
- поставщику имущества 0 302 34 830 0 302 31 830 0 304 05 340 <10> 0 304 05 310 <10>
0 201 11 610 18 (статьи 340, 310 КОСГУ)
Возмещение за счет средств ФСС расходов на предупредительные меры
Начислены требования по компенсации затрат государства, произведенных в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 209 30 560 0 401 10 130
Зачтены расходы, произведенные в рамках мероприятий по сокращению травматизма, путем встречного требования к ФСС 0 303 06 830 0 209 30 560
Перечислены страховые взносы в ФСС за вычетом произведенных расходов в рамках мероприятий по сокращению травматизма 0 303 06 000 0 304 05 213 <10>
0 201 11 610 18 (подстатья 213 КОСГУ)

--------------------------------

<6> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.

<7> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н.

<8> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н.

<9> Автономные учреждения в 24 - 26-м разрядах соответствующих номеров счетов (за исключением счетов 401 20, 109 00, 401 10) указывают нули.

<10> Счет 304 05 применяется казенными учреждениями.

* * *

Кратко сформулируем основные выводы.

1. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов остался прежним. Размеры тарифов взносов на "травматизм" по сравнению с прошлым годом не изменились, они установлены в диапазоне от 0,2 до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска по основному виду деятельности учреждения. Тариф страховых взносов для учреждений, чья деятельность финансируется за счет бюджетных средств и относится к первому классу профессионального риска, должен быть установлен в размере 0,2%.

2. Учреждение вправе возместить за счет страховых взносов на "травматизм" часть расходов на обеспечение предупредительных мер. При этом объем средств, направляемых ФСС на финансовое обеспечение таких мероприятий, не может превышать 20% сумм страховых взносов, начисленных страхователем за предшествующий календарный год.

3. Чтобы возместить расходы на проведение мероприятий по охране труда за счет средств ФСС, нужно представить в срок до 1 августа текущего календарного года в территориальное отделение фонда заявление с приложением документов, перечень которых приведен в п. 4 Правил N 580н.

4. Отражать в учете расходы на начисление и перечисление взносов на "травматизм", а также расходы на оплату мероприятий по сокращению травматизма и последующее получение от ФСС суммы финансового обеспечения указанных расходов следует в соответствии с положениями действующих инструкций и рекомендациями Минфина, приведенными в Письмах от 16.02.2017 N 02-07-07/8786, от 29.12.2016 N 02-07-10/79030, от 23.12.2016 N 02-07-10/77807.

М. Мишанина

Эксперт журнала

"Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

26.04.2017

Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 г. № 184. Об утверждении правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в ред., последняя от 22.12.2016г. № 1434)

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.12.2003 N 754,

от 11.04.2005 N 207, от 31.12.2010 N 1231, от 22.12.2016 N 1434)

В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803) Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ПУТИН

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 2 марта 2000 г. N 184

ПРАВИЛА

Наши рекомендации