Расходы государственного бюджета, их состав и структура.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Конкретные виды бюджетных расходов определяется рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов определяет систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета.

1) В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы бюджета - эти денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.

2) Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства.

При этом все расходы подразделяются на крупные разделы:

1) государственное управление и местное самоуправление;

2) судебная власть;

3) международная деятельность;

4) национальная оборона;

5) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

6) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

7) промышленность, энергетика и строительство;

8) сельское хозяйство и рыболовство;

9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

11) жилищно-коммунальное хозяйство;

12) образование;

13) здравоохранение и физическая культура;

14) культура, искусство и кинематография;

15) средства массовой информации;

16) обслуживание государственного долга;

17) финансовая помощь бюджетам других уровней;

18) целевые бюджетные фонды;

19) пополнение государственных запасов и резервов;

20) социальная политика;

21) прочие расходы.

Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных областях общественной жизни.

3) Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

4) В соответствии с территориальной классификацией расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов Федерации и расходы местных бюджетов.

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования - системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Предоставление денежных средств осуществляется при помощи следующих форм бюджетного финансирования:

1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;

3) трансфертов населению;

4) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

5) дотаций, субвенций и субсидий нижестоящим бюджетам и государственным внебюджетным фондам;

6) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.

Расходы федерального бюджета.В соответствии с действующим в РФ законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

1. обеспечение деятельности Президента Российской Федера­ции, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной из­бирательной комиссии Российской Федерации, федераль­ных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

2. функционирование федеральной судебной системы;

3. осуществление международной деятельности в общефеде­ральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с междуна­родными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Рос­сийской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

4. национальная оборона и обеспечение безопасности государ­ства, осуществление конверсии оборонных отраслей про­мышленности;

5. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

6. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

7. государственная поддержка атомной энергетики;

8. ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихий­ных бедствий федерального масштаба;

9. исследование и использование космического пространства;

10. содержание учреждений, находящихся в федеральной собст­венности или в ведении органов государственной власти РФ;

11. формирование федеральной собственности;

12. обслуживание и погашение государственного долга РФ;

13. компенсация государственным внебюджетным фондам рас­ ходов на выплату государственных пенсий и пособий, дру­гих социальных выплат, подлежащих финансированию и соответствии с законодательством РФ за счет средств феде­рального бюджета;

14. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального ре­зерва;

15. проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

16. федеральная инвестиционная программа;

17. обеспечение реализации решений федеральных органов го­сударственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

18. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

19. финансовая поддержка субъектов Федерации;

20. официальный статистический учет и др.

Основные направления использования средств региональных бюджетов.Расходы региональных бюджетов осуществляются по следующим направлениям:

- обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;

- обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

- проведение выборов и референдумов субъектов РФ;

- обеспечение реализации региональных целевых программ;

- формирование государственной собственности субъектов РФ;

- реализация международных и внешнеэкономических связей содержание и развитие предприятий, учреждений и организа­ций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

- оказание финансовой помощи местным бюджетам;

- обеспечение осуществления отдельных государственных пол­номочий, передаваемых на муниципальный уровень;

- компенсация дополнительных расходов, возникших в резуль­тате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расхо­дов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Расходная часть местных бюджетов.Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных орга­нов власти - разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Уве­личение числа поселений, осуществление мероприятий по разви­тию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустрой­ства населенных мест влекут расширение расходов местных бюдже­тов Возрастание расходов связано с новым строительством и по­вышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

1. содержание органов местного самоуправления;

2. формирование муниципальной собственности и управление ею;

3. организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

4. содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

5. организация, содержание и развитие муниципального жи­лищно-коммунального хозяйства;

6. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

7. благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

8. организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

9. содержание мест захоронения, находящихся в ведении муни­ципальных органов;

10. организация транспортного обслуживания населения и учре­ждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

11. обеспечение противопожарной безопасности;

12. охрана окружающей природной среды на территориях муни­ципальных образований;

13. реализация целевых программ, принимаемых органами мест­ного самоуправления;

14. обслуживание и погашение муниципального долга;

15. целевое дотирование населения;

16. содержание муниципальных архивов;

17. проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Дефицит бюджета

Бюджет функционирует в единстве двух экономических форм (доходы и расходы), которые теснейшим образом взаимосвязаны как количественно, так и качественно. При количественном сопоставлении доходов и расходов может сложиться три ситуации:

1) доходы равны расходам, т.е. сбалансированность или баланс бюджета;

2) доходы больше расходов, т.е. профицит бюджета;

3) доходы меньше расходов, т.е. дефицит бюджета.

Как экономическая ситуация дефицит представляет собой превышение расходов над доходами. С количественной точки зрения дефицит может быть измерен следующими показателями:

1) абсолютный размер дефицита Расходы государственного бюджета, их состав и структура. - student2.ru (аЬс)=Р-Д (руб);

2) относительный размер дефицита Расходы государственного бюджета, их состав и структура. - student2.ru (%)=(Р-Д)/ВНП*100%.

Оценка дефицита как явление неоднозначно. Она зависит от причин, по которым возникает дефицит. Опыт показывает, что бюджетный дефицит возникает по трём причинам:

1) обезвоживание бюджета в связи с необходимостью осуществления крупных государственных инвестиций в экономику или социальную сферу;

2) образование дефицита в результате чрезвычайных обстоятельств (техногенные аварии, катастрофы, войны);

3) кризисные явления в экономике, развал, неэффективность управления государством.

В основе бюджетного дефицита заложено:

1) Бюджетный дефицит негативное явление, его нельзя устранять путём чисто арифметических операций.

2) Не следует рассматривать сбалансированность бюджета как главную цель при его формировании. Допускается дефицит бюджета, но в разумных пределах. 2-3%о дефицит считается безопасным при условии 50%>-го государственного долга от ВНП.

3) Необходимо разумно использовать различные меры по покрытию бюджетного дефицита.

Меры по покрытию дефицита:

1) денежная эмиссия;

2) государственные займы;

3) группа экономических мер – принятие мер по экономическому росту, развитию экономики, научно-техническому подъему.

Темы рефератов и сообщений:

1. Взаимосвязь государственного бюджета с другими звеньями финансовой системы и кредитом.

2. Анализ динамики доходов и расходов государственного бюджета и соотношения между ними за последние 5 лет.

3. Системы платежей предприятий в государственный бюджет в 80-е годы, последние 5 лет. Сопоставление.

4. Проблемы бюджетного дефицита в России. Пути их решения.

5. Опыт построения налоговых систем зарубежных стран.

ТЕМА 8. Бюджетное устройство.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ

1. Понятие бюджетного устройства.

2. Принципы бюджетной системы

3. Бюджетный механизм.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

Наши рекомендации