Расходы государственного бюджета, их состав и структура.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Конкретные виды бюджетных расходов определяется рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание этих факторов определяет систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета.
1) В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
Капитальные расходы бюджета - эти денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.
2) Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета, отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства.
При этом все расходы подразделяются на крупные разделы:
1) государственное управление и местное самоуправление;
2) судебная власть;
3) международная деятельность;
4) национальная оборона;
5) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
6) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
7) промышленность, энергетика и строительство;
8) сельское хозяйство и рыболовство;
9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
11) жилищно-коммунальное хозяйство;
12) образование;
13) здравоохранение и физическая культура;
14) культура, искусство и кинематография;
15) средства массовой информации;
16) обслуживание государственного долга;
17) финансовая помощь бюджетам других уровней;
18) целевые бюджетные фонды;
19) пополнение государственных запасов и резервов;
20) социальная политика;
21) прочие расходы.
Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных областях общественной жизни.
3) Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.
4) В соответствии с территориальной классификацией расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов субъектов Федерации и расходы местных бюджетов.
Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования - системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.
Предоставление денежных средств осуществляется при помощи следующих форм бюджетного финансирования:
1) ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
2) средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам;
3) трансфертов населению;
4) субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
5) дотаций, субвенций и субсидий нижестоящим бюджетам и государственным внебюджетным фондам;
6) инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц.
Расходы федерального бюджета.В соответствии с действующим в РФ законодательством исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:
1. обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
2. функционирование федеральной судебной системы;
3. осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);
4. национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
5. фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
6. государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
7. государственная поддержка атомной энергетики;
8. ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
9. исследование и использование космического пространства;
10. содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;
11. формирование федеральной собственности;
12. обслуживание и погашение государственного долга РФ;
13. компенсация государственным внебюджетным фондам рас ходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию и соответствии с законодательством РФ за счет средств федерального бюджета;
14. пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
15. проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
16. федеральная инвестиционная программа;
17. обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
18. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
19. финансовая поддержка субъектов Федерации;
20. официальный статистический учет и др.
Основные направления использования средств региональных бюджетов.Расходы региональных бюджетов осуществляются по следующим направлениям:
- обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ;
- обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
- проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
- обеспечение реализации региональных целевых программ;
- формирование государственной собственности субъектов РФ;
- реализация международных и внешнеэкономических связей содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
- оказание финансовой помощи местным бюджетам;
- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
- компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.
Расходная часть местных бюджетов.Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти - разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут расширение расходов местных бюджетов Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
1. содержание органов местного самоуправления;
2. формирование муниципальной собственности и управление ею;
3. организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
4. содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
5. организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
6. муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
7. благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
8. организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);
9. содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
10. организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
11. обеспечение противопожарной безопасности;
12. охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
13. реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
14. обслуживание и погашение муниципального долга;
15. целевое дотирование населения;
16. содержание муниципальных архивов;
17. проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Дефицит бюджета
Бюджет функционирует в единстве двух экономических форм (доходы и расходы), которые теснейшим образом взаимосвязаны как количественно, так и качественно. При количественном сопоставлении доходов и расходов может сложиться три ситуации:
1) доходы равны расходам, т.е. сбалансированность или баланс бюджета;
2) доходы больше расходов, т.е. профицит бюджета;
3) доходы меньше расходов, т.е. дефицит бюджета.
Как экономическая ситуация дефицит представляет собой превышение расходов над доходами. С количественной точки зрения дефицит может быть измерен следующими показателями:
1) абсолютный размер дефицита (аЬс)=Р-Д (руб);
2) относительный размер дефицита (%)=(Р-Д)/ВНП*100%.
Оценка дефицита как явление неоднозначно. Она зависит от причин, по которым возникает дефицит. Опыт показывает, что бюджетный дефицит возникает по трём причинам:
1) обезвоживание бюджета в связи с необходимостью осуществления крупных государственных инвестиций в экономику или социальную сферу;
2) образование дефицита в результате чрезвычайных обстоятельств (техногенные аварии, катастрофы, войны);
3) кризисные явления в экономике, развал, неэффективность управления государством.
В основе бюджетного дефицита заложено:
1) Бюджетный дефицит негативное явление, его нельзя устранять путём чисто арифметических операций.
2) Не следует рассматривать сбалансированность бюджета как главную цель при его формировании. Допускается дефицит бюджета, но в разумных пределах. 2-3%о дефицит считается безопасным при условии 50%>-го государственного долга от ВНП.
3) Необходимо разумно использовать различные меры по покрытию бюджетного дефицита.
Меры по покрытию дефицита:
1) денежная эмиссия;
2) государственные займы;
3) группа экономических мер – принятие мер по экономическому росту, развитию экономики, научно-техническому подъему.
Темы рефератов и сообщений:
1. Взаимосвязь государственного бюджета с другими звеньями финансовой системы и кредитом.
2. Анализ динамики доходов и расходов государственного бюджета и соотношения между ними за последние 5 лет.
3. Системы платежей предприятий в государственный бюджет в 80-е годы, последние 5 лет. Сопоставление.
4. Проблемы бюджетного дефицита в России. Пути их решения.
5. Опыт построения налоговых систем зарубежных стран.
ТЕМА 8. Бюджетное устройство.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕКЦИИ
1. Понятие бюджетного устройства.
2. Принципы бюджетной системы
3. Бюджетный механизм.
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ