Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета.

Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов — подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний, акцизный налог и т. д. Федеральные бюджетные расходы подразделяются на расходы по государственному управлению, военные расходы, расходы на социально-экономические цели (выплата социальных пособий, здравоохранение, просвещение, наука), расходы на хозяйственную деятельность государства и расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности (выплаты по государственному долгу и его обслуживание). Если расходы превышают доходы, то возникает бюджетный дефицит, или отрицательное сальдо бюджета. И наоборот, если доходы превышают расходы, то образуется бюджетный профицит, или положительное сальдо бюджета. Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и доходами.

Профицит бюджета возникает, когда правительство собирает больше налогов, чем тратит на финансирование бюджетных организаций и проектов, включая уплату процентов по обслуживанию государственного долга. Таким образом, профицит состоит из величины, на которую в бюджетном году сокращается государственный долг (сумма, затраченная на погашение, минус привлечение новых займов), а также средств, направленных на пополнение государственного финансового резерва. Дефицит бюджета соответственно возникает, когда правительство тратит на финансирование бюджетных организаций и проектов больше, чем собирает налогов. Дефицит госбюджета может быть покрыт различными способами — в форме прямых кредитов Центрального банка, заимствований на внутреннем и внешнем рынках, дополнительных доходов бюджета — например, доходов от приватизации, и т. д.

Бюджетная политика

Бюджет — главный инструмент проведения социально-экономической политики государства. Это рычаг, с помощью которого правительство оказывает воздействие на весь процесс производства и распределения финансовых и производственных ресурсов в стране. Говоря о достижении определенных социально-экономических целей с помощью регулирования госбюджета, говорят о бюджетной политике государства. В идеале бюджетная политика должна способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны. Выделяют три основных функции бюджетной политики:

— фискальная — изъятие налогов правительство обеспечивает необходимые ресурсы для своей деятельности, то есть для покрытия расходов на военные, экономические и социальные программы, а также на существование аппарата управления;

— экономического регулирования — налоги и расходы используются правительством для управления хозяйственной деятельностью и осуществления определённых целей экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных сдвигов и т. п.);

— выравнивания доходов — т. е. перераспределения доходов, благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных платежей, малообеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т. п.

В соответствии с экономическими целями, уровнем развития экономики и ее состоянием правительство страны определяет для себя приоритетные задачи бюджетной политики. Одной из задач бюджетной политики в странах с рыночной экономикой является финансирование тех отраслей производства, где частное предпринимательство и рыночные отношения не работают или работают неэффективно, а также тех сфер, где требуется защита интересов отдельных слоев общества или населения в целом.

Согласно поставленным задачам, происходит регулирование государственного бюджета. Подход к проблеме регулирования государственного бюджета может быть различным. При этом не существует понятия оптимальной стратегии. Одни экономисты и политики считают, что бюджет должен быть ежегодно сбалансированным. Другие придерживаются концепции циклически балансируемого бюджета (свод бюджета то с дефицитом, то с профицитом). Основными критериями эффективности бюджетной политики являются уровень собираемости бюджетных доходов (в т. ч. налогов), уровень выполнения бюджетных обязательств, величина бюджетного дефицита (профицита) и скорость роста (сокращения) государственного долга.

Место государства в экономике характеризуется соотношением расходов госбюджета и ВВП, т. е. бюджетной нагрузкой, а также соотношением налоговых поступлений в бюджет и ВВП — налоговой нагрузкой. Чем выше эти соотношения, тем большую роль играет государство в экономике. Наибольшая роль государства, как правило, возникает в странах с диктаторским и военизированным режимами, наименьшая — в демократических странах, где нет необходимости направлять значительные денежные средства на вооружение, не государство, а сами фирмы финансируют свое производство. Характерным признаком чрезмерной нагрузки является значительная доля «теневой» экономики, которая в России достигает по некоторым оценкам 40 %. Для сравнения — в динамично развивающихся странах эта доля составляет 20–30 %. Сокращение роли государства в экономике — одно из важнейших условий становления рыночных отношений.

Наши рекомендации