Расходы государственного бюджета

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства. Формирование расходов бюджетов всех уровней основывается на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых правительством.

Расходы государственного бюджета традиционно содержат:

- затраты на социальные нужды: здравоохранение, образование, культуру, социальные пособия, субсидии местным бюджетам на эти цели (трансферты):

- затраты на хозяйственные нужды: капитальные вложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ;

- расходы на оборону и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам;

- административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, органов правопорядка, юстиции и др.;

- платежи по государственному долгу (погашение и обслуживание).

Структура расходов государственного бюджета является социально стабилизирующим фактором. Она оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и инвестиции, на отраслевую и региональную структуру экономики; на национальную конкурентоспособность на мировом рынке. В то же время она может меняться. Например, в периоды кризисов и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут. По мере экономической стабилизации - сокращаются.

Классификация расходов государственного бюджета. Расходы бюджета классифицируют по четырем признакам: функциональному, программному, экономическому и ведомственному.

Функциональная классификация расходов бюджета отражает направление средств бюджета на выполнение функций государства. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются разделы, определяющие расходование средств бюджета на выполнение функций государства. Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджета являются подразделы, конкретизирующие направление средств бюджета на выполнение функций государства в пределах разделов.

Функциональные виды расходов предусматривают финансирование на:

1) общегосударственную деятельность;

2) национальную оборону;

3) судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности;

4) национальную экономику;

5) охрану окружающей среды;

6) жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство;

7) здравоохранение;

8) физическую культуру. спорт, культуру и средства массовой информации;

9) образование;

10) социальную политику.

Программная классификация расходов бюджета предполагает группировку расходов бюджета по бюджетным программам и подпрограммам.

Экономическая классификация расходов бюджета объединяет расходы бюджета по их экономическому содержанию.

Ведомственная классификация расходов республиканского бюджета и местных бюджетом отражает распределение бюджетных назначений по распорядителям средств республиканского бюджета и средств местных бюджетов соответственно.

Формирование расходов бюджета основывается на государственных минимальных социальных стандартах, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.

Расходы республиканского бюджета и местных бюджетов определяются с учетом программ социально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующей административно-территориальной единицы, нормативов бюджетной обеспеченности и осуществляются в размерах, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

С экономической точки зрения расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей текущее функционирование бюджетных организаций, оказание поддержки другим бюджетам, организациям и физическим лицам, отдельным отраслям экономики на текущее функционирование, а также включают в себя другие расходы бюджета, не увеличивающие стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов.

Капитальные расходы бюджета являются частью расходов бюджета, обеспечивающей инновационную и инвестиционную деятельность, включающей в себя расходы, предназначенные для инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, расходы на проведение модернизации, реконструкции и другие расходы, связанные с увеличением стоимости и основных средств, нематериальных активов и материальных запасов, а также расходы, при осуществлении которых создастся или увеличивается имущество, находящееся в республиканской и коммунальной собственности.

Капитальные расходы бюджета также включают в себя расходы на создание государственных запасов и резервов, приобретение земельных участков и имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Предоставление средств из бюджета осуществляется в различных формах, основными из них являются: финансирование бюджетных организаций; бюджетные трансферты населению; субсидии организациям и физическим лицам; бюджетные трансферты за границу; межбюджетные трансферты; расходы на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов и материальных запасов: бюджетные ссуды, займы, кредиты; расходы на обслуживание долговых обязательств; другие формы расходов.

Из бюджетов также финансируются расходы на государственные инвестиционные программы и проекты.

Развитие рыночных отношений в стране, интеграционных связей, совершенствование государственного управления заметно меняет состав расходов бюджета. Появились такие новые статьи расходов, как отчисления в бюджет союзного государства; расходы на финансирование аппарата уставных органов межгосударственной интеграции; расходы свободных экономических зон; расходе/ на малый бизнес и предпринимательство, ассигнования крестьянским (фермерским) хозяйствам и др.

Наши рекомендации