Расходы государственного бюджета.Их состав и структура.

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, опосредующие распределение и использование ре­сурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным воплощением — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления.

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов пред­назначены для обеспечения текущей деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные акти­вы, созданием государственных запасов и резервов.

По роли в процессе воспроизводства расходы бюджета де­лятся на расходы, связанные с финансированием материально­го производства, и расходы непроизводственной сферы.

По функциональному назначению различают расходы по фи­нансированию отраслей экономики (промышленности, сель­ского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, транс­порта и др.), социально-культурной сферы, обороны страны, аппарата управления, правоохранительной деятельности и го­сударственной безопасности, обслуживания государственного долга и др.

Расходы, на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию таких отраслей непроизводствен­ной сферы, как образование, здравоохранение, культура и ис­кусство, социальное обеспечение, а также расходы на средства массовой информации, физкультуру и спорт, мероприятия по социальной защите граждан

Расходы на оборону страны связаны с необходимостью обеспечивать функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии, разрабатывать новое воору­жение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей.

Расходы на управление включают затраты на финансирова­ние органов государственной власти и управления, отдельных категорий государственных служащих.

Важное значение в поддержании внутреннего порядка и предотвращении социальных конфликтов имеют расходы бюд­жета на правоохранительную деятельность.

Расходы на обеспечение государственной безопасности на­правлены на защиту внутренних и внешних интересов страны в различных сферах государственной деятельности.

Особое внимание в условиях развития рыночных отноше­ний уделяется социальной защите наименее обеспеченных сло­ев населения. Это выражается в дополнительных расходах го­сударства на мероприятия по повышению минимального уров­ня заработной платы, увеличению пособий, в том числе по без­работице, выплате различного рода компенсаций и т.п.

Вместе с тем развитие рыночных отношений в непроизвод­ственной сфере, а также ограниченные возможности бюджета в условиях бюджетного дефицита требуют привлечения внебюджетных источников для финансирования социально-культур­ных учреждений на основе расширения сферы платных услуг, оказываемых предприятиям и населению.

Значительно сокращаются расходы на отрасли экономики, формируются резервные фонды, финансируются развитие ры­ночной инфраструктуры, программы разгосударствления и при­ватизации и прочие расходы, отражающие направления и объе­мы рыночных реформ.

Однако сокращение бюджетных расходов на отрасли хозяй­ства не может завершиться полным отказом от их бюджетного финансирования, ибо стабилизация экономики и развитие пред­принимательства требуют финансовой помощи государства.

Бюджетный дефицит и пути его устранения

Бюджетный дефицит

Для бюджетного планирования и исполнения бюджета ха­рактерны следующие ситуации:

• сбалансированность доходов и расходов бюджета;

• превышение доходов над расходами (профицит бюджета);

• превышение расходов над доходами (дефицит бюджета). Идеальный вариант — полное покрытие расходов доходами.

Но даже сбалансированный бюджет не гарантирует отсутствие проблем в экономике страны.

К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:

1) рост государственных расходов как следствие крупных инвестиционных вложений государства в развитие экономики страны. В этом случае дефицит отражает государственное регулирование экономических процессов;

2) чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);

3) экономический кризис.

Чаще всего дефицит отражает кризисные явления в эконо­мике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной дея­тельности, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер по стабилизации экономики, оздоровлению фи­нансового состояния субъектов хозяйствования, реформирова­нию финансово-кредитной системы.

По расчетам отечественных экономистов, финансовое поло­жение в стране считается контролируемым при бюджетном де­фиците не более 2—3 % к ВВП и государственном долге, не пре­вышающем 50 % его величины. При таком подходе состояние го­сударственных финансов Республики Беларусь следует признать относительно стабильным

Источниками финансирования дефицита государственно­го бюджета могут быть как внутренние, так и внешние источни­ки. К внутренним источникам относятся государственные зай­мы посредством выпуска государственных ценных бумаг (в на­циональной валюте), кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним источни­кам относятся государственные займы (в иностранной валюте), кредиты правительств иностранных государств, банков, меж­дународных организаций.

Дефицит государственного бюджета ведет к инфля­ции, наращиванию государственного долга, истощению валют­ных резервов. Правительства государств в подобных условиях принимают бюджетные решения, направленные на сокращение дефицита. Это может быть ужесточение налоговых режимов, замораживание финансирования, сокращение трансфертных платежей и т.д.

В экстремальных условиях, вызван­ных резким возрастанием дефицита бюджета, можно достичь сбалансированности доходов и расходов, задействовав весь ме­ханизм государственного регулирования. И хотя бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли правомерно считать его неотъемлемой частью государственного бюджета. Условиями сокращения бюджетного дефицита являются:

• укрепление доходной базы бюджета;

• оптимизация расходов;

• реформирование бюджетного процесса.

В мировой практике для уменьшения бюджетного дефицита широко используется привлечение в страну иностранного капи­тала. Такая форма способствует сокращению бюджетных рас­ходов на финансирование капитальных вложений, расшире­нию круга налогоплательщиков, увеличению базы производ­ства товаров и услуг. Важно при этом, чтобы финансовые ресур­сы направлялись на финансирование высокоэффективных, при­оритетных инвестиционных программ.

55 Налоги как категория финансовых отношений ,их сущность и содержание

Современная наука называет налогом категорию, опосреду­ющую процесс перераспределения доходов в государственный бюджет.

Современное налоговое законодательство трактует налог и другие платежи исключительно в качестве средства, обеспечи­вающего доход бюджета. Налог, опосредуя экономические от­ношения между государством и плательщиками, призван не только обеспечить доходы государства, но и регулировать, вос­производить, стимулировать экономику в целом. Это фискаль­ная, с одной стороны, и регулирующая, воспроизводственная и стимулирующая функции налога — с другой.

Необходимость налогов вытекает из функций и задач госу­дарства, которое ведет разнообразную деятельность (политичес­кую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, со­циальную и др.), требующую средств. Таким образом, исследуя сущность налогов с учетом специ­фических черт, можно дать следующее определение. Налоги —это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые госу­дарством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударст­венных потребностей.

Экономическое содержание налогов проявляется в их функ­циях. Функция налога — это проявление его сущности в дей­ствии, способ выражения его свойств. Функция показывает, ка­ким образом реализуется общественное назначение данной эко­номической категории как инструмента стоимостного распре­деления и перераспределения доходов.

В числе налоговых функций обычно выделяют фискальную, стимулирующую, распределительную, регулирующую и конт­рольную.

Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспе­чении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Стимулирующая функция налогов реализуется через систе­му льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязывае­мых с льготообразующими признаками объекта налогообложе­ния.

Распределительная, а точнее перераспределительная, функ­ция обеспечивает процесс перераспределения части валового внутреннего продукта, главным образом чистого дохода. Неко­торое его количество направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), остальное — в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства, в форме налогов. У этой функции появилось регулирующее свойство, которое реализуется через налоговый механизм, и сегодня уже можно говорить о проявлении регулирующей функции налогов. Обус­ловлено это тем, что налоги, активно участвуя в перераспреде­лительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспро­изводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая пла­тежеспособный спрос населения

Осуществляя налоговое регулирование, государство прово­дит всесторонний анализ экономических систем и осуществля­ет налоговый контроль. Налогам, как и финансам, присуща контрольная функ­ция, которая способствует количественному и качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет кон­тролировать полноту и своевременность налоговых поступле­ний в бюджет и в конечном счете определяет необходимость ре­формирования налоговой системы.

Наши рекомендации